Получи документы

«Гласный звук [a], буквы А, а». Конспект занятия по обучению грамоте

Анна Хохрикова
«Гласный звук [a], буквы А, а». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Учить выделять звук [a] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.

Оборудование: Картинки – альбом, автомат, апельсин, автобус, астра, шаблон апельсина.

I. Знакомство со звуком [a], буквами А, а.

1. Выделение звука [a].

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)

Учитель выставляет картинки: альбом, автомат, апельсин, автобус. Дети называют предмет нарисованный на картинке и выделяют первый звук.

Темочки:

- Какой звук слышится в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука [a]. Рот широко открыт.

Дети произносят звук по одному и хором.

3. Характеристика звука.

Воздух проходит свободно, можно петь, звук гласный, живет в красном домике.

4. Игра «Узнайте звук»

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

5. Игра «На что похожа буква А :

Ответы детей, заучивание стихотворения:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

6. Знакомство с буквами А, а.

Гласный звук можно записывать буквой А.

Показ буквы, место ее в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.

7. Игра «Доскажи словечко».

Он большой как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен знаменит,

Это доктор …. (Айболит).

II. Штриховка.

Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами, штриховать простым карандашом.

III. Пальчиковая гимнастика.

IV. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву А.

V. Работа в тетради.

Графический узор.

Элементы буквы А.

Написание буквы А.

2. Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».

Цель:Закрепить четкий навык произношения звука У. Учить выделять звук в словах. Познакомить с буквами У, у. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: Картинки – уши, ужи, утюг, утка, улитка, шаблон утки.

I. Повторение о звуке и букве А.

II. Знакомство со звуком [у], буквами У, у.

1. Выделение звука У.

- Как воет волк? (У-у-у).

Учитель размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка, утка.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука.

Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами.

Дети произносят звук У хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Произносится голосом, воздух проходит свободно. Звук гласный. Живет в красном домике.

4. Игра «Угадай звук».

Паук, цветок, лужа, диван, стул, стол, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру.

5. Придумывание слов с новым звуком. 6. Игра «На что похожа буква У.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Физминутка:

Дети маршируют на месте. Учитель произносит разные звуки. На звук У дети останавливаются.

7. Знакомство с буквами У, у.

Написание, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы У.

8. Игра «Доскажи словечко».

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический…. (утюг).

Долгожданный дан звонок –

Это кончился…. (урок).

II. Работа в тетради по печатанию.

Чтение и написание слогов АУ, УА.

III. Штриховка.

Шаблон «Утка». Штрихуем элементами буквы У.

IV. Пальчиковая гимнастика.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву У.

VI. Работа в тетради.

Графический узор.

Написание элементов буквы У.

Написание буквы У.

Написание слогов АУ, УА.

3. Тема: «Согласный звук [м], буквы М, м».

Цель: Дать понятие «согласный звук». Познакомить с согласным звуком [м], буквами М, м. Развивать фонематический слух. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Картинки – мак, муха, мел, машина, мяч, муравей, шаблон медведя.

I. Повторение.

Садится тот, кто придумает слово, которое начинается со звука У.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звука.

Учитель выставляет картинки – мак, муха, медведь, машина, мел, муравей.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?

2. Артикуляция звука.

Губы сжаты и напряжены.

Дети произносят звук Мхором и по одному.

3. Характеристика звука.

- Можно ли спеть этот звук?

- Легко ли воздух проходит? (Его задерживают губы).

- Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

Значит, звук М согласный и живет в синем домике.

4. Игра «Кто больше?».

Дети перечисляют продукты питания, которые начинаются на звук М.

5. Игра «На что похожа буква М.

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

(Изобразить)

6. Знакомство с буквами М, м.

Написание, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

7. Игра «Доскажи словечко».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной… (медведь).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов УМ, АМ. Придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Печатание слогов УМ, АМ.

III. Штриховка.

Шаблон «Медведь». Штрихуем элементами буквыМ.

IV. Пальчиковая гимнастика.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву М.

VI. Работа в тетради.

Графический узор

Написание элементов буквы.

