Ольга Кулакова
Занятие по формированию фонетической стороны речи в логопедической группе для детей с ОНР «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психогимнастика.
(Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают в круг)
- Придумано кем то просто и мудро : при встрече здороваться - " Доброе утро! ". Я очень хочу, что бы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Мне очень приятно вас приветствовать на занятии.
Подойдите к своим стульчикам. Тихо сели.
Внимательно слушай!
Другим не мешай,
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
Публикация «Занятие по формированию фонетической стороны речи в логопедической группе для детей с ОНР „Звуки [Б], [Б’], Буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Повторение признаков зимы.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Назовите признаки зимы.
- Какой сегодня день недели?
-Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите выходные дни.
3. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и узнаем новую букву. А какие это звуки вы сейчас узнаете.
4. Знакомство с новым материалом. Произнесение, характеристика и сопоставление звуков.
- К нам в гости из синего замка пришел звук "б". Произнесем его хором, по одному. Для прохождения воздуха есть преграда - губы.
Кто догадался, звук "б" какой? (Согласный)
Еще звук "б" какой? (Твердый)
И определим звук "б" глухой или звонкий? (Звонкий)
Правильно, давайте поздороваемся со звуком "б" хором -
(Здравствуй, согласный, твердый, звонкий звук "б")
- У звука "б" есть родной брат - звук "бь". Он тоже пришел к нам гости на занятие из зеленого замка. Произнесем хором звук "бь", по одному.
Звук "бь" какой?
(Звук "бь" согласный, мягкий, звонкий)
Поздороваемся хором со звуком "бь" хором -
(Здравствуй, согласный, мягкий, звонкий звук "бь")
-Как вы думаете, что общего у звуков "б", "бь" ?
(оба согласные, звонкие)
- Чем отличаются звуки "б", "бь" ?
(твердый - мягкий)
5. Выделение звуков "б", "бь". Игра " Будьте внимательны! "
а) из ряда звуков
б) из слоговых рядов
в) из ряда слов
- Ребята, звуки хотят с вами поиграть в игру " Будьте внимательны?"
Откройте коробочки и достаньте камень и вату. Я буду произносить звуки, а вы поднимите камень, если услышите звук "б", вату - "бь".
а, б, к, бь, ть, бь, б, б.
- А сейчас я буду произносить слоги, а вы будьте внимательны, поднимите камень, когда услышите слог со звуком "б", вату - "бь".
ба, ма, би, бе, бы,.
- И следующий момент : я произнесу слова, а вы поднимите камень, когда услышите слово со звуком "б", вату - "бь".
6. Воспроизведение слоговых рядов, чистоговорок.
- У звуков "б", "бь" есть свои любимые песенки, споем их вместе.
ба - бо - бу бя - бе - би
бо - бу - ба бе - би - бя
бу - ба - бо би - бя - бе
ба - ба - ба - на крыше труба
бу - бу - бу - вижу трубу
бы - бы - бы - дым идет из трубы
бе - бе - бе - я играю на трубе
би - би - би - громко не труби
-Ребята, вы услышали два значения слова труба. В первом случае это труба, которая находится на крыше дома, а во втором - музыкальный инструмент.
7. Преобразование слогов.
-Звуки "б", "бь" дразнятся. Давайте с ними поиграем в игру " Дразнилки "
Я буду говорить слоги как звук "б", а вы как звук "бь"
ба -ба - ба бя - бя - бя
бо - бо - бо бе.
бу.
бы.
бэ.
8. Подбор слов со звуками "б" ,"бь".
- Звуки пришли к нам в гости. Давайте мы их угостим. Но они любят есть все то, где слышатся звуки "б", "бь". Подумайте и скажите :
- Что мы купим в булочной для звуков "б", "бь"
(булку, батон, баранки, буханку хлеба, бублики, бисквит)
- Что такое бисквит?
- Что мы приготовим на кухне?
(бульон, блины, борщ, бутерброд)
- Какие овощи и фрукты мы соберем для звуков?
(кабачок, банан, баклажан, яблоко, бобы)
-Молодцы, ребята! Звуки хотят только банан и яблоко.
9. Определение места звука "б" в слове.
- Давай определим, где слышится звук "б" в названии этих картинок.
Возьмите из коробочек звуковую птичку синичку и определите место звука в слове банан. А у доски это выполнит Соня.
(Я закрыла птичке синичке головку, потому что звук "б" слышится в начале)
- Посмотрите, правильно ли?
- Настя - слово яблоко.
10. Физкультминутка.
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А жучка все лает : " Чужой во дворе!"
11. Звуковой анализ.
- Ребята, звук "б" просит вас составить звуковую схему слова батон.
Соня выполнит у доски.
- Назовите все звуки в слове батон. (б, а, т, о, н)
- Сколько всего звуков в слове батон? (5)
- Сколько гласных звуков в слове батон? (2)
- Сколько слогов? (2)
- Назовите первый слог? (ба)
- Расскажите про звуки первого слога. (б- согл., твер., а - гласный)
- Назовите второй слог. (тон)
- Расскажите про звуки второго слога. (т - согл., твер., о - гласн., н - согл, тв.)
- Произнесите все слово.
- Молодцы!
12. Дидактическая игра " Угадай слово "
- Звуки "б", "бь" играют с вами в прятки. Я произнесу слово без первого звука, а вы добавьте звук "б" или "бь" и скажите какое слово получилось.
.анка, .анан, .ашня,. алкон, .абочка, .арсук, .алка,.
- Что такое балка?
.исер, .инокль,. илет, .инт,.
- Молодцы!
13. Знакомство с буквой.
- Чем на письме обозначаются звуки? (буквами)
- Вот и буква Б пришла к нам гости на занятие. Большая печатная и маленькая печатная.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
- На что похожа большая буква Б?
- Из каких элементов состоит большая буква Б?
- Пропишите в воздухе большую букву Б.
14. Игра " Конструктор ". Составление буквы из элементов.
- А сейчас мы поиграем в игру " Конструктор ". Достаньте из коробочки детали букв и составьте большую букву Б. У доски выполнит Сережа.
- Какие детали потребовались? (длинная палочка, короткая палочка, полукр)
- С какой стороны от длинной палочки расположен полукруг? (внизу справа)
- С какой стороны от длинной палочки расположена короткая палочка?
(вверху справа)
- Хорошо, ребята. Вечером вы будете писать букву Б.
15. Работа с деформированной фразой.
- Зимний ветер дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Посмотрим что же тут написано. Что то я не могу понять. Ветер рассыпал предложения на слова.
Послушайте их и составьте правильное предложение.
- Снежную, Боря, и, Альбина, слепили, бабу.
- Большая, снежная, получилась, баба.
- Довольны, были, ребята, очень.
16. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- В какие игры мы играли?