Юлия Слаутина
Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение друг к другу; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность; воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми, живущими на Земле; воспитывать вежливое отношение к сверстникам, доброжелательность, понимание, взаимопомощь.
Ход занятия:
Слайд 2
Воспитатель: Один известный французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
Публикация «Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет „Мы разные, но мы вместе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Внутри каждого из нас есть сердечко. Оно излучает доброту, тепло. Если мы с вами любим самых близких нам людей: маму, папу, бабушку, сестрёнку, братика, если играем дружно, помогаем друг другу, то наше сердечко становится горячим и согревает не только нас, но и окружающих, как настоящее солнце.
Возьмитесь, пожалуйста, за руки, улыбнитесь друг другу и повторите за мной:
Чем больше в мире доброты,
Тем счастливее я и ты.
Воспитатель: Чувствуете, ребята, как вам становится тепло? (Ответы детей.) Это значит, что сердечко, как солнышко, нагревается. Чем больше добрых дел вы будете делать, тем оно будет больше и ярче, будет согревать не только вас, но и всех вокруг. Каждый человек должен оставить частичку тепла на земле.
Дети садятся на стульчики.
Слайд 3
Воспитатель: Ребята, 3 декабря во всем мире празднуют День инвалидов.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем.
Они почти ничем не отличаются от нас, только могут носить очки с толстыми линзами, потому что плохо видят, слуховой аппарат, потому что плохо слышат, используют вспомогательную технику для передвижения, потому что не могут самостоятельно ходить.
Слайд 4
Воспитатель: Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей, они тоже хотят жить: смеяться, грустить, переживать, общаться друг с другом и узнавать новое.
В нашем посёлке тоже есть такие люди. Одни сразу родились инвалидами, другие в результате перенесенной болезни или травмы по неосторожности, третьи – на опасной работе. Как вы думаете, какие профессии опасны для здоровья и могут привести к инвалидности? (Ответы детей.)
Слайд 5
Воспитатель: Верно. Существуют опасные профессии, связанные с риском для здоровья человека.
Профессия шахтера считается одной из самых опасных в мире. Шахтёры работают под землёй в условиях ограниченного пространства и минимального количества воздуха, поэтому они могут стать инвалидами в результате обрушения горных пород или взрыва метана (газа).
Слайд 6
Воспитатель: Саперы тоже занимают лидирующие позиции в списках самых опасных профессий в мире. Особенно такие люди востребованы в местах ведения боевых действий. Не зря говорят, что сапер ошибается лишь один раз – второго шанса у представителей данной профессии нет.
Слайд 7
Воспитатель: Профессия лесорубов по праву считается одной из самых опасных в мире. Лесорубы получают инвалидность от падения на них огромных деревьев весом в несколько тонн, от оборудования, применяемого в процессе заготовки древесины.
Слайд 8
Воспитатель: Работники правоохранительных органов, полицейские и военнослужащие спасая других, часто подставляют себя под удар. Рискуя своей жизнью, они спасают жизни тысяч людей, и для них это не геройство, а прямая обязанность. В результате выполнения задания они могут получить инвалидность.
Слайд 9
Воспитатель: Пожарные работают в условиях колоссального физического и эмоционального напряжения, от них зависят жизни других людей. Подавляющее большинство пожарных страдают от серьезных респираторных заболеваний.
Слайд 10
Воспитатель: Все виды большого спорта, балет, цирк, кино, где вместо артистов в трюках снимаются каскадёры, тоже очень травмоопасны.
Слайд 11
Физминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Движения выполняются по тексту стихотворения.
Воспитатель: Ребята, а какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? Где вы, дети, да и взрослые, не находясь на работе, можем травмироваться? (Ответы детей.)
Слайд 12
Воспитатель: Верно. Взрослые должны соблюдать правила безопасности при контакте с электроприборами. Дети не должны играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как можно получить ожог.
Слайд 13
Воспитатель: Детям нельзя включать газовые и электрические плиты, брать горячую кастрюлю, чайник, подходить к горячей духовке, так как можно обжечься.
Слайд 14
Воспитатель: Окно и балкон также представляют большую опасность. Нельзя сидеть на подоконнике и высовываться из окна или свешиваться с балкона – это небезопасно, может закончиться печально и грозить падением с высоты.
Слайд 15
Воспитатель: А сколько людей не соблюдают правила дорожного движения? Переходят дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора.
Слайд 16
Воспитатель: Случается, что человек заболевает или рождается нездоровым. Причина может быть любой: травма, болезни, врождённые пороки развития.
Наша с вами задача: принять их такими, какие они есть.
Слайд 17
Воспитатель: Для инвалидов по зрению существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди могли читать, обучаться.
Если ребёнок не видит, можно общаться.
Слайд 18
Воспитатель: Неслышащие, глухие люди общаются жестами – это жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
Если ребёнок не слышит, то можно вместе раскрашивать картинки, играть в подвижные игры, рассматривать книги, журналы.
Слайд 19
Воспитатель: Люди, у которых нет ног или не могут ходить, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.
Если ребёнок не может ходить, то есть настольно-дидактические игры, в которые можно с ним поиграть, можно поговорить, посмотреть мультфильмы и т. д.
Необходимо помнить:
Инвалид – такой же человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому.
Давайте почувствуем на себе, как нелегко приходится людям-инвалидам в повседневной жизни.
1. Упражнение «Кто дольше простоит на одной ноге?»
Цель: повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье; развивать ловкость, координацию движений, равновесие; воспитывать выдержку, самостоятельность, инициативность.
2. Игра «Слепой и поводырь».
Цель: повысить уровень сплочённости у детей; развивать доверие, внимание; воспитывать дружеские взаимоотношения.
3. Игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: способствовать созданию хорошего, радостного настроения у детей; развивать слух, внимание, равновесие при ходьбе с закрытыми глазами; воспитывать интерес к народным подвижным играм, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах. Вы ощутили на себе, выполняя задания, как трудно жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
От нас требуется понимание, взаимовыручка, дружба и любовь.
Мы в равной степени можем играть, творить, гулять, общаться.