Токмакова Ольга
Занятие по коммуникации «Снег и его свойства»
Открытое занятие «Снег и его свойства»
Цель: формирование у детей представление о снеге и его свойствах.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
• Продолжать учить грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие по коммуникации „Снег и его свойства“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы организации занятия –совместная деятельность.
Виды деятельности: Познавательно–исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование – опыт со снегом, просмотр презентации «Тайна снежинки»)
Коммуникативная (Отгадывание загадок, беседа о снеге, сравнение, выводы)
Физическое развитие (смена деятельности, физкультминутка «Снежинки»)
Художественно – эстетическое (Музыкальное сопровождение)
Продуктивная –изготовление снега.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация о снежинках; елочка со снежинками, картинки
Раздаточный материал: салфетки, тарелки с содой, пена для бритья, ложки, медальоны, схема изготовления искусственного снега.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, сияющая, серебристый, воздушный, мягкий, блестящий, липкий, красный, белый, мокрый, рассыпчатый, рыхлый, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, кружевная, лучистые, ослепительные, игольчатые, ледяные, нежные, резная, прозрачная, мохнатая, сверкающая, серебристая, крошечная, крупная, холодная, белая; иней, метель, вьюга.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили утром? Почему на улице светло и бело?
Правильно, на улице много снега. Он лежит на земле, на деревьях, крышах. Давайте, его потрогаем, какой снег? (холодный, мокрый, хрустящий) А что снег может делать? (лежать, таять, падать, блестеть, порхать, кружиться, садиться).
Какая польза от снега животным, растениям?
Какую пользу приносит снег урожаю? (Ответы детей) Правильно ребята, снег защищает животных и растения от ветра, метели, холодной стужи и мороза. Снег очищает воздух от пыли, грязи; во время снегопада легко дышится.
Воспитатель: Какую пользу приносит снег людям? ( Ответы детей: Снег приносит людям радость, хорошее настроение, возможность кататься на санках, играть в снежки.)
- А вы любите играть со снегом? Как? (делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки, снеговика, строить крепость и т. д.)
– Как вы думаете, из чего состоит снег?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.
Посмотрите сколько снежинок, есть ли одинаковые снежинки. Посмотрите на снежинку, какая она? ( Ответы детей: прозрачная, белая, резная, кружевная)
Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли одинаковые снежинки? (Ответы детей) Потому что в природе не существует одинаковой формы снежинок, они очень разнообразны. Возьмите снежинки в руки и сравните ( Ответы детей: действительно, ни одной снежинки нет одинаковой.)
Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.
Снежинки соединяются, заполняют пустоты, и снег получается белым. Еще его называют наст. И я вам предлагаю это сейчас проверить.
-Давайте вместе сделаем один большой сугроб. У нас получился он полностью белым, потому что наши все снежинки соединились.
-А вы, хотите узнать как образуются снежинки? Пойдемте посмотрим мультфильм, а пока наши снежки пусть здесь полежат.
Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем они выпадают из темных снеговых туч.
Воспитатель: Ой, как у нас стало холодно, и гостей наших мы тоже заморозили. А давайте мы с вами поиграем.
Физминутка –
Воспитатель: еще вас ждет сюрприз. Ребята, пойдемте быстрее смотреть, что там?
Задание: а где же ребята наши снежки? (Воспитатель вместе с детьми ищет снег, но находят чашку с водой) А где же снег? Что это? Куда же он исчез? (Ответы детей) (Воспитатель корректирует ответы детей, говорит, что в помещении снег растаял.)
Воспитатель: Ребята, скажите, чего еще боится снег? (Проводится игра «Чего боится снег?» Перед детьми выкладываются картинки: чайник с горячей водой, морковь, дождевая туча и др. Дети должны выбрать нужную картинку).
Воспитатель: Что же нам делать, мы так хотели поиграть в снежки? Как вы думаете, можно ли получить снег в домашних условиях? (Ответы детей) Можно, и я вам сейчас это докажу.
-Сейчас мы отправимся с вами в лабораторию и будем изготавливать снег своими руками. Но для этого нам нужно вспомнить правила, что мы сначала делаем (надеваем фартуки и используем при работе инструкцию)
(Воспитатель изготавливает снег, используя пену для бритья и соду. Получается белая масса, похожая на снег, из нее дети лепят снежки.)
-А теперь я вам хочу вручить эмблемы, вы сегодня стали настоящими исследователями.
3. Итог занятия
Воспитатель: О, чем мы сегодня с вами узнали? ( Ответы детей: Как рождается снег! Что в мире не бывает совершенно одинаковых снежинок! Почему снег белый! Научились изготавливать снег в домашних условиях)