Пономаренко Елена Евгеньевна
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в Буквоград» (Подготовительная к школе группа) r
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте
«Путешествие в Буквоград»
(Подготовительная к школе группа)
ЦЕЛИ:
- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа.
- Совершенствовать навык слогового чтения.
- Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков.
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Путешествие в Буквоград“ (Подготовительная к школе группа) r» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
.- упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из частей.
- Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости.
- Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
- Воспитывать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-письмо царицы Грамматики, дом царицы, рисунок дерева, счетные палочки (выложить дерево) с листочками - родственными словами, магнитные листочки- родственные слова, фишки для звукового анализа, сказочная гусеница с ритмическим хаосом, призы-книжечки.
Организационный момент
Педагог:
-Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Я очень этому рада. Но об этом узнала еще и царица русского языка – Грамматика. От нее пришло письмо-приглашение. Послушайте его:
-Здравствуйте, ребята группы «Дружба». Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звукочащу, перебраться через речку Звенящую, подобрать код ко входу в Слогоград, повстречаться со сказочной гусеницей, помочь дереву родственных слов. Удачи!
-Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?
Дети: Да.
Педагог:
- Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.
Психологический настрой
(Воспитатель проговаривают стихотворение, дети сидят с закрытыми глазами, взявшись за руки)
Вы спокойны, вы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Педагог:
-Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?
Дети:
-На машине, поезде, самолете, велосипеде.
Педагог:
-Ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный.
Дети:
-Сегодня мы отправимся на ковре – самолете.
Педагог:
-Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени).
Посмотрите на схему дыхательной гимнастики,
расслабьтесь и представьте, что мы летим. Произносим звук ууууууу сначала тихо, потом громче и громче.
Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет.
Дети.
- Сначала подумай, потом говори.
- Говори в спокойном темпе.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Говори всегда на выдохе.
- Слова в предложении говори всегда слитно.
- В конце предложения делай паузу.
- Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Педагог:
-Молодцы, скорее в путь!
Педагог:
- Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звукочаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети:
-Там звучат разные звуки.
Педагог:
- А какие бывают звуки?
Дети:
-Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.
Педагог:
-Если Звукочаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р.
В море далеком гудел пароход: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Непоседа мяч и ночью успокоится не хочет: бум,бум.
Куклы кашляют в постели-
Днем мороженое ели: кха-кха-кха.
Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»?
Дети:
-Это густо посаженные деревья.
Педагог:
-Какие деревья вы знаете? (дети отвечают)
Работа с родственными словами
Педагог:
- Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-дерево.
Педагог:
- А что такое родственные слова?
Дети:
-Слова родные друг другу, у них общий смысл.
Педагог:
-Ребята, посмотрите, что-то это дерево выглядит больным. Наверное, нам нужно, чтобы на нем появились листочки - родственные слова? Давайте им поможем. Прочтите слова на листочках у вас на столах и скорее найдите не подходящее, т. е. не родственное всем остальным слово.
Дети:
-Вода – водный - водяной- водоросли- волк- водолаз;
Педагог:
-Почему, вы решили, что это слово не родственное?
Дети:
-У него другой смысл.
Педагог:
-Молодцы, теперь дерево будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.
Выделение первого, среднего и последнего звука в слове.
Педагог:
-Перед нами река Звенящая. Здесь записка!
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Звуки сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости
(Царица-Грамматика)
-Ребята, возьмите у каждого из вас по набору фишек, которые будут вам служить для выстраивания мостика.
Я буду называть вам слова и говорить, какой нужно выделить звук (первый, в середине или в конце). Выстраивая звуки по порядку, мы получим схему какого-то слова.
1звук слова-улитка
Последний звук слова-сом
1 звук слова-нет
Средний звук слова-тир
1звук слова-цапля
Средний звук слова-шар
Закрепление навыков звукового анализа
Педагог:
-Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
-Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
А ключ-это слово.
Предлагается 4 слова на выбор, одно из которых УМНИЦА (шар, арбуз, волки). Нужно подобрать слово из 4-ёх по данной звуковой схеме.
А теперь нас встречает в городе Словоград сказочная гусеница.
Мы - гусеницы не простые,
Из слов состоим мы.
Пропустим тех вперед,
Кто слова в нас найдет.
Слова в ритмическом беспорядке (на доске)
Мяч орпкеш мяч
Обруч ьмингпа обруч
Канат шнгпр канат
А сейчас, скажите, какой темой объединены все эти слова?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Имитация движений игры с мячом, обручем, канатом (под счет и хлопки воспитателя)
К букве - буква,
К слову - слово,
Родилась родная речь.
Так легко и блин испечь,
Если тесто уж готово.
Составьте предложения с этими словами по схемам.
(выполняют)
И т о г з а н я т и я
Педагог. Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но,похоже, дом закрыт, а дверей записка.
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, а вот награда!»
И девчонки и мальчишки
Могут все узнать из книжки
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Вот и закончилось наше путешествие. Это книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!