Евгения Денисова
Внеклассное занятие по русскому языку «Словотворчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек в ребёнке начинается со словотворчества. Ребёнок учится не просто говорить, он с самого начала учится именно творить. Словотворчество – один из этапов, который проходит ребенок в освоении грамматики родного языка. В результате восприятия и использования множества слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, в мозгу ребенка происходят аналитические процессы членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тому, что в лингвис-тике называется морфемами. К младшему школьному возрасту словотворчество начинает угасать. Очень важно не допустить этого. Необходимо развивать словотворческие умения детей на новом уровне: путём знакомства со словообразовательными моделями слов, а так как рисование - любимое занятие младших школьников, и именно оно даёт ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет, его необходимо использовать в работе по развитию словотворчества. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Публикация «Внеклассное занятие по русскому языку „Словотворчество“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Работа по развитию словотворчества проводится на основе авторской программы с использованием изобразительного творчества детей.
Цель занятий : сформировать у младших школьников потребность в словотворчестве.
Задачи: познакомить с различными способами словообразования, использованием словообразования в литературных произведениях; научить детей на основе полученных знаний создавать свои модели слов, давать толкование словам.
На занятиях были использованы следующие методы: репродуктивный, частично – поисковый, модульный, творческий.
Занятие 6. Словотворчество.
Ход занятия.
1. Проверка домашнего задания.
- Дома вы образовывали словообразовательные варианты имён. Давайте послушаем, что у вас получилось. (Андрей, Андрейка, Друня, Дюша, Андрюшка, Андрюша, Дрюнчик; Аня, Анечка, Нюра, Анька, Анюта, Анюшка, Анютка; Эрдэни, Эрдэн, Эрдэнюшка, Эди, Дэни.)
- Какие способы словообразования вы использовали?
2. Работа над толкованием слов.
- Прочитайте слова, подумайте, что они могут обозначать.
Атани
Банбары
Брастак
Вырлей
Грих
Камеус
Петеяры
Склисс
Скрррул
Все эти слова можно встретить в книгах детского писателя-фантаста Кира Булычёва. Давайте узнаем, как он их объясняет.
А т а н и («Они не знали, что, попали в плен к пигмеям атани») - племя пигмеев.
Б а н б а ры («Для маскарада мог бы при-григлем одеться. Или сафофые банбары нацепить») - что-то из одежды.
Б р а с т а к «В дверях стоял черный брастак с голубым глазом посреди лба»)- представитель чужепланетной народности.
Вы р л е й «Сколько вы весите? - спросил он у Громозеки. - Восемь с половиной вирлей, - вежливо ответил Громозека») - мера веса.
Г р и х «Бывает, что сюда приходит зверь. Мы зовем его грих, - сказала Белогурочка») – порода - название животного.
К а м е у с («Н е успела Алиса разглядеть первого камеуса, как за ним на берег подземного озера выскочилu другие») - животные, живущие в подземном озере.
П е т е я р ы «Из чего делают петеяровое масло?
- Из ангельтинских петеяров, разве не понятно?») - название овоща одной из космических планет.
С к л и с с («У поляны на столбике была надпись: «Склиссы. Сумчатые парнoкoпыmныe с планеты Шешuнеры»).
С к р р р у л ь («На этом празднике все едят скрррулей…
- А что такое скррруль? - спросил Аркаша. Честное слово, не знаю, - ответила Алиса. - Только он мне говорил: отведаешь скрррулей, на всю жизнь запомнишь») - непонятное кушание с необычным вкусом.
3. Работа с литературным произведением. Словарно-орфографическая работа.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел,
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Наталья Кончаловская
- Какой урожай собрал садовод с этого чуда – сада? Р а с ш и ф р у й т е слова :
- Какие словарные слова вы прочитали в этом стихотворении?
Ответ: огород, арбуз, огурец, помидор, капуста, горох, морковь, картофель, ….
- Как образовали эти слова? (Слиянием частей из названий двух растений).
4. Игра «Сказочный инопланетянин»
Игровой материал: бумага, карандаш, волчок с изображением планет
().
Дети делятся на 4 группы.
- На сказочных планетах обитают фантастические жители. Их внешний вид напоминает форму планеты. Сейчас капитаны команд по очереди раскручивают волчок, на какой планете остановится стрелка, того жителя планеты вы должны изобразить на бумаге, дать ему название, составить про него несколько предложений.
5. Защита работ. Выбор наиболее интересной.
6. Домашнее задание.
Перечитать произведения К. И. Чуковского, найти в них слова, которые автор придумал для ребят.
Варианты использования словарных слов на тему «Овощи» :
Это кресс-кроссворд. Найдите и аккуратно подчеркните карандашом 10 словарных слов.
п о м и д о о р о
о м о р к о в ь г
м а г о р о о д у
и л о о в а щ и р
д ь р е б я т а е
о ч о к л а с с ц
р и д е в о ч к а
в к а ф м и л и я
• Выпишите найденные слова в алфавитном порядке. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
Ответ: помидор, морковь, огурец, мальчик, огород, ребята, класс, девочка, овощ, фамилия.
Впишите в клетки названия семи овощных культур.
Вопросы:
1. Вверху зелена,
Внизу красна,
В землю вросла. (Свекла.)
2. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква.)
3. Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко
На грядке … (репка).
4. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в банке,
Желтые, соленые. (Огурцы.)
5. Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)
6. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)
7. В землю – блошкой,
Из земли – лепешкой. (Репа.)