Ирина Цветкова
Занятие по ФЭМП «Измерение длины. Решение задач» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : открытие нового знания.
ТЕМА: «Измерение длины. Решение задач».
Цель:
формирование представления о способе фиксации условия задачи с помощью схемы.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить представление о сложении и вычитании отрезков и чисел, взаимосвязи между частью и целым,
- тренировать умение составлять простейшие задачи по картинкам, анализировать и решать их,
Публикация «Занятие по ФЭМП „Измерение длины, Решение задач“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- формировать умение фиксировать условие задачи с помощью схемы
Развивающие:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания,
- закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю себя по образцу»,
- формировать опыт выполнения действий с комментированием,
- формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
ЦЕЛЬ:
1) сформировать представление о способе фиксации условия задачи с помощью схемы;
2) закрепить представление о сложении и вычитании отрезков и чисел, взаимосвязи между частью и целым;
3) тренировать умение составлять простейшие задачи по картинкам, анализировать и решать их;
4) сформировать опыт выполнения действий с комментированием, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
МАТЕРИАЛЫ:
Раздаточный:
1) 2 полоски бумаги к заданию 4.1. Длина полосок 4 см и 8 см, ширина 1,5 см. Цвет у полосок одинаковый.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Что больше всего любят делать все дети?
— Во что любите играть вы?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что маленькая Таня очень любит играть в школу. Она просит Ваню брать на себя роль учителя, а сама берет роль ученицы. Тане нравится решать задачи, но иногда она забывает, что в задаче известно, что нужно найти, и очень расстраивается.
— Хотите помочь Тане сделать так, чтобы она не забывала условие и вопрос задачи?
— Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Задача».
Дидактические задачи : актуализировать умение анализировать и решать простейшие задачи.
Дети садятся за столы, на которых находятся карандаши и листы бумаги.
Воспитатель рассказывает, что Ваня задал Тане такую задачу : «Во дворе гуляли 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей гуляло во дворе?»
Ваня-учитель просит Таню-ученицу ответить на вопрос: «Что в задаче нужно найти — целое или часть?» Таня не может ответить на вопрос, потому что забыла вопрос задачи.
Воспитатель предлагает детям помочь Тане.
— Что в задаче нужно найти — целое или часть? (Нужно найти целое.)
— Как можно найти целое? (Надо части сложить.)
— Известны ли нам части? (Да. Одна часть — 2, другая часть — 4.)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они не всегда будут находиться
рядом с Таней и не всегда смогут ей помочь.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи :
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе фиксации условия задачи с помощью схемы;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
А как можно изобразить условие задачи и вопрос так, чтобы, глядя на рисунок, сразу становилось понятно, что в задаче известно, а что надо найти?
Воспитатель предлагает детям придумать, как изобразить условие задачи.
Детям предоставляется самостоятельность. Они могут предлагать различные варианты решения проблемы. Каждый раз воспитатель хвалит детей, но находит аргумент, почему так делать неудобно.
— Смогли вы придумать, как зафиксировать условие задачи и вопрос? (Нет.)
— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это сделать.)
— Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать способ фиксации условия задачи и ее вопроса.)
Открытие нового знания.
3.1. Игра «Схема 1».
Дидактические задачи :
1) сформировать представление о способе фиксации условия задачи с помощью схемы;
2) закрепить представление о сложении отрезков и чисел, взаимосвязи между частью и целым;
3) закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю себя по образцу».
— Как можно узнать новый способ? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)
— Что вам интереснее?
Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее придумать самостоятельно.
Воспитатель раздает каждому ребенку 2 полоски бумаги и предлагает вспомнить, что известно в задаче. Дети рассказывают, что в задаче известны части — 2 и 4.
Воспитатель предлагает детям изобразить части отрезками.
— Какой отрезок вы возьмете, чтобы им обозначить 2 детей? (Короткий отрезок.)
Воспитатель рисует на доске отрезок и под ним пишет число 2 и подчеркивает его, т. к. 2 — это часть.
— Какой отрезок вы возьмете, чтобы им обозначить 4 детей? (Длинный отрезок.)
— Что нужно сделать для того, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
Дети прикладывают полоски друг к другу.
Воспитатель рисует на доске рядом с первым второй отрезок, под ним пишет число 4 и подчеркивает его, т. к. 4 — это тоже часть.
— В задаче нужно найти целое.
Воспитатель рисует над большим отрезком дугу, ставит над ней знак вопроса и обводит в круг, т. к. нам неизвестно целое:
Можно ли, глядя на схему, сказать, что в задаче нужно найти? (Нужно найти целое.)
— Как вы об этом узнали? (Над большим отрезком стоит знак вопроса.)
