ольга миронова
Занятие по логоритмике «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по логоритмике
Миронова Ольга Анатольевна
учитель – логопед
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Колосок»
город Шелехов Иркутская область
Лексическая тема: «Насекомые»
Время проведения: октябрь
Цели:
а) образовательные:
- расширять и закреплять представления детей по теме;
б) развивающие:
- развивать слухо – моторную координацию, речедвигательные навыки, пространственную ориентировку;
Публикация «Занятие по логоритмике „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- развивать мимические движения лица, подвижность органов артикуляции, силу и высоту голоса, диафрагмальное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма и темпа;
в) воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: массажные дорожки (мостик, деревянный дом, костюм Мухи, пластмассовые молотки, два костюма бабочек, маски (жука, пчелы, паука, костюм муравья, 3 цветка к игре «Найди свой цветок», «паутина» из ниток.
Ход занятия
I. Вводная часть.
– Ребята, какое время года скоро наступит? Насекомые тоже готовятся к зиме, поэтому зимой мы их не увидим. А пока стоят последние тёплые, осенние денёчки, давайте с ними встретимся. Вы хотите пойти к ним в гости? Тогда поворачиваемся друг за другом и идём. Перед нами необычный мостик. Ставим руки на пояс, пошли по мостику и поём.
По мосточку мы идём,
Громко песенку поём.
По мосточку мы пройдём,
В гости к Мухе попадём.
(«Ах вы, сени», р. н. м.)
II. Основная часть.
Вижу терем – теремок.
Он не низок, не высок.
К теремку мы подойдём
И увидим, кто же в нём.
- Никого не видно. Что же делать? Нужно постучаться в теремок. А стучаться будем необычным молотком, а музыкальным.
1. Упражнение на развитие чувства ритма и темпа.
Тук-ток, тук-ток, бьёт кулак как молоток,
Тук-ток, тук-туки, застучали молотки.
(диск «Рабочий», «Тук – ток»)
- Никто не выходит. А как ещё можно позвать? Можно спеть.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
(из терема вылетает Муха)
Я-Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я в тереме живу,
И гостей сегодня жду.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, Муха-цокотуха!
Муха: Ребята, давайте я вас познакомлю с моими друзьями – насекомыми. Вставайте в круг. А вот уже кто-то летит.
2. Упражнение на развитие координации речи с движением.
- Бабочки услыхали
Сразу прилетали.
(появляются 2 бабочки (2 реб.)
-Здравствуйте, бабочки.
- Здравствуйте, друзья.
- Бабочки-красавицы. Покажите, что вы делаете по утрам.
Утром бабочка проснулась, Поднимают руки над головой.
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась, Руками «умывают» лицо.
Два – красиво покружилась, Кружатся вокруг себя.
Три – нагнулась и присела, Наклоняются, садятся на корточки.
На «четыре» - полетела. Машут руками (крыльями).
(диск «Топ-топ» №6)
Муха: Спасибо вам, бабочки – красавицы, весело с вами было.
3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
Это кто там летит,
Громко – громко жужжит?
(появляется «жук» (реб.) : «ж –ж –ж…»)
Жук летает и кружит,
Пожжужать нам всем велит.
(песня «Весёлый жук» сл. и муз. Р. Котлярского, сборник «Любимые песни малышей» изд-во «Музыка», 1999г.)
- Здравствуй, жучок.
- Здравствуйте, друзья.
- Давайте сядем на «полянку» и представим, как нас согревают тёплые солнечные лучи. Подставьте «солнышку» своё лицо, слегка разожмите губы и зубы, и произнесите звук «ж-ж-ж…» А теперь отдыхаем и головку опускаем.
4. Упражнение на развитие внимания.
- Наши «бабочки» и «жук» хотят поиграть с вами в игру, посмотреть, какие вы внимательные.
(по муз. сигналу дети то ползут по «поляне», изображая жуков, то «летают», как бабочки)
(И. Поплянова «Бабочки и жуки»)
Муха: Какие вы оказывается внимательные «жуки» и «бабочки». Молодцы.
5. Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.
На «полянку» вылетает «пчела» (реб.) : с цветами.
Только солнышко проснётся –
Пчёлка кружит, пчёлка вьётся.
Над цветами за рекою,
Над травою луговою.
Собирает свежий мёд
И скорей домой несёт.
- Здравствуй, пчёлка.
- Здравствуйте, друзья. Я принесла вам цветы.
- Посмотрите, все цветы разные. Каждый цветок имеет свой цвет и неповторимый запах. А какой запах, вы сейчас узнаете.
Игра «Найди свой цветок» (диск «Топ-топ» № 48)
На «поляне» раскладываются 3 больших цветка. Серединки цветов с определённым запахом (у каждого цветка свой запах).Дети делятся на 3 подгруппы. После слов: «Раз, два, три! Свой цветок найди!» каждая подгруппа собирается возле своего цветка и нюхает его запах. Определяет, какой это запах. Слова повторяются, цветы меняют местами, подгруппы ищут «свой» цветок по запаху.
Муха: Спасибо тебе, пчёлка, за ароматные цветы. Теперь мы знаем, какой разный запах бывает у цветов.
