Анна Яньшина
«В поисках семьи жеребенка Тотошки». Занятие по основам гражданственности и патриотизма для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение «Детский сад №116»
Конспект интегрированного занятия в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
«Моё Оренбуржье»
Тема: «В поисках семьи жеребенка Тотошки».
Подготовила: воспитатель Яньшина А. Г.
Оренбург 2024 г.
Тема: «В поисках семьи жеребенка Тотошки».
Публикация «„В поисках семьи жеребенка Тотошки“, Занятие по основам гражданственности и патриотизма для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, родном городу.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края, закрепить знания о родной природе. Повторить понятия узкий-широкий, цвета: желтый, красный.
Воспитательные: воспитывать интерес к живому миру, любовь к родному краю, воспитывать взаимовыручку.
Развивающие: развивать диалогическую речь, любознательность, наблюдательность, развивать логическое мышление, закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи, развивать моторику рук.
Расширять и активизировать словарный запас: дать понятие «Оренбургский пуховый платок», прялка, чески, веретено, спицы, стадо-семья.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии :
1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей : предложение продемонстрировать свои знания о родном крае.
2. Приемы активизации деятельности детей на занятии : создание развивающей среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, использование наглядного материала, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ иллюстративного материала, комментирование, пояснения, познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей : задание на развитие логического мышления, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, игровые приемы.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с детьми определение качества продуктивной деятельности.
Создание среды для организации и проведения занятия : иллюстрации, картинки, карта Оренбургской области, набор «домашние и дикие животные», цветы тюльпаны, паутинка, палантин, платок, жеребенок, игрушки-лошадки, белое полотно (паутинка, два полотна (узкая и широкая дорожка)
Виды детской деятельности на занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно – исследовательская.
Продуктивная
Музыкально – художественная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
-обогащение словарного запаса воспитанников по теме;
-приобщение к нравственно-патриотическому воспитанию;
-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребенок активно участвует в речевой деятельности, в обсуждении.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Сопереживает.
4. Эмоционально реагирует.
5. Действует по правилам игры.
Интеграция образовательных областей.
Область Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие Опрос «Что мы знаем о семье животных, о диких и домашних животных. Умение различать цвета.
Развивать познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.
Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие Ведение опроса воспитанников.
Совместный поиск решения проблемной ситуации.
Собственное составление ответов на поставленные вопросы. Побуждать желание откликаться на просьбу о сотрудничестве в составлении рассказа. Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднении обращаться к взрослому за помощью. Развивать игровую деятельность.
Речевое развитие Развивать речь, расширять словарный запас: существительных, глаголов, прилагательных, наречий.
Приобщать к словесному искусству.
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Развивать диалогическую речь детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи). Формировать умение делать выводы, умозаключения.
Художественно-эстетическое развитие
Зарисовка наблюдений Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Развивать у детей индивидуальное самовыражение.
Учить погружаться в наблюдаемые явления.
Физическое развитие Динамическая пауза.
Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развивать физические качества.
План занятия.
Вводная часть: 2 мин
1. Введение в проблемную ситуацию.
2. Мотивация деятельности детей :
3. Целеполагание.
4. Проектирование решений проблемной ситуации:
Решение – продемонстрировать знания о символах Оренбуржья (тюльпан Шренка, Оренбургский пуховый платок).
Основная часть : 10 мин
5. Выполнение действий, направленных на достижение цели.
Актуализация ранее приобретенных знаний.
Опрос
Добывание (сообщение и принятие) нового знания:
Знакомство с новыми понятиями: «Оренбургский пуховый платок», прялка, чески, веретено, спицы, стадо-семья.
Динамическая пауза.
Самостоятельная деятельность детей :
Работа техникой тычками на полотне.
Заключительная часть: 3 мин
Анализ результатов деятельности:
Сопоставление результата с целью
Подведение итогов:
Обобщение полученных знаний в результате выполнения заданий.
Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Длительность занятия 15 мин
Ход занятия.
Части занятия Содержание Области
Вводная часть:
1. Введение в тему:
2. Мотивация деятельности детей.
3. Целеполагание.
4. Проектирование решений проблемной ситуации:
Основная часть. 5. Выполнение действий, направленных на достижение цели:
- Актуализация ранее приобретенных знаний.
- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:
Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть:
6. Анализ результатов деятельности.
7. Подведение итогов.
8. Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Раздается ржание жеребенка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел?
Дети: Это лошадка.
В: Это, точнее сказать, детеныш лошади – жеребенок.
Как тебя зовут, что случилось?
Жеребенок : Меня зовут Тотошка, я заблудился и потерял свою семью.
В: А, кто твоя семья? Из кого состоит твоя семья?
Тотошка : мама, папа и сестренка. Я хочу, чтобы вы мне помогли их найти.
В: Поможем Тотошке, ребята?
Д: Да.
В: Посмотрите на изображение Тотошки и его семьи.
(Воспитатель показывает иллюстрацию жеребенка). Сколько здесь лошадок? (один);
(Показывает стадо лошадей, а здесь сколько? (много). Это семья нашего жеребенка.
В: Ребята, помните, к нам приходила бабушка Роза и оставила волшебный клубок, который указывает верный путь в ситуации, когда мы не можем сделать правильный выбор.
