анна манахова
«Воспоминание о Новом годе, подарки Деда Мороза» (Интеллектуально-художественное развитие. Рисование)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
1. Развитие сенсомоторных координаций и тактильных ощущений при обследовании геометрических фигур и выполнения заданий по графике.
2. Формирование представлений об общем целом и частном – деталях – на основе геометрических форм.
3. Формирование образных представлений о добре, помощи, о традиционных обра-зах-символах.
4. Закрепление навыков работы карандашом и кистью.
Материалы
Демонстрационный:
фигура Деда Мороза – игрушечная или нарисованная
Публикация «„Воспоминание о Новом годе, подарки Деда Мороза“ (Интеллектуально-художественное развитие, Рисование)» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Новый год. Рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
мешочек с подарками – игрушками, фруктами, сладостями;
изображенные на листе геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямо-угольник.
Раздаточный (по числу детей) :
лист формата А;
простой карандаш;
краски, гуашь;
кисточки беличьи;
баночки с водой;
тряпочки;
политра;
листа формата А4;
ножницы;
клей;
кисточка для клея;
шаблон треугольной формы с выпуклыми сторонами;
Музыкальный: песни про Новый год и Деда Мороза.
Предварительная работа
1. Беседы с воспоминаниями Новогоднего праздника.
2. Игра «Угадай-ка, что в мешке Деда Мороза» : в мешок складываются предметы, игрушки, фрукты. Ребенку предлагается на ощупь отделить от остальных один предмет и определить, что это такое? Ребенок, правильно определивший объект, поощряется слова-ми: «Молодец», «Умница»…
3. Игра «Дорисуй-ка» : на доске воспитатель рисует какую-нибудь геометрическую фигуру, ее надо дорисовать, чтобы получилась игрушка или какой-нибудь предмет, фрукт.
Ход занятия
I. Вводная часть
Беседа по материалам занятий декабря, связанных с морозом и подготовкой к Новому году.
Вопросы к беседе:
Какой праздник мы все недавно справляли? (Новый год.)
Кто был главным на этом торжестве ( Предполагаемые ответы: елка, подарки. Мама, папа, огни на елке, - Дед Мороз, Снегурочка, Баба-Яга и др.)
В России распорядителем на Новогоднем празднике считается Дед Мороз : он при-носит всем подарки и усмиряет все злые силы, чтобы они не испортили веселого, такого долгожданного (целый год ждали) праздника.
Обращение к Деду Морозу :
Дед Мороз, а какие подарки ты нам принес?
Подарков много, они в мешке, но подарю я их тогда, когда дети меня нарисуют и рядом изобразят то, что им больше всего хотелось бы. Если у меня такой подарок есть, то я его дам, а уж если нет, то мы вместе решим, чем его заменить. Почему я прошу меня нарисовать? Дело в том, что очень многие дети и взрослые хотят иметь портрет, а фото-графий у меня нет, некогда мне фотографироваться, да и я вообще люблю, когда дети са-ми меня рисуют. Тогда я как-то лучше получаюсь, добрее, и каждый рисует такого Деда Мороза, какой ему самому нравится.
Что же, ребята, - говорит воспитатель, - давайте нарисуем Деда Мороза и подарок, какой нам хотелось бы получить.
В беседе дети постоянно подводятся к характеристике Деда Мороза : добрый, щедрый, смелый, справедливый, старый, но крепкий и сильный, всегда приходящий на помощь. Отмечая эти качества личности сказочного персона, дети постигают внутреннее содержа-ние образа, а затем, обращаясь к описанию одежды и внешности, изучают внешнюю фор-му. Таким образом у них формируется представление о форме и содержании, соответ-ствии или не соответствии их, осознается соответствие внутреннего мира человека его характеру и поступкам.
Для убедительности образа Деда Мороза его можно сравнить с Бабой-Ягой или с Ко-щеем Бессмертным, где недобрые характеры нашли сове отражение и во внешней форме сказочных персонажей.
II. Основная часть
1. Обследование фигуры Деда Мороза (игрушки или изображенного на листе) и сравнение общего и частного с нарисованными геометрическими фигурами.
Анализ формы следует начинать с целого – с самой фигуры игрушки, с определения, на какую из геометрических фигур Дед Мороз похож. Для этого игрушку следует повер-нуть спиной к детям (изображение Деда Мороза должно быть в фас, профиль и со спины) чтобы они не отвлекались от исследования главного, затем обращается внимание на дета-ли и фигурка вновь поворачивается к детям лицом.
Определив, что фигура Деда Мороза напоминает треугольник, дети в воздухе изоб-ражают ее указательным пальцем – сначала правой, затем левой рукой, затем обводят шаблон по форме, напоминающей фигуру Деда Мороза.
Лист кладется по вертикали, к нему на середину прикладывается шаблон, который следует придерживать левой рукой, а правой обвести простым карандашом.
Желательно сделать шаблоны из бархатной бумаги, для того, чтобы обострить вос-приятие формы, включая тактильные анализаторы и вызвать ассоциацию с богатыми одеждами, мягкими и теплыми, как у Деда Мороза.
После обводки шаблона – общей формы фигуры Деда Мороза, осуществляется прори-совка деталей. Работа идет последовательно по показу воспитателя, который рисует на доске. При этом каждый элемент сравнивается с изображенными на дидактическом посо-бии геометрическими фигурами.
Прорисовка форм изображения в воздухе и на плоскости стола, на листе пальцами руки способствует развитию сенсомоторных координаций, развивает гибкость руки и помогает запомнить характер движений при передаче той или иной формы, что облегчает рисование на бумаге при помощи инструмента: карандаша, кисти, ручки.
2. После изображения Деда Мороза карандашом дети раскрашивают рисунок, зри-тельно ориентируясь на натуру – игрушку или на нарисованного Деда Мороза.
Методические рекомендации. При работе красками детям следует предоставить само-стоятельность, используя их опыт работы с гуашью. Воспитатель может помочь в случае затруднения.
3. Пока изображение Деда Мороза, выполненное в цвете, подсыхает, дети на листа А4 рисуют мешок и на нем изображают подарок, какой они хотели бы получить к следу-ющему Новому году или к празднику, который скоро настанет – к Рождеству. Последова-тельность рисования мешка с подарком
Начальная форма мешка подобна общей форме Деда Мороза, на ее основе можно бы-ло бы изобразить маленького Деда Мороза, но несколько деталей ее конкретизировали и превратили в узнаваемый предмет – мешок. Таким образом, у детей формируется пред-ставление об общем (характерном для многих объектов) и частном (присущему только определенному предмету).
4. Мешок вырезается и наклеивается на лист, где изображен Дед Мороз оборотной стороной, так, чтобы изображение подарка было не видно. Клей на мешок намазывается только с одной стороны, так, чтобы мешок не весь приклеился к листу, и его можно было отогнуть, чтобы увидеть изображенный подарок.
5. Динамическая пауза «Дед Мороз». Воспитатель предлагает детям изобразить дей-ствия Деда Мороза (несет мешок; торопится; ищет дом, где живет ребенок; раздает подар-ки и т. д.).
III. Заключительная часть
1. Выставка работ.
2. Придумывание название композиции.
3. Беседа о том, кому эту картину с Дедом Морозом дети подарят или где они ее по-весят у себя в комнате.