Марина Викторовна Лобанова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды через опытно – экспериментальную деятельность в экологической деятельности.
Программное содержание:
- Познакомить с водной стихией, ее свойствами.
- Формировать представления о холодных цветах; голубом, синем, фиолетовом.
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Царица-водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал. Таз с водой (за ширмой, кораблики из коры или скорлупы грецкого ореха, цветные лилии, сделанные из воска или парафина, стеклянная шкатулка, колокольчики, флакончики разной формы, банка; кружки разных цветов.
Ход занятия:
Педагог, читая стихотворение, показывает «шкатулку» с водой;
Шкатулка музыкальная,
Наш старый, добрый друг,
Мелодию хрустальную
Рассыпала вокруг.
Звучит музыка, имитирующая журчания воды. Педагог предлагает догадаться, кто поет хрустальную песенку. Уточняет, что это была водичка, загадывает загадку:
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла,
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Тихо звучит мелодия, имитирующая звук капель дождя. Педагог говорит: «Звенят, звенят капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру». Предлагает побывать на берегу волшебного озера, сказать волшебные слова, взять колокольчики – дети превращаются в волшебные капельки, которые побегут ручейком к озеру.
Упражнение «Ручеек». Дети берут колокольчики, произносят вместе со взрослым волшебные слова:
Бежит,
Журчит
Ручей
Ничей,
Чуть станет снежок,
Через поля – лужок.
Дети бегут друг за другом (волнистая дорожка, позванивая колокольчиками.
Педагог останавливает детей около ширмы, убирает ее, обращает их внимание на большой таз с водой, на поверхности которого плавают кораблики и восковые лилии со свечами, говорит детям, что они оказались около волшебного озера. Дети рассаживаются во круг него, закрывают глаза. В это время педагог зажигает свечи, предлагает открыть глаза, сесть по удобнее, посмотреть молча на огонь и послушать песню волшебного озера (звучит оркестровая картинка «Волшебное озеро», муз. А. Лядова).
Упражнение «Надуй парус». Дети тихо дуют на кораблики, педагог говорит о том, что подул ветер, у корабликов надулись паруса, и они уплыли далеко-далеко. (Кораблики и лилии убирают на поднос).
Предлагает посмотреть на воду и сказать: какая она? (холодная, голубая, чистая и т. д.) Обобщает высказывание детей, просит опустить руки в воду, набрать в ладоши и вылить, побрызгать и т. п.
По ходу рассказывает о том, что вода льется, что она прозрачная и т. д. Затем предлагает налить воду в разные флаконы, обращает их внимание на то, что флаконы разной формы и вода приобрела такую же форму, как флаконы. Педагог предлагает поставить флаконы на поднос и послушать, какие песни умеет петь вода (выливает воду из таза в банку). Дети говорят о том, что вода журчит, звенит и т. п. Педагог ведет руки по поверхности воды – она булькает; стряхивает воду с рук – она капает.
Затем педагог предлагает ответить, откуда в озерах берется вода. Подсказывает, если дети сами не находят ответа (например, из родника – маленького фонтанчика, который бьет из-под земли).
Упражнение «Родник». Дети под музыку попеременно поднимают все выше и выше сжатые в кулачки ладони.
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна, чей – то круглый кулачок
Звонко бьет со дна.
Педагог. Вот такие подземные ключи родники дают воду в небольшие озера и реки. Но есть и большие озера. Им несут воду большие, полноводные реки. Скажите: могут ли прожить без воды люди, животные, растения? Что с ними станет без воды? (Ответы детей) Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица». (Предлагает рассказать, как вода помогает жить людям. Дети отвечают. Педагог делает вывод). Правильно, вода дает нам жизнь, здоровья, снимает усталость. Поэтому ее надо беречь. А как ее надо беречь? (дети отвечают, а взрослый обобщает) Да, ее не надо тратить зря, нельзя загрязнять реки и озера, потому что оттуда приходит вода в наши дома. Если вода грязная, она «живая» или «мертвая»? (показывает два стакана с водой – чистой и грязной – и просит детей найти «живую» воду.)
Педагог обращает внимание на то, что в «живой» воде много пузырьков воздуха, в «мертвой» их нет. Читает стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап-кап-кап-
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет не много лет –
И нет водице, нет, нет, нет.
Игровое упражнение «Волны». Педагог предлагает встать в круг и взяться за руки – сделать большое озеро.
Вода в озере спокойная. (дети плавно разводят руки в стороны.)
Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой. (движения кистями вверх вниз.)
Понравилось ветерку играть с водой, подул он сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала. (движение кистями становится быстрее.)
Но вот ветер наигрался и стих. Опять водная гладь спокойна. (плавные движения руками в стороны)
В конце занятия дети выполняют игровое задание «Капля к капле – будет озеро». Из множества цветных кружков выбирают только те, которые подходят для того, чтобы «составить» озеро (фиолетовые, синие, голубые кружки; педагог предлагает в середину положить фиолетовые, затем по кругу выложить синие, а затем голубые кружки – так обозначается разная глубина воды).
Ребенок читает стихотворение:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.