Фомина Надежда Викторовна
Занятие в старшей группе «Приключение в стране Математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший возраст (5-6 лет)
Приключение в стране Математике.
Цель: закрепление с детьми действий моделирования и счёта для установления количественных отношений, знакомство с числом и цифрой 9.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• Развитие любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
• Освоение с детьми счёта до 9.
Публикация «Занятие в старшей группе „Приключение в стране Математике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Формирование умения размещать объекты на девяти клеточном поле.
• Развитие познавательной активности.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
• Развивать мышление, воображение, речь детей.
• Развивать коммуникативные способности.
• Развивать связную диалогическую речь, умение отвечать на вопросы.
Социально-коммуникативное развитие:
• Воспитывать умение работать в коллективе и в парах.
• Воспитывать в детях чувства доброты, сочувствия и желание помогать в беде.
Физическое развитие:
• Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
• Формирование правильной осанки, профилактика зрения.
Художественно-эстетическое развитие:
• Стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей.
Цель применения ИКТ в НОД:
• Поддержать мотивацию на протяжении всего занятия.
• Активизировать познавательную деятельность детей.
• Организовать наглядность.
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребёнок владеет элементарными математическими представлениями; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать с фишками-заместителями; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; личностные – стремление оказать помощь, проявлять сочувствие к герою.
Материалы и оборудование : клубок ниток, оранжевые и красные круги, карточки с цифрами от 1 до 9, карандаши простые и цветные, 4 карточки для игры «Заполни пустую клетку», листы – полянки (на каждого, ленточка, ноутбук, проектор, презентация.
Ход занятия
Этап 1. Приветствие
Цель этапа (воспитателя) : создать положительный настрой. Цель этапа (воспитанников) : сказать комплимент стоящему рядом ребёнку.
Игра «Комплимент»
Воспитатель показывает детям клубок и говорит, что он не простой, а волшебный, с его помощью можно узнать много нового друг о друге. Для этого передаём клубок стоящему рядом ребёнку и говорим ему комплимент.
- Знаете ли вы что такое комплимент?
Выслушав детей, воспитатель начинает игру, говоря комплимент ребёнку, стоящему рядом с ним.
Воспитатель говорит, что клубок объединил нас всех в единое целое и что каждый здесь важная и значимая часть этого целого. Дети стоят в кругу и слушают воспитателя. Отвечают на вопрос.
Дети стоят в кругу и передают по очереди друг другу клубок, разматывая его и говоря при этом комплимент стоящему рядом ребёнку.
Сматывают нитку в клубок.
Этап 2. Мотивация
Цель этапа (воспитателя) : замотивировать детей на образовательную деятельность. Цель этапа (воспитанников) : захотеть отправиться в страну Математику.
- Скажите, где можно ещё встретить волшебный клубок? Что он делает в сказках?
- Да, волшебный клубок встречается в сказках, указывает путь к чему-либо, показывает дорогу. А также помогает детям группы попасть в страну Математику.
- Хотите попасть в страну Математику?
- Зачем?
- Клубок рад вашему желанию снова оказаться в стране Математике и зовёт нас за собой.
- Вот мы и оказались на полянке страны Математики (Слайд №1). Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Отпускают клубок и идут за ниточкой.
Этап 3. Оценка знаний воспитанников
Цель этапа (воспитателя) : повторить с детьми знаний о числовом ряде от 1 до 8; закрепить с детьми умения слушать вопрос и отвечать полным предложением. Цель этапа (воспитанников) : дать правильный ответ на вопрос полным предложением.
- Подумайте, что может расти на математической поляне?
- Посмотрите (Слайд №2).
- Поиграем с ними? Возьмите по одному листику и ответьте на вопросы.
- Назовите число, следующее за числом 3.
- За каким числом следует число 7.
- Какое число стоит между числами 1 и 3.
- Какое число меньше чем 2 на 1.
- Какое число больше на 1 числа 4 и т. п.
- А теперь встаньте с листиками по порядку и посчитайтесь от меньшего числа к большему, и обратно.
Отвечают на вопрос.
Смотрят на экран.
Берут по одному листику с цифрой.
Стоят вокруг воспитателя и отвечают на вопросы: называют число и показывают карточку-листик с цифрой, обозначающей это число.
Дети выстраиваются и считают в прямом и обратном порядке.
Этап 4. Планирование и целеполагание
Цель этапа (воспитателя) : Воспитывать в детях чувства доброты, сочувствия и желание помогать в беде. Цель этапа (воспитанников) : проявить желание помочь.
- Дети, давайте прислушаемся. Мне кажется, что кто-то идёт. Смотрите, кто это?
(Слайд №3).
- А какой он – весёлый или грустный?
- Хотите узнать, почему он грустит? Давайте выслушаем его.
- Поможем этому несчастному, заколдованному мальчику?
- Что мы можем для него сделать?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети слушают историю заколдованного мальчика.
Этап 5. Развитие навыка, убеждений, отношений.
Цель этапа (воспитателя) : закрепить с детьми действия построения моделей количественных отношений для сравнения двух предметом с помощью заместителей; развивать мышление, умение анализировать; освоить с детьми счёт до 9. Цель этапа (воспитанников) : с помощью заместителей установить, чего больше: моркови или свёклы; выполнить первое задание царицы.
- Посмотрим, куда приведёт нас клубок.
(Слайд №4).
- Где же мы оказались? Что здесь растет?
- Нам надо собрать урожай в два ведё рка: в маленькое ведро положить те овощи, которых меньше выросло в огороде, а в большое те, которых больше.
- Можем ли мы сразу, не считая, сказать чего больше, а чего меньше растёт в огороде? Что поможет нам ответить на этот вопрос?
- Выложите перед собой столько оранжевых кругов, сколько морковок растёт в огороде, и сосчитайте их.
- А теперь выложите столько красных кругов, сколько свёклы растёт в огороде, и сосчитайте их.
- Как нужно было расположить красные круги по отношению к оранжевым кругам? (Слайд №5).
- Что можно сказать о количестве моркови и свёклы?
- Как узнали?
- Посмотрите, пока вы выкладывали круги и считали, выросла ещё одна свёкла. (Слайд №6).
Покажите это с помощью кругов и сосчитайте количество свёклы ещё раз. (Слайд №7).
- Каких овощей теперь больше – моркови или свёклы? Почему? На сколько свёклы больше, чем моркови?
- Обозначьте число моркови и свёклы карточками с соответствующими цифрами.
- После какой цифры будет стоять цифра 9, почему?
Педагог прикрепляет карточку с цифрой 9 как продолжение числового ряда и считает вместе с детьми от 1 до 9.
- Какие овощи будем собирать в маленькое ведёрко?
- Какие - в большое?
- Почему?
- Соберите урожай. Идут за клубком.
Отвечают на вопросы.
Садятся за столы.
Выкладывают оранжевые круги и считают их.
Выкладывают красные круги и считают их.
Отвечают на вопросы.
Добавляют ещё один красный круг и считают.
Сравнивают и отвечают на вопросы.
Обозначают количество моркови и свёклы соответствующими цифрами.
Отвечают на вопросы.
Считают от 1 до 9.
Отвечают на вопросы.
Собирают урожай.
Этап 6. Игровая пауза.
Цель этапа (воспитателя) : воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий. Цель этапа (воспитанников) : придумать движение, выполнить его определённое количество раз.
- Славно потрудились, можно поиграть.
(Слайд №8).
Дети стоят в кругу и выполняют движения столько раз, сколько обозначает цифра, которую они видят на экране.
Этап 7. Сообщение новой информации
Цель этапа (воспитателя) : познакомить детей с составом числа 9 из двух меньших чисел, освоить счёт до 9 в прямом и обратном порядке. Цель этапа (воспитанников) : определить соседей числа, образующих число 9; счёт до 9 в прямом и обратном порядке.
- Продолжаем двигаться дальше. Куда же теперь приведёт нас клубок?
- Куда мы пришли? Что вы видите? (Слайд №9).
- Какой это дом? О чем говорят вам цифры, которые вы в нём видите?
- Дом этот новый, ещё не все жильцы заселились. На каждом этаже уже живет определённое количество жильцов. Вам надо установить количество жильцов, которое должно ещё заселиться на каждом этаже.
Для детей, более подготовленных, задание усложняется (дифференцированный подход).
- Начнём с верхнего этажа, какой он по счёту?
- Сколько жильцов уже живёт на восьмом этаже?
- Сколько ещё должно заселиться жильцов, чтобы на этаже их стало 9?
Делаем вывод: 9 это 8 и 1.
Аналогичная работа проводиться на каждом этаже.
- Вот мы и заселили весь дом жильцами.
- Посмотрите на левый от вас числовой ряд. Что происходит с числами в этом ряду?
- Посмотрите на правый от вас числовой ряд. Что происходит с числами в этом ряду? Дети идут за клубком.
Отвечают на вопросы
Считают, заселяют дом жильцами.
Считают в прямом порядке.
Считают в обратном порядке.
Этап 8. Формирование навыка, убеждений, отношений.
Цель этапа (воспитателя) : развивать мышление, внимание, умение анализировать; формировать умение детей размещать объекты на девяти клеточном поле; воспитывать умение работать в парах; формировать умение ориентироваться на листе. Цель этапа (воспитанников) : заполнить пустую клетку недостающей фигурой; узнать номер домика.
- Пора выполнить последнее задание царицы страны Математики. Подойдите к столам и посмотрите, что на них лежит? Сколько их? Как будем выполнять задание, если вас 8, а карточек только 4?
Воспитатель организует работу детей в парах:
- Что изображено на карточке?
- Какими признаками обладают нарисованные фигуры?
- Какая особенность расположения фигур?
- Каких фигур недостаёт в пустых клетках?
- Нарисуйте эти фигуры.
- Вы справились со всеми заданиями царицы страны Математики, и она готова показать вам домик заколдованной цифры. Подходят к столам. Отвечают на вопросы. Работают в парах, анализируют, определяют недостающую фигуру и заполняют пустую клеточку.
Дети с помощью дидактической игры «Полянка» узнают номер домика заколдованной цифры.
Этап 9. Анализ и подведение итогов.
Цель этапа (воспитателя) : получение обратной связи; уточнить уровень достижения цели и задач НОД Цель этапа (воспитанников) : получить положительную оценку своей деятельности.
- Какую же цифру заколдовала царица страны Математики?
(Слайд №10).
- Получилось расколдовать её? Что для этого вы сделали? Дети отвечают на вопросы.
Этап 10. Рефлексия.
Цель этапа (воспитателя) : способствовать снятию умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников. Цель этапа (воспитанников) : ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные для каждого моменты НОД.
- Пора нам возвращаться в детский сад. Берём клубок и, сматывая ниточку, возвращаемся обратно. (Слайд №11).
- Где мы с вами побывали?
- Кто нам указал туда дорогу?
- Что с нами приключилось?
- Какое задание было для вас трудным?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Давайте все вместе из себя выстроим цифру 9 с помощью ленты. Дети возвращаются в сад по клубку.
Дети отвечают на вопросы.
Делают цифру 9 из себя с помощью ленты.