Ида Башлыкова
Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Древний Египет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Данная работа является теоретическим исследованием. Его значение заключается в распространении более обширной информации на тему Древнего Египта. Известно, что эта тема пользуется большим интересом, особенно у подрастающего поколения, в связи с загадками, тайнами и всевозможными необъяснимыми фактами, которыми окружен Египет.
Цель проекта:
Формирование представления о человеке, как о части живой природы.
Задачи проекта:
Публикация «Конспект итогового занятия по проектной деятельности „Древний Египет“» размещена в разделах
- Древний Египет для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
1. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере борьбы с пустыней, первых землевладельцев и разливов Нила, первых календарных сезонных работ);
2. Развивать познавательный интерес к новому;
3. Развивать речь, расширять словарный запас (фараон, мумия, египтянин, сфинкс, долина реки континент и др.).
4. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям другого народа.
Вид проекта: групповой, естественно - научный, краткосрочный.
Участники: дети, педагог, родители.
Возраст детей: 6-7 (8) лет.
Сроки реализации: один месяц
Оснащение: проектор, экран, фотоаппарат, научно-художественная литература, энциклопедии, различные виды конструктора, пластилин, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы.
Предполагаемый результат:
1. Побуждение интереса дошкольников к истории, культуре других стран на примере Египта;
2. Расширение кругозора воспитанников о Древнем Египте;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Подготовительный этап.
Моделирование данной ситуации.
План осуществления проекта:
Направление развития. Виды детской деятельности.
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие:
Беседа: «Страны и континенты»
Беседа: «Река Нил»
Беседа: «Животный мир Африки»
Дидактические игры:
«Расшифруй иероглифы»
«Собери картинку верблюда»
«Найди тень животного»
Настольные игры:
«Пирамиды Древнего Египта», «Цепочка», «Мемо- Египет»
Сюжетно-ролевые игры: «Мы - археологи»
Самостоятельные сюжетные игры: «Торговый путь через пустыни Египта»
Познавательное развитие:
НОД: «Древний Египет»
Презентация: «Части света», «Что такое папирус?»
Просмотр мультфильма из серии занимательные уроки Р. Саакаянца. «Всемирная история. Древний Египет».
Опытно - экспериментальная деятельность:
Опыт: «Папирус»
Опыт: «Солнечные часы Древнего Египта»
Речевое развитие:
Чтение «Сказки и мифы Древнего Египта», «Древний Египет. Истории в комиксасх»
Составление описательного рассказа: «Любимое животное - кошка»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Корабль пустыни», «Маска Клеопатры», «Ожерелье для фараона»
Графический диктант: «Фараон»
Лепка: «Верблюд»
Конструирование из конструктора «Пирамиды», «Верблюд»
Физическое развитие:
«Жук - скарабей», «Караван в пустыне»
Взаимодействие с родителями:
Буклет для родителей: «Древний Египет»
Доклады: «Наше путешествие в Египет…» (родители - дети)
Заключительный этап:
Выставка детского творчества «Жизнь Древнего Египта» (родители - дети)
Создание макета «Долина Фараонов», «Африка. Река Нил» (родители - дети)
Пополнение предметно-развивающей среды
Презентация проекта «Древний Египет»
Итоговое мероприятие: «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
Слайд 3
(Жак Паганель сидит в кресле и читает газету. В комнату входит капитан Джон Манглс)
1. - Добрый день, коллега! Вот и снова мы с вами встретились, как я и обещал.
- Куда же мы отправимся на этот раз?
Слайд 4 (карта)
2. - У меня отличная идея! Я могу предложить вам путешествие по Средиземному морю. Моя шхуна держит курс на Древний Египет.
(Звучит музыка. Джон Манглс и Жак Паганель заходят на корабль. В руках бинокли. Оба всматриваются в даль).
Слайд 5
1. - Отлично! А знаете ли вы, что дельта Нила – это место, где впадает река в Средиземное море.
Слайд 6
Каждый год с июня по сентябрь месяц – река выступает из своих берегов. Это время называется АХЕТ.
Слайд 6 (1)
2. - А ПЕРЕТ – это время, когда наводнение отступает и можно вспахивать землю для посева семян. Это время длится с октября месяца по февраль.
Слайд 6 (2)
1. - ШИМУ – время сбора урожая. Оно длится с марта по май месяц.
- К стати, благодаря половодью почва пропитывается питательными веществами и становится пригодной для сельского хозяйства.
Слайд 7 (1-4)
2. - Посмотрите, какое растение растет по берегам реки. Могу представить себе, как эти растения покрывали земли Древнего Египта.
1. - Это папирус, тростник. Древние Египтяне изготавливали бумагу из папируса с 4.000 лет до н. э. папирус может вырастать до 5 метров в высоту. Из этого тростника даже изготавливали лодки, корзины и сандалии.
Слайд 8
2. - А это, что за сооружение? Чем – то напоминает солнечные часы…
1. - Все дело в том, что это действительно солнечные часы. Календарный год состоял из трех сезонов и из 12 месяцев. В каждом месяце – 3 недели. В неделе – 10 дней. Древние египтяне, чтобы определить время, использовали солнечные часы.
