Татьяна Степанчук
Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель
Каждый регион, область, край неповторимы, различаются своим историческим прошлым, достопримечательностями, природой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Задача взрослых - направить их познание в нужное русло и отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Публикация «Цикл занятий „Край любимый, край родной“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Для воспитания чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края (Иркутской области, толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих на территории региона предназначен цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста. Разработан в рамках деятельности педагогической площадки Института развития образования Иркутской области «Сибирский Родничок», защищен на методическом совете ДОУ от 18.10.2016г №1.
Цель цикла занятий – создание условий для формирования нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к региону, его природе, культуре на основе историко- национальных и природных особенностей родного края.
Задачи:
Образовательные: формировать знания об особенностях Иркутской области, городах, знаменитых людях; знакомить детей с историей родного края, показывая национальную дифференциацию, особенности Иркутской области, знаменитые места; экологическую культуру и ценности Иркутской области, этнокультурные традиции.
Развивающие: развивать любознательность, инициативность, познавательную мотивацию у детей; расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде.
Воспитательные: воспитывать чувство любви, гордости за свой регион, уважение к жителям Иркутской области; бережное отношение к достопримечательностям и природе; уважение к людям разных профессий, которые прославили Иркутскую область.
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, формы организации совместной взросло-детской деятельности спланированы по одной теме, и находят отражение в сюжетных и дидактических играх, ситуативных разговорах и речевых ситуациях, экскурсиях, решении проблемных ситуаций, коллекционировании, проектной деятельности, лепке, рисовании, моделировании правил поведения, совместной трудовой деятельности взрослых и детей.
Методы и формы работы с детьми
Наглядные:
рассматривание иллюстраций по сказкам озера Байкал; Омулевая бочка;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов быта, игрушек, музыкальных инструментов, русской национальной одежды народов Иркутской области;
просмотр презентаций;
Словесные:
беседы, рассказы, чтение произведений «Сказки озера Байкал»;
разучивание пословиц и поговорок, прослушивание музыкальных произведений);
заучивание малых фольклорных форм;
отгадывание загадок;
ситуативные разговоры и речевые ситуации;
составление описательных рассказов о городе, о животных.
Практические:
•целевые прогулки и экскурсии;
•моделирование элементов национальных костюмов;
•игровые упражнения, дидактические игры, подвижные игры;
•разучивание народных игр, танцев.
•изготовление продуктов детского творчества.
Содержание мероприятий
Цикл занятий состоит из трех блоков:
1 блок «Природа Иркутской области».
2 блок «Население Иркутской области».
3 блок «Достопримечательности Иркутской области».
1 блок «Природа Иркутской области».
Тематика занятий :
- «Растения».
Программное содержание: познакомить с растениями Иркутской области (ель, кедр, сибирская сосна, березы, ландыши, венерин башмачок, купальница); способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.
- «Животные».
Программное содержание: познакомить с животными Иркутской области (медведь, соболь, бобер, кедровка, дятел); способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.
- «Озеро Байкал».
Программное содержание: познакомить с озером Байкал и его обитателями; воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю, животный и растительный мир Байкала; уметь находить Байкал на карте Иркутской областию.
2 блок «Население Иркутской области».
Тематика занятий :
- «Народы Иркутской области: русские, буряты, эвенки».
Программное содержание: создать условия для закрепления знаний о коренных жителях Иркутской области (бурятах, эвенках, русских); добиться уточнения знаний о быте, культуре и традициях; пробудить чувства уважения к людям различной национальности, бережное, заботливое отношение к природе родного края; познакомить с народными играми, танцами.
- «Народы Иркутской области: украинцы, чуваши, татары».
Программное содержание: создать условия для закрепления знаний о приезжих жителях Иркутской области (украинцы, чуваши, татары); добиться уточнения знаний о быте, культуре и традициях; пробудить чувства уважения к людям различной национальности, бережное, заботливое отношение к природе родного края, познакомить с народными играми, танцами.
3 блок «Достопримечательности Иркутской области».
Тематика занятий :
- «Символика».
Программное содержание: знакомить с символами (герб, флаг) региона, областного центра (Иркутска, города Зима; уметь изображать элементы в рисунках, аппликации; воспитывать гражданскую позицию, чувство паитриотизма.
- «Города Иркутской области».
Программное содержание: создать условия для ознакомления детей с родным регионом – Иркутской областью, знакомить с городами Саянск, Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тайшет, Бодайбо, Слюдянка; их достопримечательностями, полезными ископаемыми, знаменитыми людьми области (Евтушенко, Вампилов, Распутин, Подобедова).
- «Город Зима – моя малая Родина».
Программное содержание: учить находить свой город на карте Иркутской области; знать главные улицы города, район, в котором проживают дети; достопримечательности малой родины; воспитывать чувство восхищения, любви к родному городу, патриотизма.
- «Достопримечательности Иркутской области».
Программное содержание: знакомить с достопримечательностями, красивыми местами области (музеи, театры, памятниками); обучать навыкам рассказыванию о достопримечательностях.
Методическая разработка прошла апробацию с детьми подготовительной группы №6 МБДОУ «Детский сад № 212» в 2016-2017 учебном году.
Результативность: в ходе реализации цикла занятий в течение учебного года дети получили знания об особенностях родного региона, достопримечательностях, городах, символике, природе животного и растительного мира; знают имена тех, кто прославил область и родной город Зима; знают традиционные игры коренных народов; отражают свои впечатления в продуктивной деятельности; проявляют чувства любви, гордости, восхищения своим регионам.
Предлагаю использовать данное мероприятие в дошкольных учреждениях с детьми старшего возраста.
Список литературы
1. Байкал – жемчужина Сибири: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011 г. -164 с
2. Герасимова З., Козачек Н., Воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – C. 47-52.
3. Зима. Город, который нам дорог. – Красноярск : Сибирские промыслы, 2013. – 208 с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2008.
5. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми // Мир детства. – 2001. – № 4. – с. 39.
6. Тофалары. Культура. Традиции. Обычаи. Сост. Шульгина Е. И., Иркутская областная детская библиотека им. М. Сергеева, 2010 г. – 51 с.
7. Эвенки. Культура. Традиции. Обычаи. Сост. Шульгина Е. И., Иркутская областная детская библиотека им. М. Сергеева, 2010 г. – 51 с.