Людмила Баженова
Занятие по математике «Подарки Мороза Ивановича» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познание
1. Учить составлять число восемь из двух меньших, пользоваться математическими знаками.
2. Закреплять умение измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах, классифицировать фигуры, группировать по форме;
4. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 8.
Чтение художественной литературы.
1. Закрепить знания детей о ранее прочитанных сказках.
Публикация «Занятие по математике „Подарки Мороза Ивановича“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем.
Коммуникация.
1. Совершенствовать диалогическую форму речи.
2. Совершенствовать умения характеризовать ситуацию; высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Социализация.
1. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
2. Выполнение заданий на ориентировку в пространстве.
3. Выкладывание цифр 7 и 8 из ниток, пластилина, рисование на доске.
4. Д/и «Круглый год»
5. Рассматривание альбома «Сказки».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окном идет снег сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся (приглашает детей присесть на ковер). Прослушайте фрагмент музыкального произведения («Времена года. Зима» В. Вивальди). Как называется это произведение? Назовите композитора.
Воспитатель: Красота зимней природы вдохновляла композиторов писать новую музыку. Также зимой восхищались поэты, писатели. А сколько прекрасных стихов и сказок написано. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».
Я зачитаю отрывок, а вы отгадайте из какой сказки эти слова:
«За окном летали снежинки, и одна из них, самая крупная, опустилась на край цветочной коробки. Снежинка становилась все больше и больше, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в белую тончайшую шаль, сотканную из миллиона снежинок…» («Снежная королева»)
«И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе…» («Снегурочка»)
«Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошка за ними подпрыгивает…» («Серебряное копытце»)
«Девочка прибавила шагу и вышла на полянку, да так и обмерла. Светло на полянке, точно от солнца. Среди полянки большой костер горит – чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди…» («Двенадцать месяцев»)
«В одном доме жили две девочки. Одна была умная, рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом в колодец за водой ходила. Меж тем как другая девочка в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переворачивалась…» («Мороз Иванович»)
Воспитатель: да, ребята, эта сказка «Мороз Иванович».
Какая девочка вам больше понравилась?
Дети: Рукодельница.
Воспитатель: почему (ответы детей)
Дети вспоминают трудолюбивую рукодельницу.
Воспитатель: злая Мачеха заставляла Рукодельницу много работать. Вот и сегодня велела Мачеха Рукодельнице быстро наполнить бочку водой (воспитатель обращает внимание детей на колодец в 2 бочки).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам на некоторое время представить себя Рукодельницами и поиграть в игру «Наполни бочку водой»
Воспитатель: Послушайте внимательно правила игры : мы с вами разделимся на 2 команды. 1 команда будет черпать воду из колодца маленьким ведерком, а вторая команда большим ведерком. Количество воды в ведерке всегда должно быть одинаковым, до мерки. Наполняя каждый свою бочку, отсчитываем соответствующее количество кружков. Остальные дети помогают считать, следят за равномерным наполнением ведерка.
Обратите внимание - это не соревнование!
Воспитатель: Кто быстрее наполнил свою бочку?
Воспитатель: Каким ведерком ты наполнял бочку?
Воспитатель: Сколько ведерок с водой тебе понадобилось. Чтобы наполнить бочку?
Дети: маленьких ведерок - 4, а больших – 2.
Воспитатель: Каким ведерком быстрее наполнить бочку Рукодельница?
Дети: большим.
Воспитатель: Давайте подведем итог.
Воспитатель: Рукодельница быстрее наполнит бочку большим ведром.
Воспитатель: С маленьким ведерком за водой приходиться ходить чаще (ведь мы наполняем водой большее количество ведер). А, значит, носить воду приходится дольше. Большим ведерком носить воду быстрее. Почему!
Дети: мы наполняем водой меньшее количество ведер, и за водой приходится ходить меньшее количество раз, т. е. реже.
Воспитатель: Много работать приходилось Рукодельнице. Одной ей трудно было справиться. Давайте мы с вами немного изменим сказку. И на помощь к ней поспешили трудолюбивые лесные зверюшки, которых не было в сказке.
(Показ на мольберте счетного материала)
Воспитатель: Семь зайчиков моют тарелки, один – полотенцем их вытирает. (Показ на мольберте счетного материала : 7 зайчиков справа, 1 слева)
Воспитатель: Сколько всего зайчиков помогают рукодельнице?
