Газизова Диляра
Занятие по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- закрепить состав числа 10 (применяя палочки Кюизенера);
- продолжать составлять задачи на сложение,вычитание, правильно формулировать ответы на вопрос, уметь выкладывать решение на доске и за столами;
-закреплять умение ориентирования на листе.
Оборудование:
- шкатулка с сюрпризом;
-два мольберта;
- наглядные картинки для составления задач;
- цифры и знаки «+», «-», «больше», меньше», «равно»;
-палочки Кюизенера;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Подготовительная группа
- Темочки
Введение в оразовательную деятельность
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
-Сколько дней в неделе?
-Понедельник какой по счету?
-Назови соседей четверга
- Какой день перед субботой?
- Как называется седьмой по счету день недели?
-Какой день после пятницы?
-А какой день недели сегодня?
Правильно, сегодня вторник 24 ноября. Что бы узнать чем мы сегодня будем заниматься- нужно отгадать загадку:
Сколько груш на суку,
Сколько рыбок в том пруду,
Чтобы нам их сосчитать,
Какой предмет нам надо знать?
Действительно, сегодня продолжим путешествие по стране математике. А по завершении нас ждет сюрприз от королевы страны «математика». Он лежит вот в этой коробочке, а ключ к ней - это наши ЗНАНИЯ!
Ход занятия.
-Проходите на свои места. Готовы выполнить задания?
Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками.
Воспитатель предлагает построить лесенку из палочек Кюзенера, расположив палочки- от самой короткой до самой длинной.
- Разложите под каждой палочкой соответствующую цифру.
Первая это белый листок! (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток! (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)
Третья, как голубой океан (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)
Четвёртая – красный красивый тюльпан (дети складывают ладошки вместе с локтями)
Пятая – желтый солнечный свет! (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот! (дети показывают движение кошачьих лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик (ладони ушки на макушке шевелятся).
Сколько всего палочек в лестнице? Палочки одинаковые? Чем они различаются (Цветом и размером). Каждому цвету соответствует определенное число.
- Какое число обозначает синяя палочка (9).(В ней умещается 9 белых палочек, значит число 9 состоит из 9 единиц)
-Назови, какого цвета палочка, обозначающая число на 1 больше чем 9. (Оранжевая). Это будет число (10)
- Назови, какого цвета палочка, стоящая между 7 и 5 (Фиолетовая,
-Назови, число, обозначающее желтую палочку. (Пять)
- Какого цвета палочка слева от розовой? (Белый).
- Найди палочку, которая стоит рядом с красной, но не желтая (Голубая).
Хорошо. А теперь построим поезд, вагонами будут наши палочки.
Как вы думаете, одинаковое количество пассажиров умещается в вагоны? сколько пассажиров уместится в первый вагон, а в пятый, где больше? Покажите это цыфрами и знаками.
Воспитатель:
-Ребята, представим, что в нашем поезде сломался вагон оранжевого цвета. Давайте починим вагон при помощи палочек. Вы уже знаете, какое число обозначает оранжевый? (10) Если для ремонта нам не хватит палочек, мы можем их позаимствовать в коробке.
Дети подбирают разные варианты состава числа 10.
- Какие варианты подобрали?
Воспитатель: на доске выкладывает все сказанные варианты под оранжевой палочкой.
Воспитатель:
Давайте ещё раз их назовём.
- Белая палочка обозначает число 1, а синяя число 9.
Значит это 1 и 9, а вместе будет 10.
- Розовая палочка обозначает число 2, а бордовая число 8.
Значит это 2 и 8, а вместе будет 10.
Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам отправиться в поездку на поезде, который мы с вами построили.
Физминутка
Поезд едет скрежеща Ж-Ч-Ш-Щ,
Поезд едет скрежеща Ж-Ч-Ш-Щ!
Воспитатель:
А пока мы с вами едем, чтобы нам не было скучно небольшая «Умственная разминка»
Слушайте внимательно загадки и постарайтесь правильно ответить!
1. Сколько у 2-х палок концов? (4).
2. Сколько в кулаке пальцев? (5).
3. Сколько солнышек на небе? (1).
4. Сколько ушей у 2 – х мышей? (4)
5. Сколько жирафов плавает в море? (Жирафы не плавают.)
6. Чего у человека больше - глаз или ушей? (глаз и ушей поровну.)
- Молодцы!
Воспитатель:
Мимо речек и полей поезд мчится все быстрей
Ничего, что путь далек, мы приедем точно в срок.
( Два мольберта: с яблоней и геометрическим ковром)
Посмотрите, что перед нами? Яблоня. На ней 10 яблок. Представьте, что 3 яблока созрели и упали. Сколько яблок осталось?
Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу?
(Ответы детей).10-3=7
Воспитатель:
Выложите решение с помощью цифр и знаков, а также палочек.
(Работа детей за столами).
Воспитатель:
Прочитайте запись, а также расскажите, какие вы использовали палочки по цвету и какие числа они обозначают.
Воспитатель:
Какой ответ у задачи?
(Ответы детей). Цифровой (10-7=3)
Воспитатель: На какое действие задача ( Ответы детей: задача на вычитание).
Перед нами ковер с геометрическим рисунком. Какой формы ковер (прямоугольный)Чем отличается прямоугольник от квадрата (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет). Фигуры на ковре одинаковые (нет, они разной формы, размера и цвета) какая фигура в верхнем правом углу? Нижнем левом? В середине и т. д. На какие две группы мы можем разделить фигуры (на две). Сколько кругов(4) Сколько треугольников(5) А как узнать сколько всего фигур?Правильно. Нужно сложить 4+5=9. На какое действие эта задача (сложение)
Воспитатель: Молодцы вы хорошо справились с заданиями.
Но для того чтобы открыть шкатулку нужно выполнить еще одно задание. Это графический диктант. Мы будем работать карандашами на листе бумаги в клетку. Сначала разомнем пальчики.
Ну- ка братцы, за работу!
Покажи свою охоту!
Тебе большой - дрова рубить,
Тебе указательный - печку топить,
Тебе средний - воду носить,
Тебе безымянный- кашу варить,
А ты мизинчик- малышок вымой глиняный горшок (загибаем по очереди каждый пальчик)
Приступаем к последнему заданию. Поставьте карандаш на точку и двигайтесь по клеткам в том направлении, куда я буду говорить.
8 вправо, 2 вверх,4 вправо,5 вниз, 4влево,2 вверх, 4 влево, 3 вниз,1 влево,1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх. Что у нас получилось? Правильно, это ключ к нашей шкатулке! Давайте его украсим цветными палочками. (1 вишневая, 2 желтые, 3 розовые, 2 голубые)
Ключик от шкатулки. Посмотрите! я легко могу открыть шкатулку. Значит, все задания мы выполнили правильно, молодцы!
Рефлексия
У вас на столах лежит 2 картинки (Солнышко весёлое и тучка). Если вам понравилось занятие поднимите солнышко, если не понравилось – тучку.
Я с удовольствием вручаю вам подарок, который лежит в шкатулке. Теперь вы можете поиграть сами.