Оксана Юрьевна Бахмат
Занятие по окружающему миру «Труд людей весной». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема образовательной деятельности: «Труд людей весной».
2. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
с элементом трудового воспитания.
3. Виды деятельности детей:
Игровая (приветствие, встреча с Незнайкой, поездка в огород,загадывание загадок, дидактическая игра «Огородники».)
Речевая (зовут солнышко, перечисляют признаки весны, составляют предложения по иллюстрациям «Труд людей весной»).
Двигательная (поездка на машине, физминутка «Огородники».)
Трудовая (посадка семян огурца)
Публикация «Занятие по окружающему миру „Труд людей весной“, Средняя группа» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Труд людей весной
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
4. Методы и приёмы реализации содержания занятия.
Общепедагогические методы и приёмы.
Методы формирования сознания:беседа (по иллюстрациям о труде людей весной на огороде); рассказ (об орудиях труда); разъяснение (как сажать огурцы); пример (посадка семян огурца).
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение (к полезному труду, косвенное требование (просьба составить план посадки огурцов, упражнение (посадка семян огурца).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные (рассматривание иллюстраций о труде людей весной на огороде, картинок об орудиях труда); игровая ситуация (встреча с Незнайкой); проблемная ситуация (Незнайка забыл, как сажать овощи); выбор (пример посадки семян огурца, ситуация успеха (Незнайка узнал как сажать и вместе с детьми посадил семена огурцов);
Методы и приёмы, характерные для специфических видов деятельности: Методы: -словесные (при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций); - наглядные (использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания иллюстрации, картинок, плана посадки семян огурца; - практические (моделирование ситуаций, посадка семян огурца); - метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Приемы:1. Организационный момент перед занятием,
2. Игровой (использование сюрпризных моментов)
3. Словесный (вопросы, индивидуальные ответы, проговаривание, поощрение детей, анализ занятия)
4. Наглядный (показ иллюстраций, картинок)
5. Интеграция образовательных областей: познавательное (дать представление о труде людей весной на огороде, речевое (загадывание загадок,составление предложений по иллюстрации, проговаривание плана посадки, социально-коммуникативное (формирование представлений о труде взрослых весной); физическое (физминутка «Огородники».)
6. Возрастная группа : Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
7. Цель: формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде через трудовые действия.
8. Задачи:
1. Учить детей называть время года, выделять признаки весны. 2. Расширять представления об орудиях труда.
3. Систематизировать знания о процессе посадки лука и огурца.
4. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.
5. Прививать трудовые навыки : проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдения за процессом развития растений.
6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
1. Знает о весенних работах, проводимых в огороде.
2. Ребенок овладевает основными культурными способами трудовой деятельности.
3. Умеет самостоятельно составить последовательность трудовых действий.
4. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в трудовой деятельности.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления.
1. Затруднения : составлять план последовательность трудовых действий.
2. Способы преодоления:сопровождение плана последовательности трудовых действий показом картинок.
10. Организация среды для проведения занятия : литературный ряд: русское народное творчество: заклички про солнышко.
Оборудование: картинка «Солнышко», иллюстрации «Труд людей весной», магнитная доска, Незнайка, картинки с орудиями труда, семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, грабли, разноцветные флажки по числу детей, картинки с последовательностью трудовых действий.
11. Подготовка к образовательной деятельности: наблюдение на прогулке за неживой природой; рассматривание иллюстраций на тему «Весенние изменения в природе», чтение закличек про солнышко, проведение коллективной посадки лука с целью последующего наблюдения за процессом развития растений.
ХОД специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка.
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему.
Воспитатель:
- Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь,
Все друг другу улыбнитесь.
- Ребята скажите, какое сейчас время года? (Весна)
-Давайте, вспомним, что изменилось в природе? (тает снег, на улице лужи, весело щебечут птички, прилетают из теплых краев птицы, день прибавился)
- А вы хотите, чтобы весной было тепло и ярко светило солнышко?