— Что известно в задаче? (Части — 2 и 4.)
— Как вы об этом узнали? (Под маленькими отрезками стоят числа 2 и 4.) Воспитатель делает вывод, показывая на схеме: условие и вопрос задачи
можно изобразить с помощью схемы, где части — это маленькие отрезки, а целое — большой отрезок.
4. Включение нового знания в систему знаний.
4.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(2). Дидактические задачи :
1) уточнить представление о способе фиксации условия задачи с помощью схемы;
2) закрепить представление о сложении отрезков и чисел, взаимосвязи между частью и целым;
3) сформировать опыт выполнения действий с комментированием.
№ 1. с. 37.
«Составь задачи и «одень» схемы».
Дети открывают тетрадь на странице 37.
Воспитатель предлагает детям еще раз объяснить Тане, как на схеме записать условие и вопрос задачи.
— Составьте задачу по первой картинке.
Задача может звучать так : «На тарелке лежали 1 ананас и 7 груш. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?»
Воспитатель рассказывает, что схема уже нарисована, осталось только «одеть» ее, т. е. записать, что известно и что нужно найти.
— Что известно в задаче? (Известны части — это 1 и 7.)
— Как обозначаются части на схеме? (Маленькими отрезками.)
После ответов детей воспитатель показывает маленькие отрезки на такой же, как у детей, схеме, нарисованной на доске.
— Запишите под маленькими отрезками числа.
Дети под одним отрезком печатают цифру 1, под другим — цифру 7. Воспитатель пишет цифры на своей схеме.
— Что в задаче нужно найти? (Нужно найти целое.)
— Как на схеме обозначается целое? (Большим отрезком, который состоит из маленьких отрезков.)
— Запишите знак вопроса над большим отрезком.
Посмотрите, какую сложную мы с вами проделали работу. Вы согласны?
4.2. Игра «Раз, два, три…».
Дидактические задачи :
1) организовать активный отдых детей;
2) тренировать умение считать до 10.
Воспитатель задает детям вопрос :
— Что обязательно нужно делать, если долго сидишь за столом? (Надо отдохнуть и подвигаться.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
столько раз,
Ровно столько, сколько
пальцев на руке у вас.
Затем воспитатель предлагает снова посмотреть на «одетую» схему.
— Что в задаче известно? (Части.)
— Что нужно найти? (Целое.)
Воспитатель акцентирует внимание детей на удобстве схемы, ведь, несмотря на то, что дети отвлеклись на разминку, они потом по схеме смогли восстановить условие и вопрос задачи.
Воспитатель предлагает детям составить задачу по второй картинке.
После составления задачи дети «одевают» схему с комментированием:
«В задаче известны части — это 6 и 3. Записываем цифры 6 и 3 под маленькими отрезками. В задаче неизвестно целое. Ставим знак вопроса над большим отрезком».
Таня благодарит детей.
4.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4 (2). Дидактические задачи :
1) закрепить умение составлять задачи по картинкам;
2) сформировать умение фиксировать условие задачи с помощью схемы;
3) сформировать опыт выполнения действий с комментированием.
№2. с. 38.
«Составь задачи и «одень» схемы».
Воспитатель предлагает детям помочь Тане записать условие и вопрос задачи.
— Составьте задачу по первой картинке.
Задача может звучать так : «На грядке росло 6 морковок. Две морковки выкопали. Сколько морковок осталось расти на грядке?»
Воспитатель предлагает записать условие.
— Что известно в задаче? (Целое — это 6 и одна часть — это 2.)
— Как мы обозначаем целое? (Большим отрезком, который состоит из маленьких отрезков.)
После ответов детей воспитатель показывает большой отрезок на схеме такой же, как у детей, нарисованной на доске.
— Чему равно целое? (Оно равно 6.)
Дети, а затем воспитатель пишут число 6 над большим отрезком.
— Как мы на схеме обозначаем часть? (Коротким отрезком.)
Воспитатель показывает на своей схеме нужный отрезок. После этого
дети печатают цифру 2 под этим отрезком. Воспитатель делает то же самое на своей схеме.
— Что нужно найти в задаче? (Другую часть.)
— Где поставим знак вопроса? (Под вторым коротким отрезком.)
Воспитатель задает детям вопрос :
— Как вы думаете, сможет теперь Таня вспомнить, что в задаче нужно найти и что в ней известно? (Сможет.)
— Что нужно найти в задаче? (Часть.)
— Что известно? (Целое и другая часть.)
— Как найти неизвестную часть? (Надо от целого отнять известную часть, 6-2 = 4.)
5. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи : сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
— У кого в гостях вы сегодня побывали?
— Какие новые знания вам дали возможность помочь Тане запомнить условие и вопрос задачи?