Анна Хохрикова
«Гласный звук [a], буквы А, а». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить выделять звук [a] из речи. Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук. Учить общению в коллективе.
Оборудование: Картинки – альбом, автомат, апельсин, автобус, астра, шаблон апельсина.
I. Знакомство со звуком [a], буквами А, а.
1. Выделение звука [a].
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а)
Учитель выставляет картинки: альбом, автомат, апельсин, автобус. Дети называют предмет нарисованный на картинке и выделяют первый звук.
- Какой звук слышится в начале каждого слова?
2. Артикуляция звука [a]. Рот широко открыт.
Дети произносят звук по одному и хором.
3. Характеристика звука.
Воздух проходит свободно, можно петь, звук гласный, живет в красном домике.
4. Игра «Узнайте звук»
Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].
Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.
5. Игра «На что похожа буква А?»:
Ответы детей, заучивание стихотворения:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
6. Знакомство с буквами А, а.
Гласный звук можно записывать буквой А.
Показ буквы, место ее в алфавите, на ленте букв.
Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.
7. Игра «Доскажи словечко».
Он большой как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен знаменит,
Это доктор …. (Айболит).
II. Штриховка.
Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами, штриховать простым карандашом.
III. Пальчиковая гимнастика.
IV. Работа с пуговками.
Выложить из пуговок печатную букву А.
V. Работа в тетради.
Графический узор.
Элементы буквы А.
Написание буквы А.
2. Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».
Цель:Закрепить четкий навык произношения звука У. Учить выделять звук в словах. Познакомить с буквами У, у. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: Картинки – уши, ужи, утюг, утка, улитка, шаблон утки.
I. Повторение о звуке и букве А.
II. Знакомство со звуком [у], буквами У, у.
1. Выделение звука У.
- Как воет волк? (У-у-у).
Учитель размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка, утка.
- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?
2. Артикуляция звука.
Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами.
Дети произносят звук У хором и по одному.
3. Характеристика звука.
Произносится голосом, воздух проходит свободно. Звук гласный. Живет в красном домике.
4. Игра «Угадай звук».
Паук, цветок, лужа, диван, стул, стол, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру.
5. Придумывание слов с новым звуком. 6. Игра «На что похожа буква У?».
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Физминутка:
Дети маршируют на месте. Учитель произносит разные звуки. На звук У дети останавливаются.
7. Знакомство с буквами У, у.
Написание, место в алфавите, на ленте букв.
Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы У.
8. Игра «Доскажи словечко».
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг,
Электрический…. (утюг).
Долгожданный дан звонок –
Это кончился…. (урок).
II. Работа в тетради по печатанию.
Чтение и написание слогов АУ, УА.
III. Штриховка.
Шаблон «Утка». Штрихуем элементами буквы У.
IV. Пальчиковая гимнастика.
V. Работа с пуговками.
Выложить из пуговок печатную букву У.
VI. Работа в тетради.
Графический узор.
Написание элементов буквы У.
Написание буквы У.
Написание слогов АУ, УА.
3. Тема: «Согласный звук [м], буквы М, м».
Цель: Дать понятие «согласный звук». Познакомить с согласным звуком [м], буквами М, м. Развивать фонематический слух. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Картинки – мак, муха, мел, машина, мяч, муравей, шаблон медведя.
I. Повторение.
Садится тот, кто придумает слово, которое начинается со звука У.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Выделение звука.
Учитель выставляет картинки – мак, муха, медведь, машина, мел, муравей.
- Какой звук мы слышим в начале каждого слова?
2. Артикуляция звука.
Губы сжаты и напряжены.
Дети произносят звук Мхором и по одному.
3. Характеристика звука.
- Можно ли спеть этот звук?
- Легко ли воздух проходит? (Его задерживают губы).
- Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.
Значит, звук М согласный и живет в синем домике.
4. Игра «Кто больше?».
Дети перечисляют продукты питания, которые начинаются на звук М.
5. Игра «На что похожа буква М?».
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.
(Изобразить)
6. Знакомство с буквами М, м.
Написание, место в алфавите, на ленте букв.
Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.
7. Игра «Доскажи словечко».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной… (медведь).
II. Работа на доске и в тетради.
1. Чтение слогов УМ, АМ. Придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.
