С Ф
Инновационные методы развития творческих способностей детей с ментальными расстройствами. Работа педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями стала в настоящее время особенно актуальной. В практике дефектологии и коррекционной педагогики идет активный поиск методов и приемов, которые позволили бы открыть и развить творческий потенциал детей с данными нарушениями. Предоставить возможность каждому и них развить творческое начало, проявить себя наиболее полно и активно.
Публикация «Инновационные методы развития творческих способностей детей с ментальными расстройствами, Работа педагогов и родителей» размещена в разделах
Преимущественно мы работаем с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра и убеждены, что это неординарные, талантливые личности. Развитие творческих способностей детей с РАС, возможно, поможет им найти свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности.
Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем – это поиск таких путей, которые помогут ребенку с РАС овладеть доступными для него средствами самовыражения.
Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальной одаренности детей с расстройством аутистического спектра.
В целом дети с РАС лучше общаются с предметами, чем с людьми.
Они могут идентифицировать себя с определенным инструментом через его форму или звук. Инструмент становится средством самовыражения, предметом-посредником между ними и средой. Манипуляции с таким музыкальным предметом обычно служат для ребенка с РАС источником огромного удовольствия.
К сожалению, развитие музыкальных способностей у ребёнка с РАС иногда становится трудной и подчас непосильной задачей для родителей. А ведь так часто, можно услышать от мам и пап, воспитывающих ребёнка с РАС, что он хорошо поёт, "попадает в ноты" или просто очень любит музыку.
Нашей задачей является научить детей с аутизмом играть на музыкальном инструменте (фортепиано, т. к. игра на данном музыкальном инструменте, является одним из важнейших видов детского исполнительства. Она обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Играя на музыкальном инструменте, ребёнок задействует процессы планирования, программирования и контроля своей деятельности.
Ещё одним аспектом нашей деятельности является подготовка детей, имеющих музыкальные способности, к обучению в музыкальной школе, привитие им навыков выступления на концертах и детских праздниках.
Существуют различные методики обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах : это игра на слух, по музыкальным ступеням, по цветовым и цифровым обозначениям, но изучив немногочисленную литературу по вопросу обучения детей с аутизмом музыке и игре на музыкальных инструментах, мы не нашли единой методики обучения, подходящей для детей с аутистическим спектром, которая впоследствии помогала им в изучении традиционной нотной грамоты или же частично могла заменить её.
Далеко не все дети с РАС могут овладеть нотной грамотой и не всегда имеют возможность понять связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Таким образом, перед нами встал вопрос, как научить детей с тяжелой формой аутизма нотной грамоте и дать им возможность исполнять хотя бы простейшие мелодии, постепенно наращивая репертуар.
Для этого мы создали собственную систему обозначения нот и нотных знаков, которая впоследствии позволяет детям перейти на традиционную нотную грамоту. Так же мы визуализировали клавиши на фортепиано. Мы использовали для обозначения клавиш цифры и цвета, так же как и в методике обучения дошкольников на детских музыкальных инструментах. Но в отличие, от этой методики наша система обозначений даёт возможность детям с РАС играть полноценные музыкальные произведения.
Наши занятия по музыкальному развитию преимущественно посещают дети с РАС. Наверное, не нужно говорить, что каждый ребёнок с РАС индивидуален и степень развития музыкальных способностей у всех разная. Преимущественно у всех ребят, посещающих занятия хороший музыкальный слух и неплохие музыкальные способности.
В своей работе по обучению детей на фортепиано мы столкнулись с некоторыми трудностями, например, как объяснить музыкальные понятия, такие как, размер, ритм, пауза и т. д., и добится их понимания детьми. Для решения этих проблем мы использовали ряд приёмов, которые помогли детям частично усвоить музыкальные термины.
На данный момент мы добились положительной динамики у каждого ребёнка. Все дети знают названия нот, могут сыграть их, некоторые научились подбирать простые мелодии на слух. Все дети могут играть на фортепиано или синтезаторе по нашей системе обозначения. Некоторые выучили и поняли простые музыкальные термины, на данный момент с ними начато обучение уже по традиционной нотной грамоте. ТАкже мне бы хотелось рассказать про частный случай,ребёнок, который был чувствителен к звукам и закрывал руками уши при каждом раздражающем его звуке, после посещения музыкальных занятий перестал "закрывать уши", стал петь, спокойно относится к чужому пению и к громким звукам.
С детьми мы уже устраивали концерт, на котором они смогли показать свои умения. Все хорошо выступили, каждый ребёнок играл по два произведения, все дети были задействованы в танцевальной деятельности.
Так как наша методика обучения игре на фортепиано имеет положительные результаты, мы несомненно можем говорить о её плюсах.
С первых занятий дети получают возможность играть любимые мелодии, и они успешны в этом. С помощью игры на инструменте даже те ребята, которые не любили музыку и пение, начинают петь. Наша методика помогает детям с тяжелой формой аутизма быть вовлеченными в музыкальную деятельность, в такую как исполнительство, мы хотя бы частично можем помочь им развить их музыкальные задатки.
Так же наша система обозначения нотных знаков и клавиатуры не отрицает классическую нотную грамоту, а наоборот позволяет детям впоследствии использовать именно её и играть на инструменте по обычным нотам.