Сегодня, как раз тот случай, чтобы воспользоваться клубочком.
«Клубочек, клубочек весёлый бочечек, приведи нас к семье Тотошки, покажи дорожку».
Клубок прикатился на поляну с тюльпанами.
В: Ребята, посмотрите, где мы оказались?
Д: мы оказались на поляне.
В: А, что это за цветы? (тюльпаны)
Какого они цвета? (красные, желтые).
Ребята, в Оренбургских степях тоже растут тюльпаны, некоторые из них, занесены в Красную Книгу, как исчезающий вид. Это тюльпаны Шренка, названные в честь ученого Александра Шренка. Тюльпан Шренка является символом Оренбуржья.
Посмотрите, вы видите здесь семью жеребенка?
Д: нет
В: Значит, нужно искать в другом месте, но, чтобы клубочек показал дорогу, нужно выполнить задание.
1 Задание:
Девочки собирают красные тюльпаны в красные корзины;
Мальчики собирают желтые тюльпаны в желтые корзины.
В: Молодцы, справились с заданием и клубочек нам покажет верный путь.
На полу расположены две половицы, узкая и широкая.
Воспитатель предлагает девочкам пройти по узкой дорожке, а мальчикам по широкой дорожке, выполняя упражнения физминутки.
Физкультурная минутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки)
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте)
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).
Клубочек прикатился на лужайку, где пасутся животные.
2 Задание:
В: Ребята, а здесь, на лужайке перепутались все животные.
Нам нужно распределить домашних и диких животных. Давайте вспомним, чем отличаются домашние животные от диких? (ответы детей).
Распределили животных, назвали их. Обращаем внимание на козу.
Воспитатель: Коза домашнее животное, ласковое. Молоко козы полезней коровьего. Кроме молока коза дает мясо, шерсть, кожу, пух.
Действительно, пуховый платок начинается с козы. Настоящие пуховые платки вяжут только в нашем городе Оренбурге, поэтому их называют «Оренбургские пуховые платки». Оренбургский пуховый платок – это изумительно нежное, легкое и красивое изделие, подчеркивающее женскую красоту. Отличить настоящий оренбургский пуховый платок от подделки очень легко. Если новый пуховый платок мягкий – это наверняка подделка. Качественный платок в начале немного колется, но через некоторое время он проявит свои лучшие свойства. Пуховые изделия отличаются формой и видом. Они могут быть выполнены в виде шали или паутинки с ажурной вязкой. Они отличаются малым весом и их можно продеть через обручальное кольцо (демонстрирует воспитатель).
Не только пожилые люди носят оренбургские платки, а также молодые женщины и девушки. Они не только защищают от лютых морозов зимой, но и отличаются изумительной красотой и легкостью. Пуховый платок изготавливают не только вручную. В Оренбурге существует фабрика по изготовлению пуховых платков. Но качество этих изделий отличается от ручной работы. Самые лучшие платки можно найти в деревнях, потому что их там вяжут вручную.
Чтобы связать платок, нужно будет, сначала, вычесать пух ческами (показывает чески, потом, прясть нить на прялке (показ прялки, а потом, связать платок или паутинку.
Оренбургский пуховый платок тоже является символом Оренбуржья.
Дети рассматривают платок, воспитатель обращает внимание детей на узоры платка.
В: я приглашаю вас в свою мастерскую побыть мастерами по украшению пухового платка. Платки бывают очень разными.
Простой пуховый платок (шаль). Наиболее тёплый, серый (редко белый, толстый. Используется для повседневной носки.
Паутинка. Ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Используется в торжественных, праздничных случаях. Схемы и приёмы вязания намного сложнее, чем у простого пухового платка.
Палантин. Тонкий шарф/накидка, по способу вязания и применению аналогичен паутинке.
Также оренбургские платки могут быть украшены декоративными кистями по краям, а в их центре часто наносят особый рисунок или вышивку. (Воспитатель демонстрирует разновидности платков).
Ребята, а вы хотели бы нарисовать свои узоры на платке?
Давайте попробуем сделать свой узор.
Я приготовила вам для работы ватные палочки, которые мы называем тычки, ими очень удобно рисовать и ткань, которая нам будет выполнять роль платка. Я вам покажу технику работы тычком. Сначала мы обдумываем, что будем рисовать в середине. Берем тычок в руку и опускаем его в краску, затем точными, точечными движениями начинаем наносить узор, помним, что узор у платка должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе.
Дети рисуют, раздается ржание лошадей.
В: Ребята, посмотрите, а вот и семья Тотошки нашлась.
Это означает, что вы верно выполнили все задания и клубочек привел нас к семье жеребенка.
Какие задания мы сегодня выполняли?
Что вам понравилось (опрос каждого ребенка?
Что нового вы узнали?
Давайте сделаем фото Тотошки с семьей, тюльпанов и фото платка. (фотографируем фотоаппаратом).
Еще раз хочу напомнить, что тюльпан Шренка и Оренбургский пуховый платок являются символами Оренбуржья.
Ребята, фото получилось черно-белое, я предлагаю вам, дома с родителями сделать его цветным, раскрасить. ( Воспитатель раздает раскраски: стадо лошадей, тюльпан, платок). Художественно
- эстетическое развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Художествевенно-эстетическое развитие
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие.