Ольга Попова
Занятие «Кто такой культурный человек?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть воспитанным ребёнком
Очень важно с малых лет!
Вам, мальчишки и девчонки,
– этот детский этикет!»
Цель: сформировать представление об этикете. Способствовать воспитанию хороших манер: доброжелательности, взаимопонимания, познакомить с правилами хорошего тона, принятыми у нам в обществе; узнать историю этикета.
Задачи:
— Закреплять и расширять знания о хороших поступках; о правилах культуры поведения в общественных местах, в транспорте;
— Познакомить с правилами этикета;
— Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни;
— Развивать диалогическую речь;
Публикация «Занятие „Кто такой культурный человек?“ в старшей группе» размещена в разделах
— Воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения;
— Учить использовать «специальные слова» в речевом общении;
— Воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;
— Учить выполнять установленные правила.
Методы и приемы:
объяснения, напоминания, указания, практические действия детей, педагогическая оценка, беседа.
Игровой материал: автобус, магазин цветов, праздничный стол: сервировка, телефоны.
Словарная работа: пассажир, покупатель, продавец, именинник, водитель, гостеприимство.
Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры, продавец, покупатель, именинник, гости.
Предварительная работа: наблюдение за прохожими, пассажирами. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Отгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры.
Игровые ситуации:
1. «Приглашение по телефону»
2.«Собираемся в гости»
3. «Поездка в автобусе»
4. «Цветочный магазин»
5. «Поздравление именинницы»
6. «Развлечение»
7. «Возвращение домой»
Ход игры
1 игровая ситуация «Приглашение по телефону»
Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону.
Раздается звонок: два телефона в разных местах.
Маша звонит Даше:
— Алло! Даша, здравствуй! Говорит Маша. Хочу пригласить тебя ко мне на день рождения вместе с твоим братом Федей. Приходите, пожалуйста, завтра в 12 часов дня. Только обязательно, я буду ждать.
Даша: Спасибо, что позвонила, спасибо за приглашение. Обязательно придем с Федей.
Маша звонит Пете:
— Алло! Петя, здравствуй! Говорит Маша. Хочу пригласить тебя ко мне на день рождения. Приходи, пожалуйста, завтра в 12 часов дня. Только обязательно, я буду ждать.
Петя: Приду, не переживай.
Дети готовят подарки. (Ходить в гости лучше не «с пустыми руками». Желательно перед походом в гости приготовить какой-нибудь презент, возможно даже незначительный, но хозяину дома будет приятно.)
Наступил следующий день.
2 игровая ситуация «Собираемся в гости»
Цель: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.
Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.
Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.
Остальные дети наблюдают за своими друзьями.
Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?
Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.
3 игровая ситуация «Поездка в автобусе»
Даша с Федей собираются в гости к Маше. Выходят из дома и отправляются на остановку. Ждут автобус №8, который проезжает по улице Слава, где живет Маша, остановка рядом с домом Маши.
Цель: научить вежливо входить в автобус, уступать место старшим и пассажирам с детьми, обучить несложным правилам оплаты проезда. Выйдя из автобуса идти по правой стороне тротуара.
Федя подал руку сестре, которая входила в автобус, затем зашел сам. Ребята сели на свободные места (в автобусе уже едут пассажиры). Кондуктор пробила им два билета. Дети сказали «спасибо». На следующей остановке вошли пассажиры: старушка и женщина с маленьким ребенком. Даша и Федя уступили им места: «Садитесь, пожалуйста.». На следующей остановке в автобус влетел Петя, растолкал всех и сел у окошка, забыв заплатить за проезд. Автобус подъехал к остановке у цветочного магазина, где живет Маша. Федя первым вышел из автобуса и подал руку сестре, помог ей выйти. Петя всех растолкал и вылетел из автобуса, побежал к дому, мешая прохожим.
4 игровая ситуация «Цветочный магазин»
Федя предлагает Даше зайти в магазин и купить букет цветов для Машиной мамы, ведь у нее тоже праздник. В магазине Федя обратился к продавщице:«Пожалуйста, нам этот красивый букет». Продавщица вручила букет Феде.
Даша и Федя подошли к подъезду, набрали номер квартиры на домофоне. После гудка услышали голос Маши:«Слушаю». Федя:«Это я - Федя и Даша», Маша:«Заходите». Ребята вошли в подъезд и подошли к лифту. Только собрались заходить, как их растолкал Петя и влетел первым. Даша и Федя зашли за ним. Нажали на кнопку и лифт стал подниматься. Выйдя из лифта дети подошли к квартире, где жила Маша.
