Анастасия Алексеева
Конспект занятия с детьми 6 лет «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать
Занятие на тему «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»
(с детьми 6 лет)
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством В. М. Конашевича; учить выделять средства выразительности, передающие характер героя; воспитывать интерес к творчеству художника.
Материал: книги А. С. Пушкина «Сжазка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями В. Конашевича, И. Бруни, Б. Дехтерева.
Публикация «Конспект занятия с детьми 6 лет „Иллюстрации В, М, Конашевича к сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Чтение сказок А. С. Пушкина; организация выставки в книжном уголке на тему «Сказки А. С. Пушкина».
Ход занятия
Воспитатель читает отрывки из «Сказки о царе Салтане» и -азки о мертвой царевне и о семи богатырях», дети называют, какого произведения тот или иной фрагмент.
Затем педагог показывает иллюстрации Конашевича, на кото-изображены царевна и царевна Лебедь (рис. 35). Спраши-т, один ли автор у этих рисунков и как это доказать (на всех юстрациях изображения людей, складки одежды выполнены тон-линией).
После того как дети самостоятельно рассмотрят рисунки, * питатель задает вопрос, знают ли они этого художника и как догадались, что это иллюстрации Конашевича.
Воспитатель предлагает детям назвать героев сказки, изображенных на рисунках. Помогает сравнить царевну и царевну Лебедь. Отмечает внешнее сходство и непохожесть характеров: молодая царевна — кроткая, во всем ее облике видятся нерешительность, застенчивость, а царевна Лебедь уверена в себе, смотрит смело и держится хозяйкой. Подчеркивает общую для обеих царевен черту— доброту. Спрашивает, как она передана художником.
Сравнивая созданные художником образы носителей злых сил, педагог помогает детям понять, как В. М. Конашевич сумел выразить свое отношение к этим героям: у мачехи из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» злое выражение лица. Она не хочет верить в возвращение царевны. Когда царица увидела, что девушка жива и здорова, у нее перекосилось от злобы лицо (рис. 36). У персонажей другой сказки нет такой открытой злобы в глазах. Они боятся расплаты и просят, чтобы их простили. Они готовы валяться в ногах у тех, кому причинили зло, лишь бы их не наказали. Но их состояние объясняется тем, что сестры почувствовали, что сила на стороне добра в лице царевны Лебедь.
Далее педагог читает отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке». Показывает иллюстрации В. Конашевича, Б. Дехтерева, И. Бруни
(фамилии художников Б. Дехтерева и И. Бруни не называются). Предлагает сравнить рисунки. Подводит детей к выводу, что образы старика у В. Конашевича и Б. Дехтерева внешне чем-то похожи.
Но у Дехтерева одежда у старика получше, борода и волосы в порядке (рис. 37, а у Конашевича старик выглядит более заброшенным и несчастным. Одежонка на нем еле держится (рис. 38).
А что на рисунках Бруни? Хорошо живет дед-рыбак: и одежда у него справная, и лапти на ногах; есть лодка, сети около дома навешаны. Прямо-таки зажиточный дед. Да и по лицу видно — не голодает (рис. 39). Поэтому даже удивительно, что у такого хозяина и избушка старая, и корыто разбитое. Воспитатель дает детям возможность самостоятельно поразмышлять и высказаться по поводу этих рисунков.
Очень важно, чтобы дети поняли, что у каждого художника свое видение, что в своих рисунках он выражает свои чувства, свое отношение к героям произведения. Поэтому и рисунки к одной и той же сказке (рассказу или др.) получаются разными.
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстрации и рассказать, как они относятся к старику и старухе. Просит показать иллюстрации, которые им больше всего понравились, а также рисунки, которые, по их мнению, наиболее точно отражают содержание сказки Пушкина.
Заканчивая занятие, педагог спрашивает у детей, что нового они узнали о Конашевиче. Еще раз отмечает высокое мастерство художника. На конкретных примерах показывает, как метко изображал Конашевич добро и зло, какие гуманистические мотивы свойственны его рисункам.