(звучит музыка из кинофильма «Дети Капитана Гранта», Жак Паганель и капитан Джон Манглс сходят с корабля на сушу).
Слайд 9
1. - Посмотрите, мы в долине царей.
2. - Ноя не вижу ни одного царя! Где же они?
1. -Цари находятся внутри этих пещер. Их захоронили там для перехода в загробную жизнь.
2. - Какая досада. Мне хотелось увидеть царя…
Слайд 10 (1-2)
- Я читал, что люди, управляющие Древним Египтом назывались фараонами. Когда фараоны умирали, их хоронили в секретных гробницах вместе с имуществом, которое могло им понадобиться в загробной жизни. Фараонов хоронили и с золотом, драгоценностями, чтобы обеспечить достойную загробную жизнь.
- А я думал, что фараонов хоронят в пирамидах…
Слайд 11
1. - Сначала так и было, но давным – давно. Что такое пирамида? Это величественные постройки треугольной формы, которые строились из песчаника.
- Люди долгое время не могли догадаться, зачем древние египтяне строили пирамиды. Сначала думали, что они в них хотели спасти от всемирного потопа свои сокровища и книги. Потом предполагали, что пирамиды – это древние обсерватории для наблюдения за звездами.
Слайд 11 (1-2)
2. – Да, я читал! Ведь, никто не верил, что эти огромные сооружения всего лишь памятники – гробницы фараонов. И только в 19 в. ученые нашли десятки разных пирамид, занесенных песком, обнаружили и мумии фараонов. Правда, в могильных склепах до них успели побывать грабители, и от сокровищ, спрятанных в пирамидах во время похорон, ничего не осталось.
Слайд 12 (1-4)
1. - Чтобы уберечь содержимое пирамид, решили хоронить фараонов в Долине царей. Об этих гробницах никому не известно, потому, что люди, построившие их, живут в поселении неподалеку. Это поселение называется СЕТ-МААТ, что означает «место истины».
2. - Оказывается, что эта деревня является большим домом, в котором живут 100 людей. Все они трудятся в Долине царей. Здесь есть и каменщики, и плотники, художники. Некоторые люди работают у себя дома, а затем относят сделанные предметы в гробницы.
1. - А некоторые работники уходят в Долину, чтобы строить и украшать гробницы.
Слайд 13 (1)
1. - Исходя из известного от египетской мифологии, ученые сделали вывод, что египтяне верили в то, что фараоны ведут свою родословную от бога солнца Ра. Ведь фараон считался верховным покровителем, всех людей населяющих его землю. Вся земля в Египте также принадлежала фараону, как и жизни бедняков и знати, жрецов и воинов, которые должны были беспрекословно повиноваться любому его слову.
Слайд 14
2. – Паганель! Посмотрите! Какие огромные пирамиды…
- На первый взгляд, кажется, что пирамиды абсолютно одинаковы, однако на самом деле в Египте в разное время существовали различные виды.
1. Мастаба.
- Древнейшие цари были погребены в прямоугольных кирпичных сооружениях, называемых мастабами.
Слайд 15
2. - А это ступенчатые пирамиды.
- Однажды, Имхотеп, архитектор фараона Джосера, создал новый стиль в строительстве гробниц. Он построил каменную мастабу, увеличил её размеры и затем последовательно надстраивал ступень за ступенькой. Так возникла первая ступенчатая пирамида. Её ступени как-бы изображают символическую лестницу на небо, по которой царь поднимается к звёздам.
Слайд 16
1. - Храм-гробница.
- Фараон Ментухотеп 1 выстроил себе уникальный памятник, соединяющий храм и гробницу. Его приемники намеревались воздвигнуть такие же здания для себя, но никому из них не удалось довести начатое строительство до конца.
Слайд 17
2. – Это гладкостенные пирамиды.
- Возникновение культа бога солнца Ра повлияло и на внешний вид пирамид. Ступени уступили место прямым и ровным сторонам, которые представляли поток прямых и застывших солнечных лучей, в котором фараон может подняться на небо к своему отцу Ра.
1. - Сейчас египтологи спорят, как же рабочие ворочали эти многотонные каменные блоки, из которых сооружены пирамиды и храмы, строят версии, проводят эксперименты. Строительные методы пока не могут быть изучены сегодня до конца. Возникает много вопросов, на которые учёные не могут дать ответа.
2. – Пора возвращаться домой, уважаемый Паганель?
1. – Думаю, что пора!
Слайд 17 (1)
(Звучит музыка из фильма «Дети капитана Гранта». Жак Паганель и капитан Джон Манглс возвращаются в комнату ученного. На экране проецируется реализация проекта)
Слайд 28
Заключение:
- И все же, пирамиды остаются загадкой. Путешественники, побывавшие в Египте, обязательно приходят к пирамидам, так как найти более величественных сооружений практически не возможно.
Используемый материал:
https://bugaga.ru/interesting/1146746866-top-25-zahvatyvayuschie-fakty-o-egipetskih-piramidah.html
https://gallerix.ru/pedia/ancient-art--egyptian-pyramids-architecture/