Вещикова Евгения Владимировна
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Лимон-волшебник"
Цель: способствовать расширению представлений детей о растении - лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Обучающие: способствовать развитию знаний детей о лимоне и его свойствах. Способствовать формированию умения рассуждать, делать выводы.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Лимон-волшебник“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
2. Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о предметах и явлениях и их свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.
4. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники-печатание фруктами
Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием "лаборатория", "грамм" в сюжетно-ролевой игре "Магазин", игра "Чудесный мешочек".
Материалы и оборудование: интерактивная доска, лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре, лимонный сок, влажные салфетки, ватные палочки, мешочек, емкость с водой, свеча, одноразовые стаканчики, чай, ложечки, чашки.
Ход образовательной деятельности
Ребята, давайте поздороваемся.
"Мы веселые ребята!
Мы ребята- дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!"
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам новые знания и радость общения. Но у нас сегодня не простое занятие, сегодня мы отправимся в лабораторию в стране Лимония.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
А как называют людей, которые работают в лаборатории (ученые)
- Сегодня мы с вами тоже будем учеными и отправимся в лабораторию,
где будем проводить опыты, а вот с каким предметом вы сейчас узнаете.
Поможет нам в этом чудесный мешочек.
- Сначала определим на ощупь что это за предмет. Вам нужно опустить руку в "Чудесный мешочек" и определить, что это за предмет (по очереди обследуют предмет). Как вы думаете что это? Какой он? (он шершавый, твердый, овальный)
Но чтобы вам точно определить что там, я предлагаю вам понюхать как пахнет этот предмет, и определить, есть запах у этого предмета или нет.
- Возьмите все по стаканчику и понюхайте. Есть запах или нет?
Молодцы, правильно это лимон. А кто знает, имеет ли лимон вкус? Какой он?
(он кислый)
- Итак, ребята, сегодня мы будем работать с лимоном. Узнаем, какие свойства имеет лимон.
- Давайте повторим, какой лимон по форме, А какого он цвета?
- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, овальной формы, кислый, имеет запах).
- Молодцы, вот как много свойств имеет лимон
- Сегодня мы узнаем еще некоторые свойства этого фрукта.
- Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).
(Слайд 3)
- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.
- Это дерево растет на юге нашей страны. Как вы думаете, почему (ответы детей)
- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.
- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона (ответы детей?
(Слайд 4)
- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям.
А сейчас мы с вами пойдемте к столу. Я предлагаю вам провести опыт.
Опыт №1.
Для этого нам понадобятся: весы, емкости с чаем и лимон
- Возьмите в руки лимон, поднесите к носу, какой он на запах? Посмотрите что у нас на столе? -А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?
- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
- А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)
- А это мы сейчас проверим. Для начала нам нужно протереть руки влажными салфетками (раздаю влажные салфетки, разливаю чай готовый из чайника, на тарелочке порезанные дольки лимона.
-Возьмите каждый по чашке и положите туда дольку лимона. Что произошло? (чай начал светлеть). Пробуйте чай.
-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым. - ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
- Итак, что нового мы узнали про лимон?
- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)
- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (овальный, желтый)
- Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
- Ребята, когда мы с вами занимаемся рисованием, то иногда вы можете испачкать свою одежду краской или фломастерами. Что же делать? Сейчас я вам покажу как можно легко с помощью лимона удалить пятно с одежды.
ОПЫТ №2
Цель: Узнать, как лимонный сок ведет себя при контакте с красителями.
Нам понадобилось: салфетки, акварельные краски и кисть, свежевыжатый лимонный сок.
На салфетку накапали акварельной краской, затем сверху на эти пятна налили лимонный сок, пятно стало светлеть и почти исчезло.
ВЫВОД: Сок лимона может служить безопасным пятновыводителем.
Вот мы с вами научились, как можно удалить пятно с одежды, а вечером вы расскажите об этом своим мамам.
- Ребята скажите, а вы любите воздушные шарики? Хотите узнать как надуть шарик при помощи лимона и соды? Для этого нам с вами необходимо добыть сок из лимонов.
ОПЫТ №4
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок.
Нам понадобилось: пищевая сода, лимонный сок (выжитый).
В бутылку добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды из шарика и (надев его на бутылку) При соединении этих ингредиентов произошла "шипучая реакция".
ВЫВОД: Когда лимон смешивается с содой, происходит химическая реакция, в результате которой образуется углекислый газ. Эта реакция происходит из-за щелочных свойств лимона и кислотных свойств соды. Лимон реагирует с содой, нейтрализуя ее и образуя соль и воду, а также углекислый газ, который вызывает пузырьки.
- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.
- А какие блюда можно приготовить с лимоном?
Слайд (салаты, чай, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд
Опыт №5
Ребята, а следующий опыт называется»Секретное письмо». Выдавим сок
половины лимона,и попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком, даем высохнуть. Затем греем или над свечой, или утюгом -надпись лимонным соком коричневеет при нагревании.
А теперь ребята мы свами будем рисовать в нетрадиционной технике, при помощи штампиков.
А штампиками у нас будут половинки лимонов. И так берем лимон, окунаем в краску и прижимаем к альбомному листу. Таким образом, у нас с вами получаются красочные рисунки!
Вы большие молодцы!