Написание буквы М, м.

Написание слогов УМ, АМ.

4. Тема: «Гласный звук [o], буквы О, о».

Цель: Научить четко произносить и различать звук О в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и конце слова. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Картинки – окна, осы, облако, овощи, шаблон огурца.

I. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звука.

- Как охают больные? (Ох – ох).

Учитель выставляет картинки: окна, осы, облако, овощи.

- Какой первый звук слышите во всех этих словах? Произнесите его.

2. Артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед, округлены.

Дети произносят звук О хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Воздух проходит свободно, произносится с голосом, звук гласный, живет в красном домике.

4. Позиция звука в слове.

Огурец Колесо

Оса Ведро

Овощ Стекло

5. Игра «Угадай звук.

Осы, жук, сом, карась, Оля, осень, нож, стул, перо, книга.

6. Подбор слов.

Подбор слов с новым звуком. Назвать его место в слове.

7. Игра «На что похожа буква.

Обруч катится легко,

Он похож на буку О.

8. Знакомство с буквой О.

Написание буквы, место в алфавите, на ленте букв.

Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто это… (олень)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший… (одуванчик).

II. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АМ, УМ, МА, МУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Запись слогов АМ, УМ, МА, МУ в тетради по печатанию.

III. Штриховка.

Шаблон «Огурец». Штрихуем буквой О.

IV. Работа с пуговками.

Выложить печатную букву О.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Работа в тетради.

Графический узор.

Написание буквы О.

Написание слогов АМ, УМ, МА, МУ.

5. Тема: «Согласный звук [c], буквы С, с».

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и в конце слова. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: Картинки – сыр, сахар, санки, нос, стакан, сова, насос, пылесос, шаблон самолета.

I. Повторение.

Садится тот, кто назовет лишний предмет:

Помидор – огурец – платье.

Береза – медведь – тополь.

Стакан– юбка – кофта.

Волк – капуста – лиса.

II. Новый материал.

1. Фонетическая зарядка.

- Как воздух выходит из шарика? (С – с – с)

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

2. Артикуляционная гимнастика.

Губы в улыбке, язык «горочкой».

Дети повторяю звук хором и по одному.

3. Характеристика звука.

Воздух на своем пути встречает препятствие, звук согласный, живет в синем домике.

4. Выделение звука.

Учитель ставит картинки: сыр, стакан, сахар, санки, нос, сова, насос, пылесос. Дети определяют положение звука в слове.

5. Игра «Кто внимательный?».

Лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум шоссе, аист, корова, самолет, усы, пень.

6. Придумывание слов с новым звуком.

7. Игра «На что похожа буква.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

8. Знакомство с буквой С.

Написание буквы, место в алфавите, на ленте буквы.

Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.

9. Игра «Доскажи словечко».

Хобот длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он,

Ты узнал, кто это… (слон)

Верещунья, белобока,

И зовут ее …. (сорока)

III. Работа на доске и в тетради.

1. Чтение слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.

2. Запись слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ в тетради по печатанию.

IV. Штриховка.

Шаблон «Самолет». Штрихуем буквой С.

V. Работа с пуговками.

Выложить из пуговок печатную букву С.

VI. Пальчиковая гимнастика.

VII. Работа в тетради.

Графический узор.

Написание буквы С.

Написание слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ.

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласные и гласные буквы» в подготовительной группе Конспект занятие по обучению грамоте. Тема: «Согласные и гласные буквы». В подготовительной группе. Программное содержание: - Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Звук [Ц], буквы Ц, ц»Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Звук [Ц], буквы Ц, ц» Конспект занятия по «Обучению грамоте» для детей 6-7 лет Тема: «Звук [Ц], буква Цц» Цель: Ознакомление с буквой Цц, и звуком ц; формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Гласный звук [a], буквы А, а». Конспект занятия по обучению грамоте
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 12:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Гласный звук [a], буквы А, а». Конспект занятия по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хохрикова (УИ 1739074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД