Вера Строганова
Конспект познавательного досуга по сказкам А. С. Пушкина «Путешествие в Лукоморье»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Лукоморье
Конспект познавательного досуга по сказкам А. С. Пушкина в старшей группе
Тема: «Путешествие в Лукоморье»
Публикация «Конспект познавательного досуга по сказкам А, С, Пушкина „Путешествие в Лукоморье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2018
Цель: использование содержания сказок А. С. Пушкина и литературных средств для развитие связной речи и познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Задачи:
- закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах
-совершенствовать умение давать развёрнутые ответы, интонационно выразительно рассказывать отрывки из сказок.
-развивать познавательную активность, коммуникативные навыки (работа в команде) в процессе выполнения заданий викторины, пространственное воображение, мелкую моторику рук.
- продолжать воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту, устойчивую потребность в общении со сказкой.
Предварительная работа:
подбор мультфильмов, фонотеки, книг по сказкам А. С. Пушкина, чтение сказок, беседы по содержанию прочитанного, заучивание отрывков сказок, создание выставки художественных работ «По сказкам А. С. Пушкина» совместно с родителями, создание макета «У Лукоморья», «Хрустальный дом», подбор игр.
Методы и приемы:
-Использование мультимедийной презентации
- Музыкальное сопровождение
- Художественное слово
- Дидактические и подвижные игры
Оборудование:
Мультимедийный проектор, жетоны. Волшебный мешочек, в нем шарики двух цветов: желтого и зеленого. Сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, невод, орешки в мешке, корыто, лук со стрелой). Разрезные карточки для игры «Собери сказку», игра «Подбери ключ к замку»; доска, оформленная рисунками по сказкам писателя, макет дуба, сверток, листочки дубовые с загадками, «аквариум» с рыбками (на рыбках цифры), удочки с веревкой и магнитом на конце, 2 корзинки пустые, одна общая с орехами, шишками, одна корзинка с раскрасками по сказкам А. С. Пушкина, карандаши цветные, шоколадные медали и похвальные листы (для каждого ребёнка).
Музыкальное оформление: музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К. Сен-Санс “Аквариум”, П. Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом)
Участники: дети старшей группы, жюри – родители.
Зал оформлен декорациями литературной гостиной (стол, на котором стоят подсвечник, листы бумаги, чернильница и перо). В зале оформлена выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина. В центре портрет поэта. В зале приготовлено место для жюри (жюри выбрано из родителей перед досугом, места для двух команд, для гостей.
Ход литературной викторины:
Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости, жюри, рассаживаются.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен сказкам Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Кто же из вас лучше знает сказки русского писателя? А это мы сегодня узнаем.
У меня есть волшебный мешочек, там шарики двух цветов: желтого и зеленого. Каждый участник не глядя достанет из мешочка шарик. По цвету шарика предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название команде.
(Дети вытаскивают из мешочка шарик, делятся на 2 команды, придумывают название, озвучивают его)
За свои знания вы будете получать жетоны, а жюри нам поможет в конце нашего путешествия подсчитать их, проследить за правильностью выполнения заданий и определить команду – победителя. Итак, начинаем.
(Звучит музыка)
Воспитатель: - А. С. Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Приложение №1 Cлайд1 острова) Лежит этот остров посреди моря-океана. Там всегда тепло, всегда лето. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки.
- Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море.
Задание 1:
Чтоб получить корабль, надо собрать картинку и назвать сказку А. С. Пушкина, которая изображена на этой картинке.
Игра «Собери сказку» (Приложение №2)
(Дети каждой команды собирают картинки и называют сказки изображенные на них. Команды получают картинку корабля и по 1 жетону за правильно выполненное задание. Приложение №1 Cлайд2)
- Корабли готовы – поплыли!
Задание 2:
-А пока плывем, вспомним, какие еще сказки Пушкина вы знаете.
(Команды по очереди называют сказки А. С. Пушкина. За правильный ответ команды получают жетон. Приложение №1. Cлайд3)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о попе и его работнике Балде»,
«Сказка о Царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
-Молодцы, все сказки названы правильно!
Задание 3:
-А чтобы быстрее приплыть, я буду читать начало строки из сказки А. С. Пушкина, а вы будете заканчивать:
Игра «Доскажи словечко»
(За правильный ответ команды получают жетон.)
1 команде:
- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна села…. (ждать его одна).
2 команде:
- Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка Золотого …. (петушка)
1 команде:
-“Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью… (белка).
2 команде:
- А Балда приговаривал с укоризной:
“не гонялся бы ты, ….(поп, за дешевизной!”)
1 команде:
- Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело…. (Говорить оно умело)
2 команде:
- Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя ….( 33 богатыря)
- А теперь отдохнем!
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание руками над головой)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают, потягиваются)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).
- Ну, вот мы и на острове Буяне. (ставится макет дуба.) Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (дуб)
- Верно, дуб. Но дуб не обычный!
Литературная минутка. (Чтение стихотворения детьми.)
1 ребенок:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
2 ребенок:
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
3 ребенок:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка - там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
- Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Конечно же вы хотите узнать, что в нем. Нужно сначала открыть его.
Задание 4: Игра «Подбери ключ к замку» (Приложение №2)
- Из связки ключей найдите тот, который подходит к замку (Это можно определить по рисунку бороздки ключа)
(Дети подбирают ключ.
Команда, которая сделает это первой, получает жетон)
- Замок открыт, но Кот просто так не покажет нам содержимое сундука.
Задание 5: Игра «Сундук кощея»
- Чтобы узнать, что находится в сундуке, нужно ответить на вопросы (Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ команды получают жетон):
1 команде:
В сундуке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную Царевну. Что это за предмет и какая сказка? (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
2 команде:
В сундуке лежит предмет, который в сказке говорил человеческим голосом. Что это? Из какой сказки? (Зеркало. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
1 команде:
В сундуке лежит предмет, с помощью которого Гвидон убил злого коршуна. (Лук и стрелы. «Сказка о царе Салтане»)
2 команде:
В сундуке лежит предмет, который грызла белочка в сказке Пушкина. Что это? Из какой сказки? (Орех. «Сказка о царе Салтане»)
1 команде:
В сундуке лежит предмет, которым старик выловил золотую рыбку. Что это? Из какой сказки? (Невод. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2 команде:
В сундуке лежит предмет, около которого осталась сидеть старуха в сказке Пушкина. (Разбитое корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы, ребята! Знаете сказки А. С. Пушкина.
Задание 6:
Ребята, посмотрите, под дубом сверток! Тут новое задание: «Угадай героя» (По очереди каждой команде читаются отрывки из сказок. На экране выводятся правильные ответы. Приложение №1 слайды 4 -9. За правильный ответ команды получают жетон)
-Кто и в какой сказке говорит такие слова:
1 команде:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого,
Служителя не слишком дорогого?» (Поп. «Сказка о попе и его
работнике Балде»)
2 команде:
«Кири-ку-ку
Царствуй, лёжа на боку!» (Золотой петушок. «Сказка о золотом
петушке»)
1 команде:
«Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее» (Зеркало. «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)
2 команде:
«- Да! Такая есть девица,
Но жена не рукавица
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь» (Царевна – Лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
1 команде:
- Какая царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя? И из какой сказки?
(Шамаханская, «Сказка о золотом петушке»)
2 команде:
Кто поет песенку?
«- Во саду ли, в огороде?» (включается запись песни) (Белка. «Сказка о царе Салтане»)
После ответа детей выходит белка (ребенок)
Белка: Я сижу, сижу, сижу, что грызу- не расскажу.
Дунул ветер- ветерок, все перемешал дружок.
Поиграл со мной в насмешку, все в корзине вперемешку.
Что ж лихая ребятня, выручайте- ка меня.
Все из кучи разберите, по корзинкам разложите
Аттракцион «Разложи отдельно орехи и шишки»
(Аттракцион не оценивается.)
2 детей, 2 корзинки, одна общая с орехами, шишками
(передать белке 2 корзинки с разобранными орехами и шишками)
Белка: Спасибо, ребята за помощь! Вам подарок от меня. Откроете, когда домой возвращаться будете. (Передает детям корзинку с раскрасками). Снова я могу сидеть, шишки грызть и песни петь. (уходит)
- Умницы, для вас нет трудных заданий!
Задание 7:
- Ой, ребята смотрите, ветер разбросал листочки дубовые. Что это, как вы думаете?
