Анна Захаркина
Занятие на тему: «Мордовия моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить с детьми знания о родном, мордовском крае. Расширить знания о достопримечательности нашего города. Приобщать детей к мордовскому народному фольклору, путем мордовских игр, песен, стихов. Формировать эстетический вкус. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, чувство дружбы к людям разных национальностей.
Подготовка к занятию :
1. Чтение художественной литературы
2. Рассматривание иллюстраций
3. Рисование мордовских узоров
Публикация «Занятие на тему: „Мордовия моя“» размещена в разделах
4. Разучивание мордовских игр, считалок, стихов, песен, танцев
5. Беседа о родном крае
Воспитатель: Дети сегодня у нас с вами будет занятие на тему : «Моя Мордовия». Мы побеседуем о нашей Республике, о нашем Мордовском крае, почитаем стихи, споем песни, поиграем, потанцуем.
1 ребенок: В России средь березовых простор
Полянка есть, Мордовия моя!
Как песня матери с которой,
За горы уходил и за моря
На той полянке, город есть красивый
Кормилец мой и вдохновитель мой
Над Мокшею, там поклонились ивы,
Такие же, как рядом под Окой.
2 ребенок: Волну к волне соединяют реки
И вот уже, журчит одна струя
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка-сторона моя!
Воспитатель: Благодарный Мордовский край!
3 ребенок: Шачема Крайнезе! – признаются в любви к нему мокшане.
4 ребенок: Тиринь енксонок! – ласково и нежно называют его эрзяне.
5 ребенок: Туган племне йерену! С любовью говорят о нем проживающие здесь татары.
Воспитатель: Без любви к отчему краю – человек перекати поле, легкая добыча легких жизненных ветров.
1 ребенок: Мордовия моя и леса и пашни.
Цветов и птиц привольная страна
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона
Мордовия моя - моря пшеницы
Волшебных зерен, золотых улов
Суры бурливой синие зарницы
Дорог широких бесконечных зов.
2 ребенок: Мордовия моя - квартала строек
Станков фабричных четкий перестук
Здесь все великое и все простое
Плоды творения рабочих рук
Мордовия моя - какие люди
С такими и на праздник и на труд
Так пусть же каждый час твой светел будет
Во все века которые грядут
Девочки исполняют песню: «Луганяса келуня» и танцуют мордовский танец.
Воспитатель: Сведения о событиях людях нашего края бережно хранят 18 музеев Республике Мордовия. Пусть героизм, трудолюбие наших предков их стремление к дружбе, единству, во имя светлой жизни вдохновляют каждого из нас! Как справедливо сказал мордовский поэт И. Пиняев:
1ребенок: О край мой!
Пусть в жизни так редко
Приходится здесь мне бывать
Ничто от земли моих предков
Не в силах меня оторвать
2 ребенок: О язык родной певучий!
О родительская речь!
Что еще на свете знал я
Что сумел я уберечь.
Воспитатель: Прекрасна мордовская земля! Находясь в лесостепной зоне, здесь сменяют друг друга полудремучие, смешанные леса, березовые рощи, чистые сосновые боры, кудрявые зеленые дубровы.
А вот и Мордовский государственный заповедник!
Воспитатель: А где расположен этот заповедник?
Дети: Этот заповедник расположен в 10 километрах от нашего города Темникова.
Воспитатель: А какие звери живут в заповеднике:
Дети: Белка, бобры, ондатры, заяц-беляк, заяц-русак, лиса, волк, лоси, кабаны.
Изредка встречаются: бурый медведь, лесная куниц, барсук, норка, выдра, рысь, зубры.
Стихотворение «Варсиня» (воронушка) на мордовском языке :
Варси, варси, варсиня
Варсись ваясь эшиняс,
Пулоц иляц ушоняс
Моне серазе таргазе
Мондиень сон кандозе.
Воспитатель: Столица – что это значит:
Дети: Столица это главный город государства, место, где находится правительство. Столицей - нашего государства России является г. Москва.
Воспитатель: А столицей нашей Республики Мордовии?
Дети: А столицей нашей Республики Мордовия является г. Саранск.
Воспитатель: Дети кто из вас был в Саранске? Знаете ли вы кто такой С. Эрьзя и Федот Сычков?
Дети: С. Эрьзя – это выдающийся скульптор, в своих работах он изображал простых людей разных народов.
Федот Сычков – это талантливый художник Мордовии. Он написал много замечательных картин показывающих жизнь деревни. Особенно Ф. Сычков любил изображать детвору. Ей он посвятил много картин.
Ребенок: Идут века,
Дают нам звезд рожденье!
Нам открывают гения творенья!
Сияй, наш Эрьзя новым поколениям,
Таким в веках не суждено забвенье!
Выставка картин, репродукций, где дети называют и показывают 1-2 картины.
Воспитатель: «Великую силу имеет национальная культура: это и танцы и песня и национальный фольклор» - писал в свое время Мордовский профессор М. Е. Евсевьев.
Воспитатель: Много событий произошло над Темниковом с тех давних пор. Сколько человеческих судеб хранит он в своей памяти:
Стихотворение: «У истории на виду»
1 ребонок: Он как будто такой неприметный,
Город мой, в котором живу.
Но пройдись по нему и увидишь
Сны истории наяву.
Вот у бывшей кладбищенской церкви
Ров заметный и вал земляной
Что когда-то служили защитой
Темниковцам в страде боевой.
2 ребенок: Тут вот площадь базарная прежде
Рядом с нею раскинулся парк.
Здесь взошла на костер высокий
Наша русская Жанна Дарк.
Атаманша Алена отважная
На господ, на бояр поднялась,
По рождению была Арзамасская,
По делам Темниковской звалась.
3 ребенок: Емельян Пугачев расписался
На усадьбах боярских огнем.
До сих пор по деревням и селам
Старики вспоминают о нем…
Там - река. К ней в далекие годы
И задумчив, и будто суров
Приходил посидеть у обрыва
Наш земляк Адмирал Ушаков.
4 ребенок: Через вьюги сибирские ссылки
Декабристы свой путь прошли – Апполон, Алексей Веденяпины
Сыновья Темниковской земли!
Город мой!
Как же не любоваться
Твоей тихой, неброской красой!
И живу я твои настоящим
Не разрывным седой стороной.
Мордовская игра «Раю-раю».
Воспитатель: Многоязычна Республика Мордовия. На мокшанском, эрзянском, русском языках выходят газеты и журналы, вещает мордовское радио, телевидение. Издается художественная литература. Мордовский, эрзянский, русский, татарский язык звучат сегодня в детских садиках, школах Мордовии.
Татарская песня – исполняет ребенок.
Ребенок: Ты трудной дорогой,
Мордовия шла, России держалась и голову гордо несла
Давали силы вольные и мокша и С ура
Ты духом осталась сильна и добра.
Звучит песня «Земля моя любимая» (музыка Аверкина, слова П. Черняева).
Итог: О чем мы беседовали?
Дети: О Родном Мордовском крае.