2. Печатание слогов УМ, АМ.
III. Штриховка.
Шаблон «Медведь». Штрихуем элементами буквыМ.
IV. Пальчиковая гимнастика.
V. Работа с пуговками.
Выложить из пуговок печатную букву М.
VI. Работа в тетради.
Графический узор
Написание элементов буквы.
Написание буквы М, м.
Написание слогов УМ, АМ.
4. Тема: «Гласный звук [o], буквы О, о».
Цель: Научить четко произносить и различать звук О в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и конце слова. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Картинки – окна, осы, облако, овощи, шаблон огурца.
I. Знакомство с новым материалом.
1. Выделение звука.
- Как охают больные? (Ох – ох).
Учитель выставляет картинки: окна, осы, облако, овощи.
- Какой первый звук слышите во всех этих словах? Произнесите его.
2. Артикуляция звука.
Губы вытянуты вперед, округлены.
Дети произносят звук О хором и по одному.
3. Характеристика звука.
Воздух проходит свободно, произносится с голосом, звук гласный, живет в красном домике.
4. Позиция звука в слове.
Огурец Колесо
Оса Ведро
Овощ Стекло
5. Игра «Угадай звук?».
Осы, жук, сом, карась, Оля, осень, нож, стул, перо, книга.
6. Подбор слов.
Подбор слов с новым звуком. Назвать его место в слове.
7. Игра «На что похожа буква?».
Обруч катится легко,
Он похож на буку О.
8. Знакомство с буквой О.
Написание буквы, место в алфавите, на ленте букв.
Работа в тетради по печатанию – раскрашивание фона буквы, рисование буквы по точкам в узоре, написание самой буквы.
9. Игра «Доскажи словечко».
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто это… (олень)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик).
II. Работа на доске и в тетради.
1. Чтение слогов АМ, УМ, МА, МУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.
2. Запись слогов АМ, УМ, МА, МУ в тетради по печатанию.
III. Штриховка.
Шаблон «Огурец». Штрихуем буквой О.
IV. Работа с пуговками.
Выложить печатную букву О.
V. Пальчиковая гимнастика.
VI. Работа в тетради.
Графический узор.
Написание буквы О.
Написание слогов АМ, УМ, МА, МУ.
5. Тема: «Согласный звук [c], буквы С, с».
Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в слогах и словах. Учить выделять звук в начале и в конце слова. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование: Картинки – сыр, сахар, санки, нос, стакан, сова, насос, пылесос, шаблон самолета.
I. Повторение.
Садится тот, кто назовет лишний предмет:
Помидор – огурец – платье.
Береза – медведь – тополь.
Стакан– юбка – кофта.
Волк – капуста – лиса.
II. Новый материал.
1. Фонетическая зарядка.
- Как воздух выходит из шарика? (С – с – с)
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
2. Артикуляционная гимнастика.
Губы в улыбке, язык «горочкой».
Дети повторяю звук хором и по одному.
3. Характеристика звука.
Воздух на своем пути встречает препятствие, звук согласный, живет в синем домике.
4. Выделение звука.
Учитель ставит картинки: сыр, стакан, сахар, санки, нос, сова, насос, пылесос. Дети определяют положение звука в слове.
5. Игра «Кто внимательный?».
Лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум шоссе, аист, корова, самолет, усы, пень.
6. Придумывание слов с новым звуком.
7. Игра «На что похожа буква?».
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
8. Знакомство с буквой С.
Написание буквы, место в алфавите, на ленте буквы.
Работа в тетради по печатанию – фон буквы, рисование по точкам буквы в узоре, написание самой буквы.
9. Игра «Доскажи словечко».
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это… (слон)
Верещунья, белобока,
И зовут ее …. (сорока)
III. Работа на доске и в тетради.
1. Чтение слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ; придумывание слов, которые начинаются на эти слоги.
2. Запись слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ в тетради по печатанию.
IV. Штриховка.
Шаблон «Самолет». Штрихуем буквой С.
V. Работа с пуговками.
Выложить из пуговок печатную букву С.
VI. Пальчиковая гимнастика.
VII. Работа в тетради.
Графический узор.
Написание буквы С.
Написание слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ.