Анна Сергеевна
Занятие по математике с элементами экспериментирования «Знакомство с условной меркой»
▼ Скачать + Заказать документы
одготовительная группа
Занятие по математике с элементами экспериментирования на тему : «Знакомство с условной меркой».
Цель: путем экспериментирования подвести детей к выводу о разнообразии способов измерения длины. Сделать вывод о приоритетных способах измерения.
Публикация «Занятие по математике с элементами экспериментирования „Знакомство с условной меркой“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Задачи: познакомить детей с понятием «условная мерка», научить измерять с помощью условной мерки; дать представление о приборах измерения, закрепить умение пользоваться линейкой; развивать мышление, внимание, познавательную активность; воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оргмомент (2 минуты)
- Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов и поиски кладов? Сегодня мы отправимся с вами в волшебное морское путешествие за сокровищами капитана Флинта. Итак, представьте, что вы все – команда матросов. А вот и наш корабль.
(1слайд корабля)
Ознакомление с новым материалом (10 мин.)
- Но, как и всем морякам, перед началом путешествия, нам необходимо узнать, сколько дней мы будем находиться в плавании.
- Кто скажет, как это можно сделать? (варианты ответов)
Сейчас я вас научу, для этого нам понадобится условная мерка. С помощью этого способа, ребята, можно измерить любой предмет. Условной меркой может быть карандаш, тетрадь, шнурок.
- Давайте с помощью карандаша измерим доску.
(Ребята измеряют доску)
Подсказываю: условную мерку нужно накладывать так, чтобы уголок мерки совпадал с началом доски. Где конец условной мерки, там нужно отметить. Там же начинается следующая мерка. Получилось, что длина доски составляет (4 карандаша).
- Молодцы! Чем мы измеряли доску?
(условной меркой)
- С помощью этого способа нам нужно узнать, сколько дней мы будем в пути. Для этого нам нужно пройти на палубу нашего корабля.
(ребята садятся за столы)
Посмотрите, у вас на столах лежит карта нашего путешествия. Большая красная полоска – это расстояние, которое нам нужно проплыть. Условной меркой будет голубая полоска – это расстояние, которое проходит корабль за один день.
- Кто скажет, как узнать, сколько дней мы будем находиться в пути?
(нужно измерить красную полоску голубой)
Измеряем
- Сколько полосочек у вас получилось?
(три)
- Значит, сколько дней мы будем в пути?
(три)
- А чем мы измеряли наш путь?
(условной меркой)
- Отлично! Мы справились с заданием и узнали, сколько дней мы будем в пути. Значит пора отправляться!
(слайд 1, шум моря)
За бортом шумит море, ветер дует нам в паруса.
(слайд 2)
- Смотрите! Впереди остров. Там какие – то животные. Давайте подплывем поближе и посмотрим на них.
(слайд 3)
- Назовите животных, которых вы видите.
(обезьяна, слон, удав, попугай)
- Вспомните, из какого они мультика?
(38 попугаев)
(слайд 4)
- Скажите, ребята, что они делают?
(измеряют удава)
- Послушайте, мне кажется, или что-то шуршит? Ух ты!
- Кто это, ребята?
- Вот это да! К нам в гости пожаловал удав. Ребята, а давайте его измерим? Удав ложись прямо, не шевелись.
- Так, кто скажет, как будем измерять?
(ответы детей)
- Давайте измерим его длину шагами, как в мультике?
- Дима, иди и измерь удава шагами слона. Какие шаги у слона? (большие) Сколько шагов получилось? (3)
- А теперь Даша, иди и измерь удава шагами попугая. Какие шаги у попугая? (маленькие) Сколько шагов получилось? (7)
- Ребята, почему получилось разное количество шагов, ведь удав то один?
(потому, что условная мерка слона длиннее, чем условная мерка попугая)
- Подумайте, какой можно сделать вывод?
(Чем длиннее условная мерка, тем количество мерок меньше. Чем короче условная мерка, тем количество мерок больше).
- Помашем пока нашим веселым друзьям. А нашего гостя предлагаю взять с собой в путешествие. Возьмем? Отправляемся дальше в путь.
