Оксана Хорохова
Занятие по обучению основам грамоты в старшей группе компенсирующей направленности «Звуки [м]-[м’]. Буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению основам грамоты в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «М», «МЬ». Буква М.
Цель: Создать условия для знакомства и закрепления детьми звуков «М», «МЬ» и буквы М через игровую ситуацию «Путешествие».
Обучающие задачи :
1. Познакомить детей со звуками «М», «МЬ».
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
2. Научить выделять согласные звуки «М», «МЬ» из потока звуков, слов.
3. Учить давать характеристику звуков (согласный, твердый/мягкий). Учить обосновывать свой ответ.
4. Познакомить с буквой М.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать органы артикуляционного аппарата.
2. Развивать связную речь.
3. Развивать фонематические представления, слоговую структуру, мелкую моторику.
Воспитывающие:
• Воспитывать в детях умение слушать собеседника, не перебивая;
• Воспитывать уважение друг к другу, желание прийти на помощь.
Оборудование: цветные стеклянные камешками, глобус, видео-обращения (2 шт, сотовый телефон, солнечные очки, кепка, шарфик, шапка, рукавицы, сумка, конверты (2 шт, ватные диски, Кроссенс с картинками, символы звуков (синий, зелёный кружки, предметы для выкладывания букв (пуговицы, ракушки, бобы, счётные палочки, элементы из бумаги, цветные стеклянные камешки, фишки, на подносах: манка, песок, листочки с написанными буквами, буквы (карточки, музыкальные записи.
Ход занятия.
Л: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Вы, наверное, заметили, что у нас сегодня гости? Давайте поприветствуем наших гостей! Ребята, посмотрите, вам знаком этот предмет? (в руках глобус, дети высказываются).
Да, вы правы, это глобус – модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много-много раз. Как бы вы описали глобус, он какой? (круглый). Какого цвета много на глобусе? Что означает голубой цвет? (много морей и океанов). Зелёный? (много лесов). А коричневый? (много гор).
На нашей Планете есть много прекрасных уголков, где мы с вами ещё не бывали. Вы любите путешествовать? Я тоже.
У меня для вас новость! В наш детский сад пришло 2 интересных видео - письма! Посмотрим? (Просмотр видео-писем).
1е. Житель севера – полуострова Таймыр: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вынужден просить у вас помощи. У меня растут такие же дети, как вы, но мне самому нелегко даётся русский язык. Я плохо учился в школе и плохо читаю. А я слышал, что вас учат буквам и даже читать уже в детском саду. Помогите, пожалуйста, мне тоже их выучить!»
2е. Житель Марокко (Африка) : Привет, дети! Твоя - моя не понимает. Но очнь хочит понимать! Я учить русский язык хотеть, буквы понимать, но помочь мне никто не могёт. А вы могёте мне помочь буквы русские узнать? Скорей приезжай к нам, рады будем. У нас в Африка очнь хорошо. Тепло, море как молоко теплый. Ждём вас очнь!
Вот проблема - и жителю Таймыра помощь нужна, и жителю Африки! Билеты у нас уже есть, вот (показывает 2 конверта). Куда же мы с вами отправимся? На Юг, где море, песок или на Север, где холодно и стоит сильный мороз? Ребята, что делать будем? (говорящие дети высказываются). Понимаю, что выбор трудный! Но надо решать быстро.
(Если мнения рознятся, перемешиваю конверты, предлагаю вытянуть конверт неговорящему ребёнку).
А вот Вовочке трудно дать ответ. Может, предложим ему вытянуть билет? Что вытянет – туда и поедем. Отлично! Согласна с вашим выбором.
У меня есть предметы, которые могут пригодиться нам в путешествии. Как вы думаете, какие? (Телефон сотовый, солнечные очки, кепка, шарфик, шапка, рукавицы. Складываем в сумку). А телефон возьмём? А как думаете, зачем?) А я подумала, что с его помощью мы сможем снять видео и отправить его в Африку (На Таймыр). Согласны?
Но чтобы нам туда отправиться, давайте сделаем зарядку для нашего язычка!
