Татьяна Уварова
Занятие исторического кружка для детей 6–7 лет «О чем рассказал мальчик Таита, или Путешествие в Древний Египет»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие исторического кружка.
Для детей 6-7 лет.
Тема: «О чем рассказал мальчик Таита, или путешествие в Древний Египет»
Цель: познакомить ребят с одной из древнейших цивилизаций человечества - Древним Египтом.
Задачи:
- дать представление о жизни и занятиях древних египтян, показать эту удивительную страну глазами мальчика Таиты, жившего 5000 лет назад;
- формировать представление о человеке, как единой части природы;
Темочки:
-развивать познавательную активность, любознательность память;
- прививать любовь к истории, воспитывать желание изучать что-то новое, неизведанное.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в новое путешествие по нашей реке времени. А помогать нам будет наша модель-схема. Давайте посмотрим на нее.
Ой, что случилось? Ребята, беда! Картинки на нашей ленте времени рассыпались, все перемешались… Давайте расставим их по местам. Мы с вами договорились, что отсчет мы ведем от Рождества Христова вправо и влево. Вот наш любимый император Циньшихуанди он расположился крайний слева. Вот наш предок русский богатырь и дата 988 год-основание Древне Русского государства, мы поставим сюда на ленту времени. А вот портрет Юрия Долгорукого и 1147 год- год основания Москвы. А эта дата 2024 год –наступивший Новый год. Он будет пока завершать нашу ленту времени. А эт, кто из вас помнит, чей потрет? Да это Минин и Пожарский - мы с вами совсем недавно отмечали День Народного Единства.
Дети расставляют картинки на Ленте времени.
Воспитатель:
Смотрите, ребята, вот появилась новая картинка!
Кто знает, что на ней изображено?
Ребенок:
Это же пирамида!
Воспитатель:
Правильно. Это знаменитая пирамида Хеопса. Давайте найдем ей место на ленте времени. Она займет самое первое место на нашей «реке времени». Потому, что Древний Египет одна из самых ранних цивилизаций нашей планеты. Ей уже больше 5000 лет.
Находят место на Ленте времени.
Воспитатель:
Смотрите, дети, к нам пришел гость! Давайте я вас с ним познакомлю. Этого мальчика зовут Таита. Ему, как и вам 6 лет. Он станет проводником в нашем путешествии. Таита расскажет нам много интересных фактов и подробностей из жизни фараонов, их подданных, как жили детки, ваши ровесники, в какие игры играли, как учились, как одевались, в каких домах жили, чем питались, чем увлекались и о чем они мечтали!
Таита принес нам карту-схему, по которой мы будем передвигаться.
Воспитатель:
Первый пункт на схеме - ДОМ.
Таита приглашает нас к себе в гости. Это дом, в котором он родился и вырос. Давайте рассмотрим его. Он имеет форму куба или параллелепипеда. Построен он из смеси земли, воды и глины. Сложен из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. Это домик маленький с белыми стенами и плоской крышей. Таита приглашает нас зайти внутрь. Здесь располагается гостиная и две маленькие комнаты, где спят и едят. Мебели в доме мало. Вокруг низкого стола стоят деревянные сиденья, по углам расставлены ящики плетеные из тростника – в них мама Таиты хранит одежду. Смотрите, а это кровать нашего друга, она тоже плетеная. Когда Таита ложится спать, он кладет голову не на подушку, как мы, а на специальную деревянную подставку. Как вы думаете, ребята, это удобно?
Дети: нет.
Воспитатель:
А вот дома богатых египтян выглядят совсем по-другому. Смотрите помещения с высокими потолками, с расписанными рисунками стенами. Они предназначены для приема гостей. В таком доме несколько уровней, этажей. Вокруг дома красивый сад с деревьями и цветами, есть бассейны для полива.
Наш друг приглашает нас к столу. Смотрите, здесь есть пшеничные лепешки и пиво – это основные продукты, которые едят простые египтяне. Из вкусного: финики и виноград. Таита еще маленький, поэтому ему еще не приходится работать, как его маме и папе. В свободное время он любит ловить рыбу на берегах реки Нил. Весь свой улов он приносит домой.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель: Идем по схеме дальше. Что здесь нарисовано? (ответы детей)
Да, это одежда. Давайте рассмотрим, во что одет наш друг. Вы знаете, как она называется?
