Ольга Дембицкая
«В лаборатории Фиксиков» занятие в старшей группе по образовательной области «Ребёнок и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать представлений у детей об объектах неживой природы, о взаимосвязях неживой природы и растений;
- расширять представления о свойствах объектов неживой природы песка и почвы;
Публикация «„В лаборатории Фиксиков“ занятие в старшей группе по образовательной области „Ребёнок и природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умение использовать опыты для познания объектов неживой природы;
- закреплять умение сравнивать, делать выводы, умозаключения;
- закреплять навыки безопасного поведения в процессе проведения опытов;
- воспитывать познавательное отношение к природе, бережное отношение к среде обитания живых существ.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, рассказ воспитателя, беседа, вопросы воспитателя к детям, опыты, игра.
Материал и оборудование:
демонстрационный – телевизор, ноутбук, карточки-символы, картинки с изображением песка и почвы, карта-схема «Круговорот веществ и почва», дидактическая игра «Где используют песок, почву?», цветочные горшки с почвой и песком, поддоны с водой;
раздаточный - передники, пластиковая посуда, поднос, песок, почва, камни, лупы, салфетки, белая бумага, пластиковые стаканы с водой, коктейльные трубочки, пластиковые ложечки, карты фиксирования результатов опыта.
Предварительная работа: наблюдение за растениями и неживой природой, рассматривание альбома «Этот волшебный песок», чтение энциклопедий, пословиц о земле, проведение опытов и игр с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке», проведение эксперимента «Движение воды в почве и песке».
Ход занятия
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель: – Ребята, наш друг Нолик отправился в путешествие и должен связаться сегодня с нами по скайпу, чтобы поделиться своими впечатлениями от путешествия.
Звонок скайпа. Появляется изображение фиксика Нолика на фоне пустыни.
Нолик: – Привет, ребята!
Воспитатель: – Здравствуй, Нолик! Расскажи нам, пожалуйста, где ты сейчас находишься?
Нолик: – Ой, ребята, я путешествую сейчас по пустыне! Здесь так много интересного и необычного! В пустыне я встретил необычных животных с горбами - верблюдов! И ещё в пустыне очень жарко и так много песка! Вот только я не могу понять, почему здесь так мало растений…Песка много, а растений очень мало… А ведь в нашей Беларуси тоже есть песок, но у нас так много разных растений! Ребята, помогите мне выяснить, в чём тут дело!
Воспитатель: – Да, действительно интересно! Ну что же, ребята, поможем Нолику разобраться с этой проблемой?
Дети: – Да! Конечно, поможем!
Воспитатель: – Нолик, мы с удовольствием поможем тебе! Как только мы выясним, в чём же тут дело, сразу свяжемся с тобою!
Нолик: – Спасибо! Побегу пока смотреть местные достопримечательности!
Отключение скайпа.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, почему в нашей стране действительно так много различных растений? (Есть плодородная почва, поэтому растут растения. Растениям для жизни нужен не только солнечный свет и вода, но и что-то такое, что находится и почве и отсутствует в песке. Это - питательные вещества.)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. А как мы можем это проверить? (провести опыты) Тогда я предлагаю пройти в нашу лабораторию Фиксиков. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории!
1. Работать только в спецодежде.
2. Соблюдать тишину во время работы.
3. Работать дружно.
4. Не отвлекаться при проведении опыта.
5. Не брать вещества и предметы без разрешения воспитателя.
6. Бережно обращаться с лабораторным оборудованием.
7. После работы навести порядок в лаборатории.
Проходят в лабораторию и надевают передники.
На столах лотки с почвой и песком.
Воспитатель:- Итак, мы с вами будем исследовать песок и почву.
- Где мы с вами можем встретить песок? (на море, на строительстве, на пляже)
- Где мы можем встретить почву? (на клумбе, в лесу, на газоне, в огороде)
- По вашему мнению, следует быть осторожными с песком и почвой? (Да)
- Вспомним вместе правила обращения с песком и почвой.
1. Нельзя брать песок и почву в рот!
2. Нельзя песок и почву сыпать на себя и на друзей!
3. Нельзя вдыхать песок и почву - можешь задохнуться!
