Лариса Ларина
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Чудесные звуки»
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Название: "Чудесные звуки"
Цель: закрепить произношение звуков [ы]; [и].
Задачи:
Образовательная: уточнить графическое обозначение звуков [ы]; [и]. Учить соотносить звук и букву; обучать звуко-буквенному анализу.
Публикация «Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе „Чудесные звуки“» размещена в разделах
Развивающая: развивать графические навыки; логическое мышление и воображение.
Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Материалы: предметные картинки; буквы
ы/и ; игрушки: медведь и лошадь.
Ход занятия
1. Вводная часть.
В: Ребята, давайте вспомним, что умеют делать эти гласные буквы:
Дети и воспитатель проговаривают слова хором.
Ы- Буква Ы кричит и стонет,
Словно хитрая лиса,
Ходит с палочкой она
Ы-ы-ы
И- Плакать любит буква И,
Только чур не я, не ты: и-и-и.
В: отлично, давайте придумаем слова на эти звуки.
Дети называют слова на звук [И]
Например: игрушка- иголка-индюк.
В: Ого, как много вы знаете слов на звук [И]. А есть ли слова, которые начинаются на звук [Ы]?
Д: Мы узнали от совы,
Что нет у слов на букву Ы.
В: замечательно. Теперь предлагаю вам, выделить голосом последний звук в словах, которые я буду вам называть. Например:
Муха-МухИ;
Лиса-ЛисЫ;
Дети произносят слова: жук, пчела, утка, дятел, медведь, заяц, олень, оса, волк, ворона.
В: как хорошо и быстро вы произносите слова и звуки.
Предлагаю вам послушать следующее задание.
— Однажды буква И пошла в лес за грибами. Какие грибы увидела буква И? Назовите их. (Сыроежку, красноголовик, рыжик, белый гриб, мухомор, лисички, волнушки.) Но в корзину она положила только те грибы, в названии которых есть звук [ы]. Какие грибы она положила в корзинку?
Ответы детей.
В:Так же в лес за грибами пошла подружка буквы И —буква Ы. Какие грибы увидела буква ы? Назовите их. (Сыроежку, красноголовик, рыжик, белый гриб, мухомор, лисички, волнушки.) Но в корзину она положила только те грибы, в названии которых есть звук [ы]. Какие грибы она положила в корзинку?
Ответы детей.
В: Отлично. Вы очень внимательные и быстрые ребята. Я предлагаю вам немного поиграть.
Пальчиковая гимнастика. Про грибы
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
Дети загибают пальцы и в конце щекочут ладошки.
В: Вот вы и справились с заданием. А попробуйте отгадать мои загадки.
Дифференциация ы—и.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Мишка
С подстриженною гривой
Скачет ретиво.
И у дома своего
Ржет негромко: «И-го-го!»
Лошадка
— Как ржет лошадка? Как ревет медведь?
Пальчиковые упражнения.
Лошадка
Чуть тряхнула лошадь гривой,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре. Большой палец кверху. Сверху на нее на-кладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Мишка
Ладони на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие («уши медведя») — выставлены вверх.
— Лошадка Искорка и медведь предлагают вам зарядку. Если услышите в слове звук [ы] — присядьте, если [и]—потянитесь вверх.
дым ива
кит сито
дыня коты
мышка такси
«Эхо». Запомнить и повторить слоговые ряды:
ви — ви — вы ды — ды — ди
пы — пи — пы ти — ты — ти
«Перекличка».
- Медведь и лошадка перекликаются. Медведь ревет: ы-ы., а лошадка отвечает: и-и. .
пы — пи выть —.
ты —. ныть —.
мы —. быть —.
«Лошадка и медведь ждут гостей» (с. 37).
— Назовите гостей. Определите, какой звук в слове — [ы] или [и]1 Кто пойдет в гости к лошадке? А кто пойдет к медведю? Какие животные были в гостях у лошадки? (Домашние.) А у медведя какие животные гостили? (Дикие.)
— Посмотрите на Лисичку. Какие буквы у неё в руках? Поставьте эти буквы в схемы слов-названий животных (Кит (К…Т, рыба (Р…БА, лиса (Л…СА, бык (Б…К).)
Итог занятия.
— Раздайте угощения Искорке и медведю.
У детей картинки: пирог, конфеты, дыня, апельсин, сыр, арбузы, киви, вафли, бобы, малина, пирожное, ягоды.
Предварительная работа к занятию :
А - Ах, крикунья буква А.
Громче всех кричит она: а-а-а!
О- Удивилась буква О
Рот открыла широко: о-о-о
У- Нас пугает буква У.
Словно, волк в ночном лесу: у-у-у.
Ю- Ю свистит и я свищу,
Целый день свистеть могу: ю-ю-ю.
Э- Дразнит всех и везде
Это горе буква Э: э-э-э.
Е и Ё похожи очень.
Только Ё узнать ты сможешь.
Вместо бантик она,
Носит точечки всегда.
Я- Хвастать любит буква Я,
Только чур, не ты, не я: я-я-я.