- Тогда, давайте позовем солнышко, пусть к нам придет поскорей! («Солнышко-ведрышко, взойди поскорей!
Освети и обогрей.
Телят, ягнят,
Ещё маленьких ребят)
1.2 Мотивация.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, солнышко нас услышало и взошло. Скажем ему: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, гори, гори ярче, лето будет жарче».
- Почувствовали, как стало теплее в группе? Это солнышко не только светит, но еще нас греет.
-Ребята, в это время весной у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?
Там морковка, там капуста,
там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
нам пускать никак нельзя. (Огород)
Воспитатель: Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? А что сажают в огороде на грядках? Как одним словом назвать? (овощи)
- А хотите мы с вами поедем в огород и посмотрим, чем занимаются люди весной?
- На чем поедем? (на машине).Повторяйте за мной.
Сели в машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До огорода доехали.
1.3 Целеполагание (детское). Рассматривание картины «Труд людей весной».
- Вот и приехали. Садитесь. Посмотрите на картину. Что вы видите?
- Правильно, это огород. Какую работу люди выполняют на огородном участке весной, чтобы вырастить хороший урожай? (копают, сажают, поливают.)
-Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:
На даче у бабушки домик стоит,
прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут,
в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной,
домик укроет и в холод, и в зной.
(Парник, теплица)
- Но если нет теплицы, бабушки выращивают растения дома у окна, а потом когда становится тепло на улице, высаживают на огороде.
- Ой, ребята, посмотрите, кто-то к нам спешит. Кто это? (Незнайка)
- Здравствуй,Незнайка, почему ты такой расстроенный?
- Хочу посадить в огороде овощи да забыл, как их правильно сажать. А так хочется получить хороший урожай!
- Ребята, поможем Незнайке? Чему его научим? (как вырасти большой урожай).Дети определяют цель занятия.
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретённых знаний.
- Чтобы вырасти большой урожайна огороде, нам нужны верные друзья-помощники. О них вы узнаете, отгадав загадки.
«Отгадай загадки».
1. Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
2. Стоят в один ряд острые цап-царапки.
Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)
3. Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)
4. Землю копала, грядки ровняла,
Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, как сажать лук на зелень.
Ребенок рассказывает. (Сначала лопатой вскопаем землю, граблями разровняем, польем теплой водой и посадим маленькие луковицы корешками вниз и еще раз польем.)
Рассказывают, как правильно сажать лук.
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания.
Незнайка: Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать только вот огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?
Ребята: Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.
Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.
Незнайка: -Ура, давайте, как интересно!
Дети объясняют Незнайке, как сажать огурцы.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Практическая часть занятия.
Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.
Воспитатель: - Чтобы Незнайка запомнил, давайте из картинок составим последовательность наших действий.
1. Копаем, 2. Ровняем. 3. Делаем бороздки. 4. Сажаем семена. 5. Поливаем. 6. Вырастит росток. (зацветет растение, завяжется плод- огурец, будем поливать и вырастит хороший урожай огурцов.)
Воспитатель: - Незнайка, ты все запомнил?
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Огородники».
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали
А потом водою теплой поливали.
- Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.
Незнайка: Спасибо, обязательно приду. Теперь я знаю, как сажать лук и огурчики. Побегу к себе в огород, сажать там буду. До свидания, ребята!
- А теперь нам надо возвращаться в детский сад. Поедем на машине. Дети с помощью воспитателя сажают семена огурцов в грунт.
Затем самостоятельно составляют из картинок последовательность своих действий.
Играют в игру «Огородники».
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою тёплой поливали.
3. Заключительная часть
3.1 Анализ самоанализ деятельности детей. Итог.
- Кто к нам приходил в гости?
- Чему мы научили Незнайку?
-Что мы для этого делали?
- Как вы думаете, Незнайка теперь, когда нас послушал, вырастит хороший урожай?
- Что нового вы узнали?
- Было вам трудно? Или было легко?
- Что вам понравилось на занятии?
- Где мы можем использовать полученные знания?