4. После игры с песком и работы с почвой - помой руки!
- Ребята, как вы думаете, откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
Опыт №1 «Образование песка и почвы»
Материал: камни, листы белой бумаги.
- Как вы думаете, что такое песок? (Частички камней)
- Как мы можем это проверить? (Надо взять два камня и потереть их)
- Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)
- Какой же мы можем сделать вывод. Откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
Дети рассматривают карту-схему «Круговорот веществ и почва». Делают вывод, что почва образуется из остатков растений, живых организмов.
Воспитатель предлагает детям с помощью опыта выяснить, состав песка и почвы.
Опыт № 2 «Состав почвы»
Материал: лотки с почвой, листы белой бумаги, микроскоп, бумажные салфетки, стаканы с водой.
- Дети, а как можно проверить из чего же состоят песок и почва? (Рассмотреть их под микроскопом и лупой)
Воспитатель предлагает сначала исследовать почву
Растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают почву в микроскоп. Выясняют, что в почве живут микробы - они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни. Фиксируют в карте фиксации опыта.
- Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
- Ссыпьте почву обратно в тарелочку.
- Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
- Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода)
Фиксируют в карте фиксации опыта с помощью значка, обозначающего воздух (голубой квадратик)
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
- Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
Фиксируют в карте фиксации опыта с помощью значка, обозначающего воздух (пузырьки).
Делают вывод, что в почве есть минеральные вещества, вода, воздух, необходимые для жизни и роста растений.
Воспитатель предлагает такими же методами исследовать песок.
Опыт № 3 «Состав песка»
Материал: лотки с песком, листы белой бумаги, лупа, бумажные салфетки, стаканы с водой.
Дети рассматривают песок через лупу.
Делают вывод, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие.
Фиксируют в карте фиксации опыта с помощью точек.
- Возьмите немного песка, насыпьте его на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
- Ссыпьте песок обратно в тарелочку.
- Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
- Что вы видите? (Салфетка осталась чистой)
- Какой вывод можно сделать? (В песке воды нет)
Фиксируют в карте фиксации опыта с помощью перечёркнутого значка, обозначающего воздух (голубой квадратик, и зачёркивают его.
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда немного песка.
- Что вы наблюдаете? (Песок осел на дно, а вода осталась покойной)
- Какой вывод можно сделать? (В песке нет воздуха)
Фиксируют в карте фиксации опыта с помощью перечёркнутого значка, обозначающего воздух (пузырьки).
С помощью карт фиксации опытов сравнивают состав почвы и песка и делают вывод, что почва более пригодна для роста растений, а песок нет. Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
Опыт № 4 «Передвижение воды в песке и почве»
Воспитатель: - Ребята, помните, мы поставили горшочки наполненные почвой и песком в поддоны с водой. Давайте посмотрим, что произошло.
Почва в горшке стала влажной и воды в поддоне не стало. Песок остался сухой, а вода в поддоне осталась.
Делают вывод, что когда долго нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы. В песке воды нет, значит, в случае засухи растения погибнут или не смогут полноценно развиваться. Итак, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то растениям нужно за ней глубоко тянуться. Фиксируют результат опыта карте фиксации помощью условных обозначений.
Дидактическая игра «Где используют песок и почву?»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и определить, в каких целях человек использует песок и почву. Дети выбирают перевёрнутую карточку с изображением почвы и песка в местах использования их человеком и объясняют, где используют почву или песок. Карточки выкладываются вокруг изображения песка или почвы. Делают вывод, что песок используют в различных целях, кроме посадки в него растений, а почву человек использует в целях выращивания растений.
Воспитатель: - Итак, дорогие учёные, с помощью опытов мы выяснили, что почва наиболее благоприятна для жизни и роста растений, чем песок. А теперь я предлагаю вам проверить это и провести эксперимент. В горшок с песком и в горшок с плодородной почвой посадим растения и будем наблюдать, как они будут расти.
Дети сажают одно растение с корешками в почву, а второе – в песок.
Воспитатель: - Ребята, запомните опыты, которые мы проводили, чтобы потом зарисовать их в своих альбомах наблюдений. А когда Нолик вернётся из путешествия, мы объясним ему, почему в пустыне так мало растений.
b][/b]