«Гусеница кушает» (на укрепление мышц губ).
Всасывание верхней губы под нижние зубы с резким выбрасыванием её при раскрытии рта так, чтобы раздался чмокающий звук. Аналогично всасывание нижней губы под верхние зубы.
«Гусеница заворачивается в листок» (на выработку плавной, длительной воздушной струи, идущей посередине языка).
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края языка и выдыхать воздух, стараясь, чтобы воздушная струя была узкая.
Муха: Вот, оказывается, что умеет делать гусеница. И мы с вами так научились.
7. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили».
(музыкальное сопровождение по выбору)
- Чтобы красиво спеть песню, нужно разбудить наши голоса.
Педагог Дети
Дили – дили, дили – дили! «Динь – динь.» на разной высоте.
Колокольчики будили
Всех жуков, «Ж-ж-ж…» на продолжительном выдохе.
Пауков «Х-х-х…» на коротком, энергичном выдохе.
И весёлых мотыльков. Лёгкий звук вверх и вниз на гласную (у).
И звенящих комаров. Удаление и приближение звука «з».
8. Пение «Про меня и муравья»(сл. и муз. И. Абелян, сборник «Любимые песни малышей» изд-во «Музыка», 1999г.)
- Посмотрите, кто к нам идёт?
(входит «муравей» (реб.)
- Здравствуй, муравей.
- Здравствуйте, друзья.
- Скажите, как нужно обращаться с муравьём?
(бережно, осторожно, не обижать)
- Давайте споём песню про муравья.
(дети поют песню)
Муха: Мне понравилась такая песня.
9. Упражнение на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Интересно всё вокруг»
Ползёт по пальцам муравей, Перебирают пальцами правой руки по
левой ладони.
Залез в мою ладошку. Указательным пальцем правой руки
обводят круг на левой ладони.
- Ты щекотать меня не смей, Грозят указательным пальцем правой
руки.
Поползай лишь немножко! Перебирают пальцами правой руки
по левой руке (от запястья к плечу)
Вот бабочка – павлиний глаз Машут кистями рук, правой рукой
показывают на глаз.
Спит, крылышки сложила. Складывают руки под голову.
Но вдруг вспорхнула Машут кистями рук:
И с цветка слетела суетливо. Взмахи рук вверх.
Кружится бабочка легко, Волнообразные движения руками
Как пух, как лёгкий ветер. по часовой стрелке.
Цветы раскрыли лепестки Кисти рук прижали, раскрыли.
Ждут с бабочками встречи.
10. Танец «Ткачи» («Речка», р. н. м.)
Муха: Посмотрите – ка, друзья, какие интересные шторы у меня на окне в теремке.
(дети обращают внимание на «паутину»)
Соткал их лучший лесной ткач. А кто, догадайтесь сами.
Сам плетёт он мухам сети,
А за ним плетут и дети.
И сидит в углу. Молчок –
Ждёт добычу (паучок)
- Послушайте, кто к нам идёт?
(входит «паук» (реб.)
Муха: По лесу серьёзный шагал паучок,
Он в гости ко мне зашёл на часок.
Паук: - Здравствуй, Муха.
Муха: - Здравствуй, дружок - паучок.
Муха: Посмотрите, рисунок на моих шторах разный. И мы с вами будем плести различные танцевальные узоры, каждый из которых неповторим.
(дети исполняют танец)
Муха: Понравились тебе, паучок, наши узоры?
Паук: Да, понравились. А я ещё хочу поиграть с вами в игру.
11. Подвижная игра «Паучок и мушки» (диск «Топ-топ» №4)
Двое детей «пауков» берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети «мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню.
Жил на свете паучок,
быстроногий старичок.
Паучку нужна сноровка,
сети он раскинет ловко
и висит ловушка.
Берегитесь, мушки!
Песня заканчивается, «ловушка» опускается. Некоторые «мухи» попадают в «ловушку». Игра повторяется.
12. Упражнение на расслабление.
- А сейчас немного отдохнём. Ложитесь на нашу «полянку» и послушайте музыку.
(пока звучит музыка, педагог произносит текст)
Наступают холода, приближается зима. Скоро все насекомые спрячутся от холодов (и бабочки, и жуки, и пчёлы, забьются до весны в щёлки, и будут спать. И Муха наша заснёт до самой весны.
(«Осенний сон» А. Джойс)
III. Заключительная часть
- Вот и пришла пора прощаться с Мухой.
Муха: - До свидания, мои друзья! Приходите весной в гости!
(Муха уходит в теремок)
Дети: До свидания, Муха – цокотуха!
- Пойдёмте, ребята, домой назад по мостику.
Дети идут по мостику и поют песню.
По мосточку мы идем,
Тихо песенку поем.
По мосточку мы пройдём
И домой попадём.
(«Ах вы, сени», р. н. м.)
Список литературы:
1. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб. : «Детство-Пресс», 2005.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М. : «Айрис Пресс», 2000.
4. Сборник «Любимые песни малышей». - М. : «Музыка», 1999.
5. Музыкальные диски «Рабочий», «Топ-топ».