Пока ребята были в пути - Маша готовилась к приходу гостей. Накрыла стол на четыре персоны. Поставила угощения, надела наряд.
Цель: учить сервировать стол и правилам поведения за столом.
5 игровая ситуация «Поздравление именинницы»
Цель: ввести в речевой обиход выражения, поздравления и пожелания.
Дверь открыла Маша. Даша и Федя поздоровались и вошли. Петя растолкал детей, влетел в квартиру и побежал к столу. Даша, Маша и Федя стояли в недоумении от происходящего. Федя поздоровался и вручил букет цветов маме Маши. Она очень обрадовалась, заулыбалась. Пригласила детей войти в комнату. Даша и Федя стали поздравлять с днем рождения Машу и дарить ей подарки. Маша была очень рада приходу гостей.
Дети стали водить «Каравай». Поздравлять Машу, произносить пожелания. Петя в это время бросился к столу, стал хватать угощения, запихивать в рот одно за другим, уронил чашку с чаем.
Все наблюдали за происходящим, были крайне возмущены поступком Пети. Маша пригласила всех за стол. Разрезали праздничный торт, разложили на тарелочки и подали с вилочкой, чай в чашечках с блюдцем и чайной ложечкой.
Цель: сформировать представление об этикете, этикетные правила должны стать нормой и войти в привычку.
Гостеприимство - национальная черта русских людей.
Дети чувствовали себя легко и свободно. Даша и Федя были вежливы, хвалили угощения. Торт с тарелочки брали вилочкой маленькими кусочками, пользовались салфеткой. Размешав ложечкой сахар клали ее на блюдце, чашку брали аккуратно за ручку и маленькими глоточками пили чай.
Пете стало очень стыдно за свое поведение, он попросил у всех присутствующих прощение. Стал наблюдать за детьми и повторять за ними. Выходя из-за стола гости поблагодарили хозяйку и сказали «спасибо, всё было очень вкусно».
6 игровая ситуация «Развлечение»
Игра «Фанты» (выполнить задание, танцы.
7 игровая ситуация «Возвращение домой»
Цель: познакомить с правилами речевого общения в минуты прощания, а также этикетными выражениями приглашения в гости и благодарности.
Дети собрались ходить домой. Петя извинился за свое поведение. Поблагодарили взрослых и Машу за приятный день и вкусные угощения.
Вышли в коридор. Федя помог Маше надеть пальто. Еще раз поздравили Машу с днем рождения и ушли, попрощавшись.
Воспитатель: «Знают люди с детских лет,
Что такое – этикет»…
А знаете ли вы — что это такое?
Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…
Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его. Первыми приветствуют младшие старших, мужчины -женщин. Мужчины здороваясь с женщиной - встают. Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».
Правила поведения за столом:
— Не клади на стол локти
— Не раскачивайся на стуле
— Не разговаривай с полным ртом
— Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать
— Руки и губы вытирай салфеткой
— Поблагодари за еду
Правила ведения беседы:
— Не хвастайся.
— Если тебе задают вопросы — обязательно отвечай на них.
— Не вмешивайся в беседу двоих
— Не имей привычки жаловаться
— Старайся говорить не слишком громко
Правила вежливости при разговоре:
Это самые главные правила воспитанного человека.
Быть вежливым — значит, быть хорошим другом, приятным собеседником и желанным гостем.
Так приятно, когда тебя внимательно слушают!
— Никогда не перебивай!
— Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь
— Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать)
Правила этикета:
— Вежливым нужно быть всегда и везде
— Вежливый, воспитанный человек должен знать правила этикета и всегда им следовать
Воспитатель: Давайте вспомним о наших героях: Маша, Даша, Федя и Петя. Какие они? (ответы детей)
Можно ли их называть культурными детьми? (ответы детей)
Почему очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать? Добрые люди всем нравятся, у них хорошее настроение и этим настроением они делятся с другими.
Хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает здоровье.
— «Чтобы делать добро, нужно им обладать!» Аристотель
Воспитатель читает стихотворение В. Кудлачева
Слова: «До свидания!», «Спасибо», «Простите!»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусах, в парке, в детсадике, дома!
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить!
Воспитатель: Запомните их. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни. А сейчас мне хочется вспомнить ещё одно волшебное слово – «спасибо». Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим самую добрую улыбку. Скажем все вместе «Спасибо».