Дети: нет.
Воспитатель:
На мальчике надета набедренная повязка, а у мамы длинное льняное платье. В Египте очень жарко, поэтому Таита носит светлую одежду из тонкой ткани, которую женщины сами ткут на вертикальных станках. Прическа у нашего друга, такая же, как и у все ребят, его сверстников. Часть головы выбрита, а оставшиеся волосы собраны в хвост. Обычно египтяне ходят босиком, но по праздникам одевают сандалии, сплетенные из папируса.
Мама Таиты, как и все женщины Египта, ярко красится, да и мужчины иногда наносят легкий макияж. Глаза и губы - яркими красками, а волосы – хной.
Скажите, в этом они похожи на наших мам?
Дети: да.
Воспитатель:
Во время праздников египтяне надевают парики и красивые наряды. Самые пышные одеяния носят знатные дамы, чтобы показать свое богатство и могущество. Вот смотрите знаменитый бюст царицы Нефертити.
Идем дальше по нашей карте-схеме.
Куда дальше поведет нас Таита? Смотрите, ребята, он показывает нам свои игрушки.
Это – юла, а это кукла, а это шарики, а вот лошадка на колесиках. А вот настольная игра. Таита говорит, что она называется сенет. На какую современную игру она похожа? (ответы детей) Правильно на наши шашки. Игроки двигают фишки по доске, расчерченной на тринадцать клеток. Перед каждым ходом игроки бросают плоские палочки, которые используют как игральные кости.
Смотрите, а вот другая игра здесь надо передвигать фишки-палочки с фигурками собак и шакалов, вставляя их в отверстия на доске.
А еще маленькие египтяне, как и вы, любят бегать и прыгать. Они играют в подвижную игру, похожую на футбол. Перебрасывают мяч друг другу.
Воспитатель: Дальше на нашей схеме нарисована школа. Таита, как и вы, будущий первоклассник и скоро пойдет в первый класс.
Школы в Египте открыты при храмах. Очень немногие ребята могут позволить себе ходить в школу. Учиться могут только мальчики, а девочки нет. Ученики приходят на занятия очень рано, строгие учителя требуют, чтобы они без ошибок переписывали длинные тексты. Пишут они на деревянных табличках тонкими кисточками. Хранят их в деревянном футляре, там же лежат и красные и черные чернила.
Знаете, что мне сказал Таита? Он мечтает стать писцом. Это очень уважаемая в Древнем Египте профессия. Он будет записывать все, что происходит в царстве. Давайте рассмотрим иероглифы и сами попробуем их нарисовать.
Дети рисуют значки обозначающие: солнце, ногу, птицу…. Таита объясняет их значение.
Воспитатель:
А вот мы с вами и дошли на схеме до пирамид.
Помните, на нашей ленте времени появилась новая картинка?
Конечно, о Египетских пирамидах знают все. И, конечно же, мумии, сколько мультиков и фильмов снято на эту тему!
Пирамиды представляют собой огромные гробницы. Их строили как вечные пристанища мумий фараонов. Постройка самой большой пирамиды Хеопса длилась 20 лет и строило ее тысячи египтян. Таита рассказал мне, что на его родине верят в существование загробного мира. Поэтому тела умерших бальзамируют, чтобы они лучше сохранились для новой жизни. Для этого тело кладут в соляной раствор и оставляют на 40 дней. Потом тело очищают, покрывают благовониями и обматывают полосками льняной ткани. Затем мумию укладывают в саркофаг. Между полосками ткани кладут амулеты, которые будут защищать умершего. Таита показывает нам каноп – это сосуд, который используют при погребении.
В мультфильмах нам с вами часто показывают ходящие мумии. На самом деле так не бывает. Я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Я видела в музее настоящую мумию. Это очень интересно.
Воспитатель:
Вот мы с вами и дошли до конца нашей схемы. Таита прощается с нами. Хотя он мог бы еще много рассказать и про скарабеев, про кошек – их египтяне считают священными животными. Смотрите, он нам оставил интересную книгу и просил рассказать вам на заседании исторического кружка о самом известном фараоне Египта Тутанхамоне.
Эту просьбу я обязательно исполню.