Ирина
Занятие по окружающему миру «Фрукты» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа(5-6лет)
ФРУКТЫ
Бабаева Ирина Александровна, воспитатель.
Цель применения ИКТ на данном занятии : активизация речевой деятельности детей.
Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии :
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· Поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии : 8 минут.
Публикация «Занятие по окружающему миру „Фрукты“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие речи у детей старшей логопедической группы по теме <Фрукты>.
Задачи приоритетной образовательной деятельности:
<Речевое развитие> :
· Обогащать активный словарь детей по теме словами: фруктовый сад, фруктоза, плоды и т. д;
· Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;
· Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
· Упражнять в согласовании числительных с существительными;
· Формировать умение согласовывать в речи прилагательное с существительными в женском, среднем, мужском родах.
Задачи в интеграции образовательных областей:
<Социально-коммуникативное развитие> :
· Совершенствовать игровые навыки детей;
· Развивать интерес к различным видам игр;
· Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка о сверстниками и взрослыми;
· Формировать умение работать в парах и группах;
· Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
<Познавательное развитие> :
· Формировать и закреплять представления о фруктах;
· Развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память;
· Развивать способность к классификации;
· Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
<Художественно-эстетическое развитие> :
· побуждать рисовать фрукты, используя трафареты.
<Физическое развитие> :
· Развивать мелкую моторику, координацию движение.
Оборудование для педагога: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация PowerPoint, флипчарт.
Оборудование для детей: дидактический и раздаточный материал: натуральные фрукты, большой обруч, две корзины, разрезные картинки по теме: <Фрукты>, карточки с заданиями <4-й лишний>, карточки-признаки, мяч, цветные карандаши< по количеству детей>, трафареты по теме <Фрукты>, бумажные контуры банок, стикеры < по числу детей>, контурное изображение человека.
Ход
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть(3минуты)
1.1. Приветствие
Цель: участие в игре.
Воспитатель читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Дети встают в круг, берутся за руки.
Рассказ воспитателя с элементами фронтальной беседы.
Ребята, сегодня в детский сад пришла телеграмма от Маши:
Помогите! Мишка уехал на отдых, а меня оставил за своим садом присматривать. Зачем Мишка так много всего выращивает? Ведь если их не съесть сразу, то все испортится. Решила я всех в лесу удивить, накормить вкусненьким. Но вот беда: я готовить не умею. Надо мной все смеются, говорят, что помнят все про мою кашу и варенье. Вот и обратилась я к вам за помощью. Что мне делать с Мишкиным урожаем? Хотите узнать, что нам прислала Маша? Что вырастил Мишка?
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Ответы детей
Сейчас по очереди опустите руки внутрь мешочка, и не заглядывая, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.
Кто догадался, что лежит в мешочке?
Что это? Как это все можно назвать одним словом?
О чем мы сегодня поговорим?
Ответы детей
У меня апельсин. У меня яблоко…
Фрукты. Мы поговорим сегодня о фруктах.
А какие фрукты вы еще знаете? Где растут фрукты? В какое время года собирают фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Хотите помочь Маше? Тогда отправляемся в путь!
Ответы детей.
Этап 2. Основная часть(19минут)
Но попасть к Маше и Медведю в гости можно через волшебные ворота, они перед вами (обруч). Ворота пропускают лишь тех, кто сумеет сказать слово противоположное по смыслу.
Дети слушают воспитателя.
Цель: упражнение обучающихся в подборе слов-антонимов.
Цель: выполнение упражнения.
Большой-(маленький)
Твердый-(мягкий)
Чистый-(грязный)
Сладкий-(кислый) и т. д.
Дети называют подходящий антоним и проходят через обруч.
Слайд 2. Вот мы в гостях у Маши и Медведя. Мишка уехал отдыхать, а Машу оставил присматривать за своим фруктовым садом. Но про фрукты она ни чего не знает. Сегодня я предлагаю вам тать юными садовниками, узнать как можно больше о фруктах и помочь маше. Хотите?
