Анна Провоторова
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети входят в зал под аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят» и становятся полукругом. На экране демонстрируется берёзовая роща с девочками в русских народных костюмах и название занятия.
Воспитатель : С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз!
С их царства, сквозного, молочного
И с пухлых ребяческих грёз.
Ребё нок:
Нет лучше и милей России
И лучше наших песен нет
Тебе поём, что всех красивей
Тебе несем мы свой привет.
Ребё нок: В сердце ты у каждого
Родина-Россия
Публикация «Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Белые березки, колос налитой
Нет тебя привольней
Нет тебя красивей
Нет другой на свете
Родины такой.
Ребё нок: Ты красива в весеннем наряде Россия,
Ты прекрасна во все времена,
Я люблю твои реки и горы
И горжусь тобой Родина я!
Ребё нок: Тебе Россия мы танцуем
Ведём свой вечный хоровод
Тебя от всей души мы любим
И прославляем свой народ.
Ребё нок: Родина – это России просторы
И над рекою откос
Чистое золото осени поздней
Шум белоствольных берёз.
Воспитатель : Не случайно мы начали наш разговор именно с этих слов. Берёзка- символ России, символ молодости, прекрасного поэтического. Гдебы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет.
Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями, благодатный дождик поливает её, солнышко греет. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир.
Песня «У моей России»
Воспитатель : Удивительная судьба у русской березки. На миру она- радость, в любви помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе. Поэт Сергей Есенин назвал Россию страной берёзового ситца, а березку – нежной, чистой, юной девушкой.
1. Ребё нок: Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шелковые косы
Шелестят зелёные сережки
И горят серебряные росы.
2. Ребё нок: Белая берёза – Машина сестричка
У берёзы белой тоже есть косички
Машенька к берёзке белой подойдет
Ленточки красивые в косы заплетёт.
3. Ребё нок: Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.
4. Ребё нок: Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
5. Ребё нок: Наряд её мягкий чудесен
Нет деревца сердцу милей
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Дети исполняют песню «Во поле берёза стояла» (на ложках)
Ведущий:
Средь сосен суровых меж темных ракит,
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
Русский народ выбрал березку символом России:
• за её красоту;
• за её нежность;
• за её белизну и свет;
• за её полезность;
Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?
Дети: В девушку, красавицу, принцессу.
Воспитатель : Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности. Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево?
Дети: Кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная, подруженька, красавица,светлая, чистая.
Воспитатель : Недаром берёза любимая героиня русских народных сказок. Ребята, а вы любите сказки? Ой, ребята, прислушайтесь! Грохот, шум, тарарам- это кто стучится к нам?
(За дверью слышится грохот, влетает Баба Яга, охая, потирая бока, волоча метлу).
Баба Яга : - Ох, бедные мои косточки! Так и вторую ножку недолго сломать! Ну, погоди ж, негодная.
Воспитатель : - Бабушка Яга, как ты к нам попала, что с тобой случилось?
Баба Яга : - Да сверзлась я! Как бы это по-современному сказать?. Во! – отказ двигателя. Метла-то обветшала, истерлась, еле тянет. Вот прямо на ваши сосенки и катапультировалась. А у вас тут праздник, что ли?
Воспитатель : - Праздник, бабушка! Мы сегодня березку – красавицу славим, о ней песни поем, стихи читаем.
Баба. Яга : - Славите, значит! Березку! Да из-за нее, негодницы, пожилая женщина чуть жизни не лишилась! Эх, топора нет, а то бы я с ней поговорила.
Воспитатель : - Бабусенька, да за что ж ты так на березку рассердилась? Что она тебе плохого сделала?
Баба Я : - Она хорошего мне не сделала! Прутьев пожалела на новую метлу. Говорит: «У меня сокодвижение начинается, нельзя сейчас ветки резать, попозже приходи». А мне до ее «попозже» на голой палке летать! У – Не прощу. До сих пор все кости болят.
Воспитатель : - Ну, если дело все в метле, то его легко поправить. Мы с ребятами тебе новую метлу подарим. Ты, я вижу, бабушка продвинутая, о современных технологиях слыхала? Вот тебе метла – синтетическая, новая, с бантиком.
Б. Я. : - Синте… - что?
Воспитатель : - Син – те – ти – ческая. Значит, из искусственных материалов. Она не стирается, не ломается – сверх износоустойчивая, со светоотражающим эффектом.
Б. Я. : Сверх. – что? С каким эффектом? Ну и словечки у вас! А это для чего?
Воспитатель : - Чтобы ты в темноте видела, где метла стоит. Вдруг срочный ночной вылет.
Б. Я. : - А как она летать-то будет?
Воспитатель : - Со свистом: и вверх, и вниз, и задом наперед! Можешь испытать хоть сейчас. Только сильно не разгоняйся, а то ребят наших напугаешь.
Б. Я. испытывает метлу, летает, остается довольна.
Воспитатель : - Что, бабушка, какая метла лучше: березовая или синтетическая? Все еще сердишься на березку, где она, кстати растет?
Б. Я. : - Да у избушки моей и растет, вообще-то с ней мы ладим. Дровишками она меня обеспечивает, веничком березовым люблю попариться в баньке – тоже от нее. А весной соком угощает, да и просто в тенечке посидеть под нею и поболтать с ней люблю. Зря я, видно, на нее пеняю, надо будет помириться, как вернусь.
Воспитатель : Баба Яга, а хочешь мы с ребятами тебе расскажем какое замечательное дерево-берёза.
Баба Яга: Конечно, хочу!
-Ребята давайте расскажем Бабе Яге как можно отличить берёзу от других деревьев.