(5 слайд, шум моря)
- Послушайте, кажется кто-то плещется в воде. (слайд 6). Это дельфины! (слайд 7). Они нам улыбаются.
- Посмотрите в небо (слайд 8). Кто это?
(Чайки)
- Они веселятся и зовут нас поиграть!
Физкультминутка (3 мин.)
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- И снова в путь!
(9 слайд, шум моря)
Закрепление (13 мин.)
(слайд 10)
- Смотрите, впереди корабли пиратов! Они хотят помешать нам добраться до острова сокровищ. Они направили на нас свое оружие! Но у нас тоже есть пушки! Только для того, чтобы точно попасть в корабль, нам необходимо измерить точное расстояние до пиратских кораблей.
- Как вы считаете, что нам поможет измерить точное расстояние до пиратских кораблей?
(Линейка, условной меркой высчитать точное расстояние нельзя)
- Ребята, для того, чтобы точно что-то измерить, люди придумали точные единицы измерения, такие как: сантиметры, метры, километры.
- В математике, ребята, для точного измерения, используют линейку.
- Строителям неудобно измерять линейкой предметы или детали, они используют рулетку.
- Как вы думаете, чтобы швея нам сшила платье или костюм, размеры наши она будет измерять линейкой?
(нет, неудобно)
- Правильно, для этого существует вот такой ленточный метр.
(Раздаю листки)
- Итак, ребята, нам нужно спешить! У вас на столах лежит карта расположения пиратских кораблей. Посмотрите, один корабль подошел уже очень близко.
- Чем нам мы будем измерять расстояние?
(линейкой)
- Катя, иди к доске и измерь первый отрезок. Посмотрите, ребята, к началу отрезка прикладываем штрих с цифрой ноль. Кладем линейку прямо по отрезку и запомним цифру на которой он закончится. Эта цифра и будет означать длину отрезка.
- Измерили первый отрезок. Сколько у вас получилось сантиметров?
(7 см)
- Ну что, расстояние определено, пушка заряжена. «Орудие к бою!»
(слайд 11)
Посмотрите, мы разгромили один корабль пиратов, но остался второй.
- Измеряем расстояние до второго корабля. Сколько сантиметров получилось?
(10)
- Итак, «Орудие к бою!»
(слайд 12)
- Ребята, мы победили пиратов. И отправляемся дальше в путь! Смотрите, впереди наш волшебный остров. Берем курс прямо на остров. И… вот мы уже на месте.
(слайд 13)
- Прошу сойти с корабля. Встаньте ровно. Я расскажу вам один секрет. По волшебному острову могут передвигаться только самые умные и смелые ребята, которые не боятся препятствий.
- А вы не боитесь препятствий?
(Нет)
- Вы у меня самые умные и смелые ребята. Сейчас я буду задавать вопросы, если отвечаете правильно, то вся команда делает шаг вперед.
Итак:
1. В садике гулял павлин, подошёл ещё один
Два павлина за кустами. Сколько их считайте сами(4)
2. На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят:
Две матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите же Танюше сосчитать её игрушки. (4)
3. Лисичка две рыбки в ведёрке несла
Этой покупкой довольна была,
Если рыбку ещё ей купить
Сколько их будет, ты сможешь сложить(3)
4. Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят,
3 бежали впереди,
2 остались позади.
Беспокоится их мать
И не сможет сосчитать
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят. (5)
- Вот мы и добрались до скалы. Должно быть за ней спрятаны наши сокровища! (снимаю полотно) Вот это да! Посмотрите, ребята, здесь столько разных предметов, которыми мы можем измерять. Забираем скорее сундучок и проходим на палубу корабля. Пора плыть домой! Поднимаем якорь и в путь!
(слайд 14, шум моря)
Ну вот мы и дома!
Итог занятия (2 мин.)
- Ребята, понравилось вам наше путешествие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем мы сегодня измеряли предметы?
- Молодцы, теперь можете рассмотреть найденные сокровища и все измерить!