Оксана Юрьевна Бахмат
Занятие по окружающему миру «Труд людей весной». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема образовательной деятельности: «Труд людей весной».
2. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
с элементом трудового воспитания.
3. Виды деятельности детей:
Игровая (приветствие, встреча с Незнайкой, поездка в огород,загадывание загадок, дидактическая игра «Огородники».)
Речевая (зовут солнышко, перечисляют признаки весны, составляют предложения по иллюстрациям «Труд людей весной»).
Двигательная (поездка на машине, физминутка «Огородники».)
Трудовая (посадка семян огурца)
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Труд людей весной
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
4. Методы и приёмы реализации содержания занятия.
Общепедагогические методы и приёмы.
Методы формирования сознания:беседа (по иллюстрациям о труде людей весной на огороде); рассказ (об орудиях труда); разъяснение (как сажать огурцы); пример (посадка семян огурца).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение (к полезному труду, косвенное требование (просьба составить план посадки огурцов, упражнение (посадка семян огурца).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные (рассматривание иллюстраций о труде людей весной на огороде, картинок об орудиях труда); игровая ситуация (встреча с Незнайкой); проблемная ситуация (Незнайка забыл, как сажать овощи); выбор (пример посадки семян огурца, ситуация успеха (Незнайка узнал как сажать и вместе с детьми посадил семена огурцов);
Методы и приёмы, характерные для специфических видов деятельности: Методы: -словесные (при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций); - наглядные (использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания иллюстрации, картинок, плана посадки семян огурца; - практические (моделирование ситуаций, посадка семян огурца); - метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Приемы:1. Организационный момент перед занятием,
2. Игровой (использование сюрпризных моментов)
3. Словесный (вопросы, индивидуальные ответы, проговаривание, поощрение детей, анализ занятия)
4. Наглядный (показ иллюстраций, картинок)
5. Интеграция образовательных областей: познавательное (дать представление о труде людей весной на огороде, речевое (загадывание загадок,составление предложений по иллюстрации, проговаривание плана посадки, социально-коммуникативное (формирование представлений о труде взрослых весной); физическое (физминутка «Огородники».)
6. Возрастная группа : Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
7. Цель: формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде через трудовые действия.
8. Задачи:
1. Учить детей называть время года, выделять признаки весны. 2. Расширять представления об орудиях труда.
3. Систематизировать знания о процессе посадки лука и огурца.
4. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.
5. Прививать трудовые навыки : проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдения за процессом развития растений.
6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
1. Знает о весенних работах, проводимых в огороде.
2. Ребенок овладевает основными культурными способами трудовой деятельности.
3. Умеет самостоятельно составить последовательность трудовых действий.
4. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в трудовой деятельности.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления.
1. Затруднения : составлять план последовательность трудовых действий.
2. Способы преодоления:сопровождение плана последовательности трудовых действий показом картинок.
10. Организация среды для проведения занятия : литературный ряд: русское народное творчество: заклички про солнышко.
Оборудование: картинка «Солнышко», иллюстрации «Труд людей весной», магнитная доска, Незнайка, картинки с орудиями труда, семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, грабли, разноцветные флажки по числу детей, картинки с последовательностью трудовых действий.
11. Подготовка к образовательной деятельности: наблюдение на прогулке за неживой природой; рассматривание иллюстраций на тему «Весенние изменения в природе», чтение закличек про солнышко, проведение коллективной посадки лука с целью последующего наблюдения за процессом развития растений.
ХОД специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка.
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему.
Воспитатель:
- Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь,
Все друг другу улыбнитесь.
- Ребята скажите, какое сейчас время года? (Весна)
-Давайте, вспомним, что изменилось в природе? (тает снег, на улице лужи, весело щебечут птички, прилетают из теплых краев птицы, день прибавился)
- А вы хотите, чтобы весной было тепло и ярко светило солнышко?