Дети соглашаются.
Фруктов очень много – всех их и не перечислить! Фрукты – это сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях. Они очень вкусные и полезные. Многие фрукты сладкие, потому что в них есть особый сахар – фруктоза. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них готовят варенье, компот, мармелад … А ещё фрукты можно сушить. Из многих фруктов выжимают сок.
Слушают рассказ воспитателя, рассматривают натуральные фрукты.
Слайд 3. Посмотрите на экран. Перечислите, какие здесь фрукты? Эти фрукты растут в наших садах.
Ответы детей: - Яблоко, груша, слива, вишня.
Слайд4. Перечислите, какие здесь фрукты? Эти фрукты любят яркий теплый солнечный свет и влагу и растут в южных странах. Чтобы попасть на наш стол, эти фрукты совершают длительное путешествие на корабле, поезде, самолете.
Ответы детей: - Апельсин, лимон, банан, персик.
Подвижная игра <Разные фрукты>.
В <саду>(большой обруч) находятся фрукты, в разных углах группы стоят две корзинки с условными обозначениями (облако - фрукты, растущее в наших садах, солнце - фрукты южных стран). Дети <гуляют>, по сигналу берут из <сада> любой фрукт и кладут в подходящую корзину. По окончании игры проводится проверка.
Играют в игру.
Дети обосновывают правильность или неправильность выполнения задания.
Ребята, Маша любит фрукты маленького размера. Давайте назовем их ласково.
Подвижно-познавательная игра с мячом <Назови ласково>.
Я называю фрукт и бросаю вам мяч, а вы называете его ласково и возвращаете мяч мне.
Яблоко - яблочко
Апельсин - апельсинчик
Вишня - вишенка и т. д.
Дети стоят в кругу. Играют в игру.
Слайд5. Игра <Веселый счет>.
Маша хочет угостить фруктами лесных зверюшек. Помогите ей посчитать эти фрукты на тарелках.
Сколько всего фруктов на тарелке?
Все фрукты сосчитали, молодцы!
Дети стоят перед экраном.
Ответы детей:
-Одна груша, две груши. Всего на тарелке две груши. И так далее.
Игра <Четвертый лишний> (дифференцированное задание с тремя уровнями сложности)с организацией взаимопроверки.
Ребята, Мишка приготовил для вас загадки. Но загадки не простые. В каждом ряду есть одна <лишняя> картинка. Посмотрите внимательно и найдите ее
Но, здесь есть <быстрые> задания, которые выполнить легко, <сильные> - здесь надо подумать и <смелые> трудные задания. Подумайте, какое задание вы будете выполнять?
1 уровень - <быстрые задания> :
1) Яблоко, банан, слива, капуста.
2) Апельсин, морковь, груша, яблоко.
2 уровень - <сильные задания> :
1) Апельсин, персик, яблоко, вишня (по размеру);
2) Апельсин, мандарин, персик, банан (по форме).
Дети самостоятельно выбирают уровень задания. Выполняют его. По окончании проводится взаимопроверка.
3 уровень - <смелые задания> :
1) Яблоко, груша, апельсин, слива (по месту произрастания).
2) Банан, груша, апельсин, лимон (по месту произрастания).
По окончании проводится взаимопроверка.
Это было сложное задание, хотите отдохнуть и немного поиграть с фруктами в прятки? Тогда подходите ко мне.
Дети встают перед экраном.
Слайды 6-8. Игра <Чего не стало?>
Посмотрите внимательно на фрукты, назовите их. А теперь: раз- два- три- не смотри; раз- два- три- смотри. Какого фрукта нет?
Дети смотрят на экран и выполняют задание. Ответы детей:
- Нет апельсина.
-Нет персика.
Нет лимона.
Слайд 9. Подгрупповая работа - составление описательного рассказа с опорой на схему.
Организует детей на подгруппы по 3 - 4 ребенка.
