Александра Суханик
Занятие кружка «Словотворчество» по теме «Зима» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие кружка "Словотворчество" по теме : "Зима" для старшей группы.
Цели: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнивать зиму с летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев). Познакомить детей с понятием «антонимы». Учить находить противоположные понятия, сравнивать их, выделять главное и анализировать. Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память. Формировать произвольное внимание и поведение. Расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Публикация «Занятие кружка „Словотворчество“ по теме „Зима“ для старшей группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Обогащение словаря : вьюга, метель, снегопад; хрустящий, искристый; зимние месяцы: декабрь, январь, февраль; зимующие; антонимы.
Ход занятия
1. Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, какая сегодня погода (светит ли солнце, идет ли снег, какой ветер).
Как вы определите, что наступила зима?
Дети отвечают, что приход зимы можно определить по одежде людей, погоде — небо серое, часто идет снег, солнце светит мало, дует холодный ветер, бывают метели, вьюги. Деревья зимой голые, ветки у них хрупкие.
Какими словами можно сказать о зиме? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная, а о снеге (пушистый, белый, искристый, хрустящий)
А, вы знаете почему снег хрустит под ногами?
Снежинки состоят из воды, которая при температуре ниже нуля градусов превращается в кристаллики льда, и вот, когда мы на эти кристаллики наступаем, они ломаются и издают скрипуче-хрустящий звук. Кстати, запомните примету: если снежок захрустел под ногами, мороз крепчает!
Воспитатель. Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь и февраль)
Воспитатель. Какие птицы остаются у нас зимой?
Дети. Воробьи, синицы, снегири, вороны, и всякие другие.
Воспитатель. А, как они называются одним словом? (Зимующие.) А почему они не улетают в теплые страны, как другие? (Их кормят люди, и они сами находят еду — ягоды, семена.)
Ребята, у нас на площадке висит кормушка для птиц давайте не забывать насыпать в неё семена, крошки, зерна.
Ребята, а зимой можно найти насекомых? (Нет.) Где они? (Спрятались в коре деревьев, в лесу под снегом, в земле.)
Воспитатель. А, стихи о зиме вы знаете?
(Дети читают наизусть стихи)
1. Мила:
Пришла зима весёлая,
С коньками и салазками,
С лыжнею запорошенной,
С волшебной доброй сказкою.
На ёлке, разукрашенной фонарики качаются.
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается.
2. Соня:
Горы снежной ваты встали за окошком.
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Белый снег искрится и сверкает лёд.
На сосне синица песенку поёт
Снеговик весёлый машет нам ведром.
Зимушку чудесную любим все и ждём.
Воспитатель тоже читает детям стих «Поет зима, аукает».
Замечательный стих. А вы знаете, кто его написал?
Дети. Да. Сергей Есенин.
Воспитатель. Сергей Есенин - выдающийся русский поэт, родился в селе Константинове, Рязанской губернии или, как сейчас называют, Рязанской области. Певец русской природы, посвятивший весь свой талант родному Отечеству.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какое время года мы можем противопоставить Зиме? (Лето).
2. Предлагаю вам игу "Это зима или лето?" (Тематические фотографии зимы и лета) (попросить детей обосновать свои ответы)
Воспитатель. Значит, Зима и Лето – противоположные времена года. А, почему вы так решили?
Ответы детей: Зима – холодная, а лето – тёплое. Зимой – день короче, ночь длиннее, смеркается рано, а летом – день длиннее, а ночь короче, смеркается поздно. Зимой солнце редко показывается из-за туч, а летом солнце светит часто и греет постоянно. Зимой деревья стоят голые, а летом одеты в листву Зимой идёт снег, а летом снега – нет. Летом много цветов, бабочек и других насекомых, а зимой – нет. Зимние и летние забавы, и т. д
Воспитатель. Молодцы, какие полные и хорошие ответы вы дали! В ваших ответах встретились слова с противоположным значением, давайте попробуем их найти. (холодная – тёплое, короче – длиннее, редко – часто, голые – одетые, день – ночь, зима - лето и др.)
3. Воспитатель. Такие слова называют антонимы. Антонимы – это пары слов, с противоположными лексическими значениями, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство). Например: Давайте сравним размер слона и комара:
- Слон большой, а комар маленький.
4. Подбор антонимов с отгадыванием загадок.
Воспитатель. Давайте, мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку:
Я – антоним к слову лето,
В шубу снежную одета
Я люблю мороз сама,
Потому что я – (зима).
Я – антоним к слову холод,
Меня любит детвора,
Потому что я – (жара).
Я – антоним к слову день,
Вот уже трудиться лень,
Все игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж (ночь).
Я – антоним шума, стука,
Я – для отдыха, для сна,
Называюсь – (тишина).
Я - антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада).
5. Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли глаза – (закрыли глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали).
6. Игра «Слова – недруги» (слайды)
7. Работа со сказкой.
Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку про нашего старого знакомого Незнайку и его закадычного друга Гуньку. А, кто написал замечательную книгу «Приключения Незнайки и его друзей»? (Николай Носов)
Незнайка и его друг Гунька на Марсе.
Когда Незнайка и Гунька оказались на Марсе, они обнаружили, что марсиане живут совсем по-другому, все у них наоборот. Любимое блюдо у них – жареные мухи и соленые кузнечики, а картошка с котлетами – самая неаппетитная еда. Парты в марсианской школе стоят на потолке, а в знак приветствия марсианские ученики кукарекали, мяукали и хрюкали. Директор очень гордился тем, что ученики в его школе такие воспитанные. Кто все выучил был круглый двоечник, а кто ничего не знал – квадратный отличник. Больше всего марсианские дети любили горячее соленое мороженное и горькие конфеты под названием «Ешь, чтобы лопнуть». В магазинах на Марсе продавались только ненужные вещи: дырявые воздушные шарики, машинки без колес, утюг, который хорошо мнет вещи, тупые ножницы… (По В. Постникову)
Воспитатель. Скажите, ребята, что в марсианской жизни противоположно нашей земной?
- А, кто запомнил, как называются такие слова, которые противоположны по значению?
- Как вы думаете, если бы Незнайка и Гунька оказались на спортивных соревнованиях на Марсе, в каких видах спорта могли бы соревноваться марсианские спортсмены? Чемпионом оказался бы штангист, который поднял самую тяжелую штангу? Атлет, который бежит быстрее всех? А прыгун?
8. Итог занятия.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Молодцы!
Тогда будьте внимательны и поправьте меня: Занятие началось (закончилось, вы меня очень расстроили (порадовали, пожалуйста за внимание (спасибо, здравствуйте (до свидания, до старых расставаний (до новых встреч!