1. Артикуляционная гимнастика ( Упражнения: Снеговики радуются снегу и морозу, санки-ледянки, горка, метель, ветер ветки качает вверх-вниз, влево-вправо). Ветер воет: в-в-в, стонут ели: м-м-м.
Л: Ребята, давайте решим, как мы будем туда добираться? Ваши предложения? (предложения детей). Да, можем и машиной, и поездом, а самый большой отрезок пути быстрее долететь самолётом, согласны?
Звучит музыка: Если выберут Север («Увезу тебя я в Тундру», если Юг («Море-море» Ю. Антонов).
Вот мы наконец-то и добрались!
2. «Кроссенс» (на определение звука). Смотрите, здесь что – то лежит? Какая – то головоломка с картинками. Глебушка (Ярик, Диана, назови, пожалуйста, картинки. Как вы думаете, что с этим надо делать? (высказывают предположения).
(Если не догадались). Я предположу, может быть надо угадать, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Как думаете? (.) Послушайте ещё раз внимательно (произнося слова, выделяю голосом нужный звук).
- Ребята, что делают губы и зубки, язычок, когда мы произносим этот звук? (Артикуляция звука).
- Что можно рассказать об этом звуке? Он поётся? Когда мы его произносим воздушная струя свободно выходит изо рта? Если он не поётся, воздух встречает преграду, значит, он какаой – гласный или согласный? Звук звучит твёрдо (как старший братец) или мягко (как младший? Каким цветом обозначим звук «», а звук «»? (синим – зелёным? (Характеристика звуков).
3. А вы заметили, что здесь ещё лежат какие – то камни? (нарисованные камни, на другой стороне задание).
Кто хочет открыть? (Ребёнок открывает).
Задание № 1: (Читаю) Поиграйте в игру «Поймай звук «М», «МЬ».
Л: Ребята, я буду называть разные звуки. Как только услышите звук «М», хлопните в ладоши. Договорились? А теперь назову слова. Если услышите в слове звук «» - хлопните в ладоши.
Л: Кто хочет взять следующий камень?
Задание №2. Встаньте в круг и поиграйте в игру «Приседания».
Внимание! Чтобы выполнить это задание - подели слово на части (слоги) и сколько частей, столько раз присядь» (выполняет каждый ребёнок отдельно).
Л: Кто следующий выбирает камень?
Задание №3 «А». «Познакомься с буквой М и выложи её».
Л: Ребята, разрешите мне вам сразу напомнить о том, что на письме звуки обозначают символами, буквами.
Наши звуки «М» и «МЬ» на письме обозначают буквой М. Предлагаю внимательно рассмотреть эту букву. Она состоит из таких элементов (показываю).
А ещё мне всегда помогает одно правило! Если вы его запомните, оно будет помогать и вам.
ПРАВИЛО: ЗВУКИ МЫ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ, А БУКВЫ ПИШЕМ И ЧИТАЕМ!
Напомните мне, пожалуйста, что нужно было сделать с буквой М? Точно, её нужно выложить. Посмотрите, что я ещё здесь нашла. Вы можете выбрать, из чего вам хотелось бы выложить букву.
На выбор дети:
• Выкладывают букву из разного материала (пуговицы, ракушки, бобы, счётные палочки, элементы из бумаги, цветные стеклянные камешки, фишки).
• Рисуют букву (на Севере – на манке, на Юге – на песке).
Задание 3 «Б». «Найди букву». Ребята, молодцы! Но здесь ещё одно задание. На листочках перед вами разные буквы. Найдите только букву «» и обведите её в кружок.
Л: У нас есть ещё один камень! Кто хочет?
Задание №4. «Назови все буквы, подружи и прочитай».
А О У И Э Ы М
АМ МУ….
Л: Задания закончились и нам пора возвращаться обратно в сад. Приготовили руки, полетели!
Рефлексия: Ребята, с какой проблемой мы сегодня столкнулись? (Нужна была помощь 2м гостям. Нужно было выбрать, кому помогать, на чём добираться). Где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались, когда прибыли на место? Какая игра понравилась больше? С какими звуками мы познакомились? Какую букву узнали?