Дети делятся на подгруппы.
Детям предлагаем опустить руки в <сухой бассейн> с фасолью и найти там часть пазла (Пазлы состоят из 4 частей).
Ребята, садовники могут многое рассказать про фрукты, какие они. Соберите картинку. Что у вас получилось? Посмотрите, как выглядит ваш фрукт. Вы будете работать в группах. Используя схему на экране, вам надо подобрать необходимые картинки - символы, выложить схему и рассказать о своем фрукте.
Посмотрите, что обозначает каждая карточка схемы:
Какого цвета?
Какой формы?
Какого размера?
Какой на вкус?
Дети выполняют задание. Ответы детей:
- Банан- это фрукт. Он желтый, овальный, большой, сладкий.
- Слива- это фрукт. Она фиолетовая, овальная, маленькая, может быть и сладкой, и кислой.
- Апельсин- это фрукт. Он оранжевый, круглый, большой, может быть и сладким, и кислым.
Слайд 10. Парная работа - игра <Какой сок?>
Дети делятся на пары
Ребята, Маша хочет угостить вас вкусным соком. Хотите узнать каким? На экране будут появляться фрукты. Один из вас будет говорить из чего сок, а другой- какой он.
Сок из яблока- яблочный сок;
Сок из груши- грушевый и др.
Слайд 11. Игра <Какое варенье>?
Ребята, помните, зачем нас позвала Маша?
Да, Маша хочет сварить варенье из Мишкиных фруктов. Посмотрите на экран. Какое варенье можно сварить из слив? Из персиков? Из яблок? И т. д.
Ответы детей:
- Чтобы мы помогли ей сварить варенье из фруктов.
- Сливовое варенье.
- Персиковое варенье. И т. д.
Чтобы помочь Маше сварить варенье, надо сначала размять наши пальчики.
Массаж кистей рук мячиками с шипами <Яблоко>.
Будем яблоко катать-
1 - 2 - 3 - 4 -5.
Будем яблоко ловить,
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Будем яблоко мы мыть,
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Будем резать яблоко,
Вот так, вот так.
У каждого ребенка массажный мячик. Движения мяча по кругу.
4 раза подбрасывают вверх.
Перекладывают мячик из рук в руки.
Придавливают одной ладошкой мячик.
Слайд 12. Продуктивная деятельность. Рисование с помощью трафаретов <Фрукты>.(Коллективная работа.)
Ребята, сделаем Мишке подарок - сварим вкусное варенье, поможем Маше. Вот наши банки (бумажный контур банки). Возьмите трафареты своих любимый фруктов, обведите их и раскрасьте.
Дети выполняют задание.
Сегодня Маша много узнала интересного про фрукты и многому научилась с вашей помощью, а сейчас пойдет Мишу удивлять. Он должен уже приехать.
Этап 3. Заключительная часть(3 минуты)
Каждое дело имеет начало и конец. И наше путешествие закончилось. Пришло время возвращаться в нашу группу через <волшебные ворота>.
Дети пролезают через обруч.
Вам понравилось наше путешествие? Как вы думаете, мы справились с нашей задачей? Артем, что ты сегодня делал?
Спрашиваем каждого ребенка, что он конкретно делал.
Ответы детей.
Ребята, у меня есть человечек (на ватмане нарисован контур девочки). Возьмите стикеры и сделайте волосы человечку, если вы все поняли, наклейте на ручки, если вам еще что-то хотелось сделать, наклейте на ноги, если что-то осталось непонятным.
Дети выполняют задание.
Слайд 13. Отрывок из мультфильма <День варенья>.
Ребята, Маша подарила вам книгу о своих приключениях. Хотите посмотреть, получилось ли у Маши удивить Мишку, понравилось ли ему наше варенье? Смотрите.
Дети смотрят мультфильм.
Информационные ресурсы:
1. Шорыгина Т. А Фрукты. Какие они? – М. : Издательство Гном и Д, 2004.