Савельева Галина
Эколого-патриотический проект «Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого - патриотический проект
«Люблю берёзку русскую» для детей дошкольного возраста
Содержание
Введение ---3
Педагогический проект «Люблю березку русскую» ---5
Заключение ---9
Литература ---9
Приложение ---10
Введение
Ты до того, березонька, красива!
Публикация «Эколого-патриотический проект „Люблю берёзку русскую“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего приюта и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.
В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Актуальность:
Я в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них патриотического самосознания.
В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.
Дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе.
Я решила разработать проект «Люблю березу русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.
Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
1. Недостаточные знания детей о берёзе, как символе России.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.
Цель проекта : Развитие патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с символом России – русской березкой.
2. Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово, иллюстрации, приобщая детей к культуре русского народа.
3. Воспитывать любовь к русской культуре, природе, бережное отношение к ней.
Тип проекта :
По количеству участников: проект является коллективным.
Возраст детей : 5-6 лет
Тип проекта : познавательно-игровой
Вид проекта : творчески - исследовательский.
Длительность: краткосрочный - 2 недели.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель.
Формы работы:
• Беседы
• Познавательные рассказы воспитателя
• Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
• Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
• Музыкальная
• Экспериментирование
• Речевые игры, описательные рассказы
• Дидактические игры с предметными картинками
• Игра по модели строения дерева
• Подвижные игры
• Игры с мячом
• Художественно- продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Взаимодействие с родителями воспитанников:
• Консультации, рекомендации, памятки
• Практические задания
• Совместные мероприятия
Ожидаемые результаты:
Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.
Этапы проекта :
Подготовительный:
* Определение объекта изучения.
* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
* Вхождение в игровую ситуацию.
*Прогулки на участке приюта
* Наблюдение за берёзой.
* Беседы с детьми.
* Работа с художественной литературой.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную
образовательную деятельность.
* Совместная деятельность с родителями.
*Рассматривание репродукций картин русских художников.
Заключительный:
* ООД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)
* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1. Погружение в проект Цель – подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) детей для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их детям.
Побуждает у детей интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации детьми (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает воспитанникам:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
• организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта. Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
Схема работы по проекту "Люблю берёзку русскую"
Разделы программы Виды детской деятельности Программное содержание
Игровая деятельность Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Дидактическая игра: "Что сначала, что потом?» Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.
Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.
Непосредственная образовательная деятельность «Эта удивительная берёза»
(см. Приложение 1) -Дать знания о символе славянского культа России - березе;
- познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
-приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности
Уточнить и расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие»береста»,для чего она служит, продолжать учить причинно-следственные связи в природе.
Развитие речи Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»
Беседа «Воспетое дерево»
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»
Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.
Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзе, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
Подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Изобразительная деятельность Аппликация: «Кудрявая берёза» (коллективная работа)
Рисование: «Березы в памяти моей…»
Выставка творческих работ. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию. Отрабатывать приёмы вырезания и наклеивания.
Совершенствовать умение рисовать берёзу, передавая характерные особенности строения её ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования красками.
Экология Экспериментирование : Рассматривание бересты под лупой.
Экспериментирование «Вода в жизни растений» Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.
Дать представление о потребности растений в воде.
Художественная литература Чтение рассказа В. Бианки
«Волшебная берёза»
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Русская берёза»
Подбор и выставка художественной литературы о берёзе
Познакомить детей с художественными произведениями о берёзе, учить понимать замысел произведения; развивать художественный вкус.
Музыка Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия) Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.
Здоровье и физическое развитие Прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»
Наблюдение за набухшими почками берёзы. (приложение 3)
Экскурсии,походы с родителями в лес. Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года, изменениями весной;
Воспитание доброго отношения к природе через образ русской березы, бережного отношения к ней;
Работа с родителями Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.
Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья)
Экскурсия семьи в берёзовую рощу «Наш воскресный выходной» Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор. Побуждать родителей и детей к совместному взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.
Мы очень надеемся, что проведенная работа поможет детям испытать любовь к родной стране гордость и уважения за свою нацию русскую культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Где бы ни росла, береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проект «Люблю берёзку русскую» проводится в группе в течение 2-х недель. В нем приняли участие 20 воспитанников и их родителей.
Проектный метод убедил нас, что организация работы в приюте по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.
Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.
Отношение детей и их родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников стало более осознанно.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Результаты проекта
- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни; уважение и любовь к Родине, чувство национальной гордости.
- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.
-Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.
- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.
Много вопросов возникло об истории возникновения и развития Малой Родины. Поэтому разработали образовательную программу туристко- краеведческой направленности «Мой родной край» Курс рассчитан на 1 год, 34 занятия. Программа разработана на основе нормативно – правовых документов для занятий с воспитанниками социального приюта.
Литература
1. Воронкова, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронков. - С- Пб. : Детство – Пресс, 2013. – 56 с.
2. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 235 с.
3. Интернетресурсы: https://festival.1september.ru/articles/626164/
4. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду [Текст] / В. М. Корнилова. - М. : ТЦ Сфера, 2013. – 123 с.
5. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / Л. М. Молодова. - Минск: Аксар, 2014. – 89 с.
6. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они [Текст] / Т. А. Шорыгина. - Изд. : Гном и Д, 2015. – 64 с.