Ксения Соловьёва
Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в средней группе «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
по образовательной области «Ребёнок и природа»
«Мы – друзья природы»
Задачи:
Образовательные :
Расширять представления о природе родного края; формировать умение соотносить растения и животных с природными сообществами, классифицировать грибы (съедобные - не съедобные, формировать осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Ребёнок и природа“ в средней группе „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас; развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение замечать красоту вокруг себя и откликаться на неё.
Оборудование:
Декорации леса; карточки с изображением грибов, ягод, птиц, животных; фломастеры по количеству воспитанников; плоскостные фигурки грибов и шнурки для нанизывания (комплект на каждого воспитанника); мольберт (2 шт., магнитные доски (2 шт., картины «Как не следует вести себя в гостях у леса», мусорные корзины (2 шт., мусорные пакеты (2 шт.); сюрпризы от Лесовика, мультимедийная аппаратура.
Ход занятия
Начало занятия
Дети входят в помещение в сопровождении воспитателя, где создана декорация леса.
Игра-приветствие «Паутинка дружбы» :
Цель: снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений.
Восп. : Придумано кем-то
Просто и мудро –
При встрече здороваться:
Доброе утро.
Восп. : Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, то решила захватить с собой клубочек ниток. Наматывая на палец нитку, каждый назовёт имя друга, передаст ему клубочек и пожелает доброго утра.
(Ребёнок, который получил клубочек называет имя своего друга, наматывает на пальчик нитку и передаёт клубочек другому ребёнку. В итоге все должны быть объединены ниточкой – паутиной.)
Основная часть занятия
Беседа с детьми:
Восп. : Мы с вами часто путешествуем по территории детского сада. Рассматриваем деревья, кустарники, наблюдаем за птицами, насекомыми.
Восп. : А вы можете назвать, деревья, которые растут на территории детского сада?
Д. : Каштан, береза, ель, рябина, ива, клен, липа, яблоня, алыча.
(На экране появляются изображение деревьев.)
Восп. : А какие птицы прилетают к вам на участок?
Д. : Сороки, галки, синицы, воробьи, голуби, снегири, вороны.
(На экране появляются изображение птиц.)
Восп. : Вы же знаете, что на территории нашего детского сада живёт Лесовик (на экране фото Лесовика, он охраняет природу, дружит с детьми, помогает больше узнать о природе родного края. Сегодня он не смог присутствовать на нашем занятии, потому что помогает своим друзьям в лесу готовиться к зиме, но нам он приготовил видеописьмо с играми- заданиями про лес.
(На экране изображение леса)
Восп. : Давайте вспомним, кто живёт в лесу, что в нём растёт?
Д. : Растут деревья, кустарники, грибы, ягоды. Живут птицы, животные.
Восп. : Вы согласны выполнить задания Лесовика?
Д. : Согласны.
Воспитатель обращает внимание детей на первую картинку на экране.
(На экране под цифрой 1 зашифровано задание)
Восп. : Ребята, давайте найдём стол с такой же цифрой.
Задание № 1 «Отгадывание загадок»
Задача: расширять представления о ягодах с помощью выбора нужных картинок при отгадывании загадок.
Восп. : Ребята, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы найдёте среди картинок, которые лежат у вас на столе.
(Карточки после отгадывания оставляют у себя на подносах, чтобы выбирать из множества.)
(Несколько загадок загадывает ребенок)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной)
Я красна и кисла,
На болоте росла,
Дозревала под снежком,
ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
Красна, сочна, душиста
Растёт низко, к земле близко.
Кто не идёт, всяк поклонится?
(Земляника)
Восп. : Молодцы, ребята! Вы легко справились с первым заданием. Давайте посмотрим на экран и сравним наши отгадки с ответами Лесовичка. (На экране показаны ответы на все загадки.)
Восп. : Первое задание мы выполнили, а вот и следующее задание.
(На экране картина с изображением цифры 2)
Восп. : Необходимо найти столик с цифрой 2.
(На столе разложены индивидуальные карточки, карандаши. Детям предлагается выполнить задание: провести линии от животных и птиц к лесу.)
Задание № 2
Индивидуальные задания для детей «Животные и птицы леса».
Задача: закрепить у детей дошкольного возраста представления о соотнесении растений и животных с природными сообществами.
Восп. : Лесовик большой затейник. Он перепутал диких и домашних птиц и животных и всех поселил в одном лесу. Вам нужно нарисовать дорожку в лес только диким животным и птицам.
