Инна Сергеевна Миханошина
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию «Люблю тебя, моё Приморье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно– патриотическому воспитанию
«Люблю тебя, моё Приморье!»___
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Публикация «Проект по нравственно–патриотическому воспитанию „Люблю тебя, моё Приморье!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшего дошкольного возраста анкетирование показывает:
o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию посёлка, края;
o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения края из-за высокой занятости;
o 40 % родителей затрудняются в знании истории посёлка, края;
o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю посёлка и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Люблю тебя, моё Приморье!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
• Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил край.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Приморского края.
• Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Приморского края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности :
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, НОД по ознакомлению с окружающим миром.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
4. подготовка разного вида бросового материала
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
o Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Посёлок Сибирцево – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Приморский край!»
Оформление альбомов “Символика Приморского края”, “Красная книга Приморского края”, «Истоки русской народной культуры»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о посёлке, крае»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего края», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Оформление презентации «Люблю тебя, Приморье синеглазое» (совместно с родителями)
Лепка, рисование и аппликация «Животные и птицы Приморского края»
Коллективная пластилинография «Лотос»
Рисование с элементами аппликации «Флаг Приморского края»
Фотоэкскурсии по краю
Разучивание стихов песен о Родине.
Изготовление макета флоры и фауны Приморского края
Оформление патриотического уголка
III. Презентационно - завершающий
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края и посёлка, символике и достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край и посёлок, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта :
1. Наблюдение,
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием посёлка, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д., песнями и танцами. НОД по художественно-эстетическому развитию приобщили детей к налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
на основе анализа результатов мониторинга освоения содержания программы «От рождения до школы» можно сделать следующие выводы: развитие соответствует возрасту у 65% детей, высокий уровень развития у 35% детей,
повышение активности родителей в жизни группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
• 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
• 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
• 3 блок «Родной свой край люби и знай!
• 4 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект можно использовать с любыми детьми старшего дошкольного возраста, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Содержание проектной деятельности
Время проведения Тема Цели Форма проведения
сентябрь «Знаешь ли ты свой посёлок?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование
2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка Дидактическая игра
3. «Где я отдыхал летом» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
октябрь «История возникновения родного посёлка» Познакомить детей с историей возникновения посёлка, его постройками. Воспитывать интерес к истории посёлка. НОД
«Центральная улица посёлка» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную Дидактическая игра
«Улицы родного посёлка» Учить передавать красоту родного посёлка Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Символика Приморского края» Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями. Оформление стенда для родителей
Ноябрь «Достопримечательности родного посёлка» Закрепить знания детей о достопримечательностях посёлка. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками посёлка. НОД
«Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного посёлка Дидактическая игра
«Придумай названия будущим улицам посёлка» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Творческое задание
Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии города от профессий села. Дидактические игры
«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного посёлка» Расширять знания о предприятиях посёлка, изготавливаемой продукции НОД
Январь «Флора и фауна Приморского края» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края Фотоэкскурсия
Вечер загадок
«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края Акция
«Птицы Приморского края» Формирование знаний о птицах Приморского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. НОД
Февраль «Откуда хлеб пришел» Познакомить с историей выращивания хлеба в Приморском крае Оформление альбома
«Узнай на вкус» Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий Игра
«Булочная» Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу Сюжетно – ролевая игра
«Приморский край – хлеборобный» Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях НОД
Март «Полезные привычки» Пропаганда здорового образа жизни Беседа
«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования
«Фетисов арена» Дать детям знания о спортивных комплексах Приморского края фотоэкскурсия на стадион
«Приморский край спортивный» Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом. НОД
Апрель «Крестьянская изба» Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Изготовление папки-передвижки
«Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей посёлка. Дидактическая игра
Макет флоры и фауны Приморского края Формирование познавательного интереса к природе Приморского края, углублять представление о флоре и фауне. Аппликация, рисование
Сделаем наш посёлок чище Воспитывать любовь к родному посёлку, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
«Моя Родина – Приморский край» Обобщить знания о флоре и фауне Приморского края; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок НОД
Май «Этих дней не смолкнет слава!» Сформировать представления о празднике День Победы, Формировать представления о празднике День Победы, Встреча с ветеранами
«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Экскурсия на мемориал
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Мониторинг