Татьяна Тимошкина
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Морское путешествие
Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие.
Программные задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
• Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.
• Закреплять знание геометрических фигур.
• Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Ход занятия : Вводная часть.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
А теперь давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
-Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, который адресован детям старшей группы «Гномики». Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
Воспитатель читает письмо: «Тот, кто нашел это послание настоящий счастливчик! Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад.
- Ребята, какие будут предложения, хотите ли вы отправится искать клад?
-Но как, же нам попасть на эти острова, как найти туда дорогу? (Предложения детей)
- Действительно можно по карте, она есть в этом письме, по ней можно найти путь к каждому острову. А сейчас вы узнаете на чем мы доберемся до острова. Садимся за столы.
Задание 1. Соедини точки по цифрам
В:- Ребята, проходите за столы. Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с точками и цифрами. Ваша задача соединить цифры в правильном порядке. (корабль)
Что у вас получилось? (сравним с доской).
Молодцы! Корабль готов, тогда согласно маршруту карты отправляемся к первому острову.
Чтобы наше путешествие было организованным давайте уважать друг друга. На мои вопросы будут отвечать только те, кого я спрошу.
В:- Но прежде, чем мы отправимся, нам необходимо приобрести билеты. Билет можно получить, ответив на вопрос. Послушайте занимательные задачки :
Задание 2. мозговой штурм (за правильный ответ дается карточка с цифрой)
1. Какое сейчас время года? Назовите все времена года.
2. А сколько всего зимних месяцев вы знаете? Назовите их?
3. А какой сегодня день недели? (вторник)
4. А какой был вчера? (понедельник). Какой будет завтра? (среда)
5. Из скольки частей состоят сутки, назовите их? (утро,день,вечер,ночь)
6. Назовите число, следующее при счете за числом 6?
7. Назовите число, предшествующее при счете числу 5?
8. Назовите соседей числа 9?
Задание 3. Проходите на корабль и занимайте места согласно билетам. (Дети находят свои места).
В:- Ну вот наше путешествие и началось. (звучит шум моря)
Вижу остров на горизонте. Опустить якорь!
1. Остров цифр.
В:- Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их
правильно. Игра «По порядку становись!».
Дети берут по одной цифре (можно ободки с цифрами, пока играет музыка, «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись!» дети строятся по порядку. Игра повторяется 2 раза. Второй раз цифры строятся в обратном порядке.
В:- Ну вот с этим заданием справились.
Ребята, какой это ключ по счету, (первый) по цвету? (красный).
Ребята, а пираты зря времени не теряют пока мы здесь играли они пробрались на следующий остров «Мыс чистой воды» и загрязнили там всю воду, насыпали туда земли, мусор, что же нам делать? Может можно из моря воды попить?
Дети: Из моря пить нельзя, там вода очень соленая.
2. Мыс чистой воды.
Тогда я расскажу вам как очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика.
Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь.
Что у меня в руке? (ватный диск) Давайте проделаем небольшой опыт. В банку поместим воронку. В воронку положим ватный диск. Таблетку активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой? А какой становится вата? Какая вода капает в банку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становится чистой
Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? (Нет, в ней могут быть невидимые микробы) Воду нужно прокипятить. И с этим заданием справились.
-Ребята, какой это ключ по счету, (второй) по цвету? (оранжевый). Отправляемся дальше.
3. Остров Геометрических фигур.
(Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения. Фонограмма сильного ветра.)
-Ой, ребята, в какой сильный шторм мы с вами попали.
Лежат книги в форме геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Задание.
- Ветер растрепал книги, и картинки из них разлетелись. Каждый предмет на картинке похож на какую-нибудь геометрическую фигуру. Нам нужно все картинки разложить по своим местам.
- Отыщите книгу с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Какая это фигура? (Круг)
(Вызывается ребенок, который будет собирать предметы похожие на круг)
- Возьмите книгу, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Какая это фигура? (Треугольник)
(Вызывается ребенок, который будет собирать предметы похожие на треугольник)
-Ребята, у какой фигуры все стороны равны? (Квадрат)
(Вызывается ребенок, который будет собирать предметы похожие на квадрат)
- Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные. Какая это фигура? (Прямоугольник).