(Детям раздаются индивидуальные карточки-задания)
Воспитатель предлагает детям проверить выполнение задания, сравнив свою работу с изображением на экране, подводит итог данного задания.
Восп. : Ребята, посмотрите на экран, Лесовик прислал нам правильный ответ, чтобы вы могли проверить себя.
(На экране изображение карточки-задания с правильным ответом.)
Восп. : Вы так легко, быстро и правильно справились с предложенными заданиями. Сейчас я предлагаю вам поиграть, но игра необычная, музыкальная.
Музыкальная игра с движениями «Зарядка для зверей»
Задание № 3
Дидактическая игра «Развесь грибы»
Задачи: развивать мелкую моторику руки; формирование умения классифицировать грибы (съедобные - не съедобные).
Восп. : Посмотрите, на экране цифра 3. Давайте найдём стол с цифрой 3. Ребята, вы наверняка знаете, как называются эти грибы (на экране изображение грибов : лисичка, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, мухомор, белая поганка). Посмотрите, некоторые рисунки обведены красным треугольником) Как вы думаете, что он означает?
Д. : Это значит, что грибы эти ядовитые, их нельзя употреблять в пищу людям.
Если воспитанники затрудняются ответить, объяснить, что грибы бывают съедобные и ядовитые.
Восп. : Это задание от Лесовика требует от вас быть внимательными, ловкими. Вам нужно быстро нанизать грибочки на верёвочки и повесить их на ёлках. А вот грибы необходимо брать только съедобные.
Задание, ребята, понятно? Приступаем.
(На столах расставлены подносы с плоскостными фигурками грибов. Воспитанники нанизывают грибы на шнурки. Для подведения итога задания на экране появляются грибы съедобные и ядовитые.)
Восп. : Ребята, так какие правила нужно выполнять при сборе грибов?
Д. : Собирать только знакомые грибы.
Д. : Не сбивать гриб ногой, даже если он ядовитый.
(После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы)
Восп. : Почему в тарелочках остались лежать некоторые грибы?
Д. : Потому что они ядовитые, их нельзя кушать человеку?
Восп. : Как называются эти грибы?
Д. : Мухомор, бледная поганка.
(Воспитатель еще раз обращает внимание на экран с изображением грибов)
Восп. : А вот и следующее задание. Посмотрите на наш экран. Что это?
Д. : Лес.
(На экране изображение леса.)
Восп. : Необходимо найти столик с изображением леса. Интересно, какое задание нам ещё приготовил Лесовик?
Задание 4
Задание проблемно- поискового характера «Наведём порядок на поляне»
Задачи: формировать у детей осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе, развивать мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к природе.
(На мольбертах стоят картины, с изображением леса, к ним прикреплен на липучках «мусор». Картины прикрыты тканью. «Мусор» необходимо «убрать» - снять.)
Восп. : Звери рассказали Лесовику, что иногда в лесу бывают гости, которые совсем не знают правил поведения в природе. Посмотрите, что случилось с лесом?
Д. : В лесу разбросан мусор.
Восп. : Правильно, здесь везде разбросан мусор, кругом беспорядок. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(Беседа воспитателя с воспитанниками о правилах поведения в природе.)
Д. : Нельзя рвать полевые цветы.
- Нельзя забирать домой птенцов.
- В лесу нельзя шуметь, включать громко музыку.
- Зимой нужно подкармливать птиц, развешивать кормушки.
- Нельзя сбивать грибы!
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустов!
- Нельзя трогать пауков, рвать паутины!
- Нельзя разрушать муравейники!
- Нельзя разрушать птичьи гнёзда!
- Нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
Восп. : Молодцы, правила вы знаете. Но нам необходимо помочь жителям леса привести в порядок полянки. Весь мусор сейчас мы с вами уберем в мусорные пакеты и выбросим в мусорный контейнер.
(Дети «собирают» мусор и складывают его в мусорные пакеты.)
Восп. : Спасибо, ребята. Теперь в лесу порядок. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе. (На экране схематическое изображение правил поведения в природе)
Заключительная часть
Восп. : Посмотрите, ребята, на экране появилась новая картинка. Что же на ней изображено?
Д. : Это подарок.
(На экране картинка с изображением подарка.)
Восп. : Давайте найдём в помещении эту картинку. Наш друг Лесовик приготовил вам сюрприз.
Дети находят коробку с сюрпризом от Лесовика.
Восп. : Вы молодцы, ребята! Все задания от Лесовика вы выполнили.