Дети: 8 зайчиков
Воспитатель: Всего рукодельнице помогают восемь зайчиков.
Воспитатель: Как узнали?
Дети: к семи прибавить один, получится восемь, и делают запись с помощью математических знаков и цифр 7+1=8.
Воспитатель: 4 белочки орешки грызут, 4 белочки скорлупку убирают (Показ на мольберте счетного материала : 4 белочки справа и 4 слева)
Воспитатель: Сколько всего белочек помогают Рукодельнице? (ответы детей)
Дети: 8 белочек
Воспитатель: Всего рукодельнице помогают 8 белочек
Дети: к четырем прибавить четыре, получится восемь
Воспитатель: Шесть лисичек крылечко метут. Две лисички мусор носят. (показ на мольберте счетного материала : 6 лисичек справа, 2 слева)
Воспитатель: Сколько всего лисичек помогают Рукодельнице?
Дети: восемь
Воспитатель: Всего Рукодельнице помогают восемь лисичек. (Демонстрация на фланелеграфе группы из 8 лисичек).
Воспитатель: Как узнали?
Дети: к шести прибавили два, получилось восемь, делают запись с помощью цифр и математических знаков.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве белочек и зайчиков?
Дети: Белочек и зайчиков равное количество. И белочек и зайчиков по восемь.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве лисичек и белочек? Лисичек и белочек равное количество или разное?
Дети: Лисичек и белочек равное количество. Их по восемь.
Воспитатель: Оказывается, и лисичек, и зайчиков, и белочек равное количество. Их по восемь (Поочередный показ трех групп на доске)
Воспитатель: Какой цифрой можно обозначить количество животных в каждой группе? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Давайте прорисуем в воздухе цифру 8.
Воспитатель: Совсем немного осталось Рукодельнице дойти до дома Мороза Ивановича! Ребята, а вы не забыли, что мы немного изменили сказку?
Воспитатель: Ребята как вы думаете. Сколько ей осталось пройти шагов? (Дети идут от елочки до дома Мороз Ивановича. Считают свои шаги.)
Воспитатель замечает, что расстояние от елочки до домика одно и то же, а количество шагов разное.
Воспитатель: В чем дело? Почему количество шагов разное? (предположения детей)
Воспитатель: У всех шаги разные: у кого –то маленькие, у кого –то большие, а у кого – то – средние.
Воспитатель: Как вы думаете, каким шагом лучше идти Рукодельнице, чтобы она не замерзла в пути (предположение детей)
Воспитатель: Рукодельнице лучше всего идти средним шагом. (вывод)
Воспитатель: Вот и оказалась Рукодельница у Мороз Ивановича. И что же она там видит шуба лежит, а не ней ни одной пуговицы нет.
Воспитатель: Что могло случиться с шубой Мороза Ивановича.
Воспитатель: Поможем Рукодельнице? (воспитатель показывает схемы и дает инструкцию)
Воспитатель: Пуговица должна быть не зеленая, не синяя: не большая, не с двумя, не с четырьмя дырочками.
Дети: Пуговица должна быть голубая, маленькая с тремя дырочками.
- Хорошо поработала Рукодельница у Мороза Ивановича! Наградил он ее бусами из круглых бусинок, а сестре ее – Ленивице – послал в подарок бусины из не круглых бусинок. Добрая девочка Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, положила бусы в мешочек и отправилась домой (показ мешочка).
Воспитатель: По дороге нитки бус вдруг разорвались, все бусинки перемешались в мешке. Как теперь узнать: какие бусинки для Рукодельницы, а какие для ленивицы. (предположение детей)
Воспитатель: Не хотите помочь разобрать бусинки?
Дети по очереди на ощупь, с закрытыми глазами, сортируют бусы, раскладывают бусинки по 2 плетеным тарелкам. Остальные дети следят за правильностью выполнения задания.
Воспитатель: Пересчитаем бусинки. Их должно быть по 8 штук каждых: 8 бусинок круглой формы и 8 овальной.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием!
Воспитатель: Ребята как вы думаете, мог ли подарок Мороза Ивановича перевоспитать Ленивицу? (ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, что мог она теперь станет хорошей трудолюбивой девочкой.
Воспитатель: Ребята, скажите какую пользу вы взяли для себя, лично помогая рукодельнице? (ответы детей)