Наталья Хохлюк
Занятие по формированию фонетической стороны речи для детей с ТНР старшего возраста «Знакомство со звуками [В], [В’]»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Знакомство со звуками (В, Вь). Буква В».
Задачи:
Упражняться в определении артикуляционных и фонетических особенностей звуков (В, Вь).
Познакомиться с буквой В.
Дифференцировать понятия: «звук - буква», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки», «слово – предложение».
Упражняться в назывании слогов и слов со звуками (В, Вь).
Упражняться в проговаривании чистоговорки со словами на звуки (В, Вь).
Формировать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
Публикация «Занятие по формированию фонетической стороны речи для детей с ТНР старшего возраста „Знакомство со звуками [В], [В’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Домик согласных звуков; презентация; тетради; простые карандаши; палочки и нитки для выкладывания буквы В; буква В.
Ход занятия.
1. Игра – приветствие (стоя в кругу).
- Чтобы нам сегодня всё удавалось и было легко, создадим хорошее настроение, а для этого поприветствуем друг друга доброжелательно и ласково (каждый ребёнок называет имя соседа в ласкательной форме, глядя ему в глаза):
Доброе утро, Сонечка! И т. д. по кругу.
Доброе утро, друзья!
2. Выделение звуков (В, (Вь) из речи. Определение темы занятия.
Презентация.
- Сегодня к нам заглянула Василиса Премудрая.
- Какой звук первый в имени Василиса?
- Василиса никогда не грустит, она всегда? (Весёлая).
- С какого звука начинается слово весёлая?
- С какими звуками мы сегодня будем играть?
3. Произнесение изолированных звуков (В, Вь). Выяснение сравнительной артикуляции и характеристики звуков (В, Вь).
А). Произнесение звука (В): хором, по одному.
- Как правильно и красиво произнести звук (В?
Верхние зубы слегка прикусывают нижнюю губу. Губы немного улыбаются.
Произнесение звука (Вь): хором, по одному.
- Как правильно и красиво произнести звук (Вь?
Верхние зубы слегка прикусывают нижнюю губу. Губы улыбаются. Нижняя губа напряжена сильнее.
Б). - Как вы думаете, какой звук (В? Почему?
- Какой звук (Вь? (Докажите. Почему).
4. Игра «Повторяйка».
- Повторяйте за мной слоги так же, как я (громко, тихо, высоким голосом, низким голосом).
ВА-ВУ-ВИ ВО-ВЁ-ВО
ВИ-ВО-ВИ ВИ-ВЕ-ВА
ВЭ-ВЭ-ВЕ ВА-ВЯ-ВА
ВЮ-ВУ-ВЮ ВЁ-ВО-ВЁ
5. Игра «Слова для Вовы и Вики».
Презентация.
- У Василисы есть друзья – ребята: Ваня и Вика. Василиса подарила им картинки на звуки (В) и (ВЬ): Ване на звук - (В, а Вике – на звук (ВЬ). Давайте определим, для кого какая картинка.
- Называйте слово, изображённое на картинке, и определяйте, какой звук слышится в слове: (В) или (ВЬ) и для кого эта картинка.
Веер, ваза, вишня, волк, ветер, вода, весна, воробей
6. Игры на ковре.
А). Динамическая пауза.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Б). Игра «Исправим ошибки».
- Василиса даёт нам задание – исправить ошибки в словах. Я буду называть слова с ошибкой. Ваша задача исправить ошибки.
Вэир, вясилёк, вэшалка, вяза, вылка, вёлк, вышня, вятрушка.
7. Игра «Чистоговорка от Василисы».
У Вани вязаные варежки, у Вики валеные валенки.
8. Знакомство с буквой В.
А). - У звуков (В) и (Вь) портрет – буква В. (Показ буквы В).
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Гостей в дом поджидая.
• На что походит буква В?
• Из какого элемента состоит буква В?
• В какую сторону смотрит буква В?
• Прописывание буквы В указательным пальцем: в воздухе, на столе, на ладони.
• Выкладывание буквы из палочки и нитки.
Б). - Печатание буквы В в тетради.
9. Игра «Читайка».
Слоговая таблица, презентация.
ВА АВ ВОТ
ВУ УВ ВА-ТА
ВЫ ЫВ ВО-ВА
ВИ ИВ ВИ-КА
ВО ОВ
ВЭ ЭВ
10. Рефлексия.
- С какими звуками мы сегодня играли?
- Какой звук (В? Почему?
- Какой звук (Вь? Почему?
- Назовите слова на звуки (В, (Вь).
Оценка детей своей деятельности.
Оценка педагога работы детей.