Зульфия Хайрова
Конспект занятия «Край родной, навек любимый…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Край родной, навек любимый…»
Цель: Расширять знания детей о Мордовском крае.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о природе родного края, водных ресурсах, охраняемых видах животных. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивающие: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия „Край родной, навек любимый…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю; вызвать у детей чувство гордости за свою страну.
Материалы и оборудование. Картинки с перелетными и зимующими птицами для д/игры, фланелеграф, мяч для д/игры, интерактивная доска, проектор для показа слайдов с картинками животных, птиц, рыб Мордовского края.
Ход занятия.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У нас сегодня будет интересное занятие. Мы продолжим разговор о нашей Родине.
- Что мы называем Родиной?
Дети: Родина – это место, где мы родились и живем.
Воспитатель: - А как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина называется Мордовия.
Воспитатель: Много стихов сочинили поэты о нашем Мордовском крае. Сейчас я попрошу ребят, прочесть нам стихотворение.
Ваня: Ты мое наследие,
гордость ты моя!
Ты моя Республика,
Мордовия моя!
В почете и во славе,
рождена была!
Ты моя Мордовия,
Республика моя!
Вероника: Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Катя: Народы Мордовии – эрзя и мокша
Татары и русские – все мы семья.
Восходит заря над Сурою и Мокшей,
И греет нам души родная земля.
Воспитатель. А какая она, наша Мордовия?
Дети. Большая, любимая, красивая, сильная.
Воспитатель: - Не только много стихов написано о родном крае, но и много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Закончите пословицы.
В родном краю жизнь как (в раю).
Человек без родины, что птица без (гнезда).
Человек без родины, что соловей без (песни).
Родина краше солнца, дороже (золота).
Где кто родится, там и (пригодится).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А давайте мы с вами совершим путешествие по нашей Мордовии, полюбуемся красотами мордовских полей, лесов, озер и рек.
Один, два, три, четыре, пять
Начал наш ковер взлетать
Над лесами, над полями,
Над высокими горами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Впрямь и мигом приземлимся.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу. Как здесь красиво и чисто.
- Чем богата наша Мордовская земля?
Дети: Мордовская земля богата лесами, где растут деревья самых разных пород.
Воспитатель: - А какие деревья растут у нас, мы узнаем, отгадав загадки.
1) Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березы).
2) То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь).
3) Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб).
4) Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель).
5) Она всегда вдоль рек растёт.
О ней все много песен знают.
За то, что клонит ветви вниз
Её плакучей называют. (Ива).
6) Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина).
7) Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).
Воспитатель: Разнообразен и животный мир Мордовии.
- Какие животные обитают в мордовских лесах (лисы, волки, зайцы, ежи, кабаны).
- Какие птицы обитают на территории РМ. (Голуби, воробьи, снегири, синички, вороны, дятлы).
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в д/игру «Зимующие и перелетные птицы».
Воспитатель: - Ребята, мы можем ходить в мордовские леса, собирать грибы, ягоды, любоваться природой, а в какое место нельзя заходить ни одному человеку и которая охраняется государством?
Дети: - Это заповедник.
Воспитатель: - Какие заповедники находятся на территории Мордовии?
Дети: Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича в Темниковском районе и Национальный парк «Смольный» на территории Ичалковского и Большеигнатовского районов.
Воспитатель: - А зачем нам нужен заповедник?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какие животные РМ занесены в Красную книгу? (зубр, благородный олень, косуля, рысь).
Воспитатель: - Почему эти животные занесены в Красную книгу?
Воспитатель: - Как вы думаете, какой вывод из выше сказанного мы можем сделать. Как нужно относиться к природе?
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте обратим внимание на карту Мордовии и посмотрим каким цветом изображены реки и озера.
- Назовите реки, которые протекают по территории нашей Республики?
Дети: - Инсар, Мокша, Сура, Алатырь, Саранка.
Воспитатель: - Какая река в Мордовии самая большая?
Дети: - Мокша.
Воспитатель: - А какие рыбы водятся в наших водоемах?
Дети: Караси, лещи, уклейки, часто встречаются вьюны, окуни, судаки, ерши.
Д/игра «Что лишнее?»
Карась, щука, утка, окунь.
Сом, форель, лещ, уж.
Сова, акула, голубь, ласточка.
Журавль, ворона, снегирь, синица.
Медведь, лиса, собака, волк.
Заяц, белка, кабан, дятел.
Д/игра «Воздух, вода, земля».
Физкультминутка.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по мордовскому краю?
- Что вы узнали нового?
- Что вам больше понравилось?
- Нужно ли беречь природу?
- А зачем нужно ее беречь?
- Мордовия – это наша Родина, это уголок, который нам всем особенно близок и дорог. Она богата лесами, полями, реками, озерами, животными, птицами. И мы должны любить и беречь свою Родину.