(Дети собирают листочки, отдают воспитателю. На них загадки. Воспитатель читает загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ команды получают жетон)
- О ком здесь говориться?
1 команде:
«Днем свет божий затмевает;
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.» («Царевна-лебедь»)
2 команде:
«Коль кругом все будет мирно,
так сидеть он будет смирно…» (Петушок»)
1 команде:
«Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой,
опустил их всех домой» (Ткачих, Повариха, Бабариха)
2 команде:
«Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит.
Яичко испечет да сам и облупит» (Балда)
1 команде:
Раз он в море закинул невод –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод. –
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз он закинул невод –
Пришел невод с одною рыбкой…» (Старик)
2 команде:
«Отпусти ты, старче, меня в море
Дорогой дам за себя откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь…» (Золотая рыбка)
- Какие же вы умные да смекалистые!
Задание 8:
-А теперь задание от золотой рыбки! (Приложение №1 Слайд 10)
Игра «Поймай рыбку!»
К столу приглашается по 1 участнику от каждой команды. На столе – «аквариум» с рыбками, удочки с веревкой и магнитом на конце. Дети по очереди забрасывают удочку. Поймав рыбку, называют номер на ней. Воспитатель читает вопрос в соответствии с номером на рыбке, той команде, участник которой вытащил рыбку. За правильный ответ команда получает жетон.
1. В кого превращается Гвидон в «Сказке о царе Салтане»? (комар, шмель, муха)
2. Сколько лет прожили стрик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года)
3. За что рыбка наказала старуху? (За жадность)
4. Для чего выходили 33 богатыря их моря в «Сказке о царе Салтане»? (что бы охранять остров царя Гвидона)
5. Из чего был сделан домик для белки в «Сказке о царе Салтане»? (из хрусталя)
6. С кем мерился силой балда в «Сказке о попе и его работнике Балде» (С бесенком)
7. Сколько раз закидывал старик в море невод в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (три раза)
8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (к солнцу, месяцу, ветру)
-Молодцы, отлично справились!
- Вот пора нам и назад вернуться. Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Всем на свой корабль!
- Ребята, посмотрим, что нам белочка подарила. (Открывают корзинку, там раскраски по сказкам А. С. Пушкина. Приложение № 3)
- Чтобы плавание оказалось быстрым, предлагаю раскраску раскрасить! Она вам останется на память о нашем путешествии!
(Дети выбирают раскраску из предложенных, раскрашивают. Задание не оценивается.)
- А теперь отдохнем!
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание руками над головой)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают, подтягиваются)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).
- Неужели мы приплыли назад, получилось очень быстро. И опять мы в литературной гостиной.
Задание 9:
- В русском языке часто используют пословицы. Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословицы и объясните ее:
(Жетон получает та команда, которая первой и правильно назовет сказку и объяснит пословицу)
-Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел)- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности)-«Сказка о золотом петушке»
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)-«Сказка о царе Салтане»
-Молодцы ребята!
- Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
В его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Сказка учит нас добру
Учит быть нас всех мудрее
Там добро накажет зло
Кто добрее, тот сильнее.
Подведение итогов викторины.
- Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки Пушкина, все команды хорошо отвечали. Передадим жетоны каждой команды жюри и предоставим
слово жюри.
(Жюри подводит итоги викторины. Победила дружба)
- Победила дружба! Понравилось вам наше сказочное путешествие? А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот прислал вам в подарок вот эту книгу со сказками. Она не простая, эта книга с сюрпризом: в нутрии медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в нашем путешествии в Лукоморье.
Приглашенные родители награждают детей.
Благодарность родителям за участие в жизни группы.
Звучит музыка. Дети выходят из зала.
Приложение № 2
1. Дидактическая игра «Собери сказку»
Цель:
- учить собирать целое из частей;
- развивать зрительное восприятие, внимание;
- развитие моторики пальцев рук.
Материал:
На картоне распечатываются картинки по сказкам А. С. Пушкина. Каждая из них разрезана на много частей.
Ход игры:
Воспитатель просит детей сложить части картинок в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одной сказки. Далее воспитатель просит детей называть полученную сказку.
2. Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»
Цель: развитие пространственного воображения.
Материал: варианты замков и ключей
Ход игры: Из связки ключей найдите тот, который подходит к замку (Это можно определить по рисунку бороздки ключа)