(Вызывается ребенок, который будет собирать предметы похожие на прямоугольник)
- А теперь найдите картинки с предметами, имеющие такую же форму, как в ваших книгах. (Дети прикрепляют картинки в соответствующие книги)
- Молодцы и с этим заданием справились. Ребята, какой это ключ по счету (третий, по цвету? (желтый)
Ребята, геометрические фигуры нас благодарят за оказанную помощь и предлагают вместе поиграть! Вы согласны поиграть с ними?
(Воспитатель показывает геометрические фигуры, а дети выполняют движения соответствующие данной фигуре)
Треугольник увидали - на месте быстро побежали!
Увидев квадрат – присядь-ка, мой брат!
А, заметив круг – прыгаем вокруг!
-Ну, что ж пора нам двигаться дальше и вот мы приближаемся к следующему острову.
Гимнастика для глаз (садимся за столы)
- Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе
(показываю).
А теперь мы увидели чайку.
(Поставьте пальчик перед собой).
Она то приближается, то удаляется от нас.
Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли?
(Кулачки сжали)
- Посмотрите, впереди виден наш следующий остров.
5. Остров «Молчанка».
-Как вы думаете, почему этот остров так называется? (Ответы детей)
-На этом острове всегда - всегда тихо и жители этого острова в основном молчат вот и нам они предлагают поиграть в игру «Молчанка»
Задание.
(У каждого ребенка лежит веер с цифрами)
- Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на руке(5)
- Сколько глаз у светофора(3)
- Сколько носов у двух собак(2)
- Сколько ушей у двух мышей(4)
- Сколько хвостов у двух котов(2)
- Все верно, показали. Молодцы.
- Молодцы, справились с заданием! Ребята, какой это ключ по счету (четвертый, по цвету? (зеленый).
Отправляемся дальше.
Наконец мы с вами прибыли на последний остров.
6. Остров «Сказочный дворик».
Перемещаемся на последний остров. На магнитной доске висит картина “Сказочного дворика”.
- Вот мы и на острове. Согласно карте, где-то здесь зарыт клад! И нам необходимо его найти, но для этого нужно выполнить задание. Посмотрите, в какой красивый дворик мы с вами попали.
Наше задание на этом острове заключается в том, чтоб разместить животных так, чтобы им было веселее играть.
- Посмотрите, у нас на столе лежат те самые животные, которые вы будете размещать.
- Посадите медведя на качели справа от домика, а зайца на качели слева от домика.
-Посадите белку на скамейку перед домиком, ежа на скамейку за домиком.
- Поместите рыбок внутри фонтана, а лягушек – снаружи.
- Ну, вот и последний ключ - помощник у нас в руках. Какой он по счету (пятый.) По цвету (голубой).
-Ребята, но вместе с ключом я нашла еще и записку. Здесь поясняется место, где расположен клад. Нам необходимо четко следовать описанному маршруту, и для этого мне нужен один помощник. Итак, здесь написано, что нам надо встать спиной к дворику и пройти три шага вперед, затем повернуться налево и пройти еще пять шагов вперед, потом повернуть направо, и пройти еще два шага и тогда перед нами окажется место, где зарыт клад.
(Воспитатель говорит маршрут, а ребенок выполняет. Воспитатель находит сундучок закрытый на замок.)
Вот мы и добрались до клада. Ребята посмотрите здесь сундук, но на нем замок, да не простой, а с кодом. И чтобы нам с вами его открыть, нужно выполнить еще одно задание.
Задание.
-Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания.
(Большой, меньше, поменьше, самый маленький)
Сундук открывается. В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке, сверху лежит письмо. Воспитатель предлагает одному из детей достать письмо. Читает письмо детям.
Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё чему сегодня вы научились в путешествии – это и есть клад.
Раздает детям шоколадные монеты. Дети с воспитателем садятся на корабль.
- Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
В благодарность пиратам за клад и приключения на занятии по аппликации мы с вами сделаем подарок : большой корабль из геометрических фигур.
-А сейчас ответьте на вопросы:
Что вы расскажите вечером своим родителям? Где и зачем мы сегодня с вами побывали?
Какие задание вам показались интересными?
Какие сложными?
С какими заданиями вы справились быстрее.
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать.
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
- Молодцы. Вот и закончилось наше путешествие и занятие. Спасибо Вам, мои дорогие, за доставленное удовольствие, мне приятно было с вами путешествовать в поисках клада.