Ребё нок: Её узнаешь по простой примете,
Нет деревца белей её на белом свете!
презентация
Воспитатель : Берёза единственное в мире дерево, у которого белый ствол.
- Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой.
-Ребята, а как называется кора берёзы? (береста)
-На что она похожа? (на бумагу).
-Раньше, в старые времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниёт в земле и даже в воде.
Воспитатель : А ещё, ребята, издавна из бересты плели лапти - это такая обувь, которую носили в старые времена.
-лукошки для ягод и грибов.
-различные шкатулки и предметы для домашнего хозяйства. Они получались очень красивые!
Воспитатель : - А что это за полоски на коре у берёзки? (чечевички)
- Для чего они нужны берёзке? (берёзка через них дышит).
-Листочки у березки какие? (Зеленые, резные, блестящие, гладкие, остроконечные.)
-А что говорят в народе о ее ветвях? Какие они? (Кудрявые, похожи на девичьи косы).
Воспитатель :- Ребята, а вы, знаете, как называется часть дерева, где находятся ветки и листочки? (Крона).
-Какая крона у берёзы? Какой формы? (Густая, похожа на пирамиду, овал).
Воспитатель : Да, крона у берёзки может быть пирамидальной или овальной формы.
Воспитатель : Берёза красива во все времена года! Неповторима и нарядна!
И в то же время для каждого времени года характерны свои черты и образы.
-Прелестны нежность весенней листвы, блеск и аромат остроконечных листиков. Розовые отблески просыпающихся солнечных лучей, несмело пробегающих по белоснежной коре, зачаровывают взор.
- Зелень обсыпных гирлянд на длинных тоненьких прутьях ветвей, ниспадающих до земли в летнее время, подтверждает торжество природы, расцветающей во всей своей красе.
- Золото березовой «одежды», сияющее под голубой лазурью осеннего неба, наряжает всю землю потрясающими оттенками, насыщая церемонию прощания до весны неповторимым красочным убранством.
-И, конечно же, сказочная зима, которая превращает красавицу-березу в огромный фонтан снежных брызг и льдинок, застывших на ветвях и сверкающих бриллиантовым блеском в солнечных лучах ясного морозного дня. (На экране демонстрируются слайды с изображением берёзы на каждое время года).
Воспитатель :- А как цветёт берёзка?
(Ранней весной у берёзки появляются серёжки, в которых образуются семена, похожие на маленькие орешки).
Воспитатель : С давних пор берёза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными целебными свойствами.
Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья.
В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:
-Первое дело - мир освещать
Ребё нок: В длинные, зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.
-Второе дело - тепло давать:
Ребё нок : Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.
-Третье дело - больных исцелять:
Ребё нок : Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.
Воспитатель : из древесины берёзы делают активированный уголь - лекарство, которое помогает при болезнях кишечника.
Четвё ртое дело - чистоту соблюдать:
Ребё нок : Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.
Воспитатель : Послушайте стихотворение:
На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
Льётся на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьёт.
-Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (о берёзовом соке).
-Правильно!
Угощает берёзка сладким и целебным соком и животных, и птиц, и, конечно же людей!
-Когда можно собирать берёзовый сок? (ранней весной). Правильно!
Воспитатель : Баба Яга, а ты знаешь как правильно собирать сок с берёзы, чтобы не навредить ей? Сейчас мы тебе расскажем.
Сок добывают из стволов березы ранней весной, как только начинается соко- движение и начинают набухать почки. У хорошего, крепкого дерева с раскидистой кроной и диаметром ствола не менее 20 см, проделывают отверстие глубиной 2-3 см, и подставляют емкость, в которую начинает капать сок. С одного дерева можно собрать 1-2 литра сока, больше собирать не рекомендуется, чтобы дерево не погибло.
Что нужно сделать после того как сок собран, чтобы не навредить берёзе? (замазать ранку специальной замазкой).
-Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы.
Воспитатель : Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется?
Дети: Радуется солнцу, тёплому ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям. Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей.
Воспитатель :А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?
Дети: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать, защищать берёзку, ведь она живая!
Воспитатель : Бабушка Яга, послушай, какая история приключилась берёзкой.
Песня «Берёза» муз. Е Теличеевой, сл. А. Абрамова.
Воспитатель : Бабушка Яга, а у нас в детском саду тоже есть берёзки. Посмотри, как ребята с ними дружат и не обижают их! (показ слайдов с фотографиями детей около берёз в детском саду).
Воспитатель : - Ну что, Бабусенька, помиришься с березкой? Вот тебе ленточка, прилетишь, подари березке, завяжи на ней ленточку, доброе слово скажи…
Баба Яга: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ. Я столько интересного узнала о берёзах! Я обязательно помирюсь со своей берёзкой, и подарю ей ленточку. И за метлу спасибо. Теперь я не буду ломать ветки на берёзке, а буду летать на синтетической, сверх износоустойчивой, со светоотражающим эффектом! Вот выговорила наконец-то (запинается, когда произносит слово! До свидания, ребята! (Баба Яга улетает).
-Ребята, а давайте проверим, знают ли ваши родители что- нибудь о берёзе?
Игра с родителями «Подбери слово» (подобрать слова, согласующиеся со словами)
Берёзовая — роща, кора, ветка, серёжка, каша, крона, аллея.
Берёзовый — сок, пень, лист, веник, уголь, скипидар, прут, ствол, гриб.
Берёзовое — полено, лукошко.
Хоровод «Мы вокруг берёзки хороводом стали»
Всё занятие сопровождается показом слайдов.