- Тогда, давайте позовем солнышко, пусть к нам придет поскорей! («Солнышко-ведрышко, взойди поскорей!
Освети и обогрей.
Телят, ягнят,
Ещё маленьких ребят)
1.2 Мотивация.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, солнышко нас услышало и взошло. Скажем ему: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, гори, гори ярче, лето будет жарче».
- Почувствовали, как стало теплее в группе? Это солнышко не только светит, но еще нас греет.
-Ребята, в это время весной у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?
Там морковка, там капуста,
там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
нам пускать никак нельзя. (Огород)
Воспитатель: Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? А что сажают в огороде на грядках? Как одним словом назвать? (овощи)
- А хотите мы с вами поедем в огород и посмотрим, чем занимаются люди весной?
- На чем поедем? (на машине).Повторяйте за мной.
Сели в машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До огорода доехали.
1.3 Целеполагание (детское). Рассматривание картины «Труд людей весной».
- Вот и приехали. Садитесь. Посмотрите на картину. Что вы видите?
- Правильно, это огород. Какую работу люди выполняют на огородном участке весной, чтобы вырастить хороший урожай? (копают, сажают, поливают.)
-Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:
На даче у бабушки домик стоит,
прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут,
в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной,
домик укроет и в холод, и в зной.
(Парник, теплица)
- Но если нет теплицы, бабушки выращивают растения дома у окна, а потом когда становится тепло на улице, высаживают на огороде.
- Ой, ребята, посмотрите, кто-то к нам спешит. Кто это? (Незнайка)
- Здравствуй,Незнайка, почему ты такой расстроенный?
- Хочу посадить в огороде овощи да забыл, как их правильно сажать. А так хочется получить хороший урожай!
- Ребята, поможем Незнайке? Чему его научим? (как вырасти большой урожай).Дети определяют цель занятия.
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретённых знаний.
- Чтобы вырасти большой урожайна огороде, нам нужны верные друзья-помощники. О них вы узнаете, отгадав загадки.
«Отгадай загадки».
1. Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
2. Стоят в один ряд острые цап-царапки.
Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)
3. Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)
4. Землю копала, грядки ровняла,
Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, как сажать лук на зелень.
Ребенок рассказывает. (Сначала лопатой вскопаем землю, граблями разровняем, польем теплой водой и посадим маленькие луковицы корешками вниз и еще раз польем.)
Рассказывают, как правильно сажать лук.
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания.
Незнайка: Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать только вот огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?
Ребята: Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.
Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.
Незнайка: -Ура, давайте, как интересно!
Дети объясняют Незнайке, как сажать огурцы.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Практическая часть занятия.
Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.
Воспитатель: - Чтобы Незнайка запомнил, давайте из картинок составим последовательность наших действий.
1. Копаем, 2. Ровняем. 3. Делаем бороздки. 4. Сажаем семена. 5. Поливаем. 6. Вырастит росток. (зацветет растение, завяжется плод- огурец, будем поливать и вырастит хороший урожай огурцов.)
Воспитатель: - Незнайка, ты все запомнил?
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Огородники».
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали
А потом водою теплой поливали.
- Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.
Незнайка: Спасибо, обязательно приду. Теперь я знаю, как сажать лук и огурчики. Побегу к себе в огород, сажать там буду. До свидания, ребята!
- А теперь нам надо возвращаться в детский сад. Поедем на машине. Дети с помощью воспитателя сажают семена огурцов в грунт.
Затем самостоятельно составляют из картинок последовательность своих действий.
Играют в игру «Огородники».
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою тёплой поливали.
3. Заключительная часть
3.1 Анализ самоанализ деятельности детей. Итог.
- Кто к нам приходил в гости?
- Чему мы научили Незнайку?
-Что мы для этого делали?
- Как вы думаете, Незнайка теперь, когда нас послушал, вырастит хороший урожай?
- Что нового вы узнали?
- Было вам трудно? Или было легко?
- Что вам понравилось на занятии?
- Где мы можем использовать полученные знания?