Лариса Миловец
Занятие для старшего дошкольного возраста «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для старшего дошкольного возраста
«Я – человек!»
Цель: учить осознавать себя, как человека, чувствовать свой организм.
Задачи: Дать детям первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя. Формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду. Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела).
Публикация «Занятие для старшего дошкольного возраста „Я — человек“» размещена в разделах
Продолжать вырабатывать у детей привычку к здоровому образу жизни и бережному отношению к своему организму.
Воспитывать чувство гордости, что «Я – человек!».
Материал: стакан с водой, лист бумаги, карандаш. Катушки с привязанными к ним шерстяными нитками. Лук, чеснок, мыло, огурец, яблоко, лимон, апельсин. Хлеб, конфета, иллюстративный материал.
Ход занятия : Сюрпризный момент. Внести коробку, из которой на протяжении всего занятия необходимо доставать разные предметы
Беседа с детьми «Что вы знаете о человеке?» или «Кто такой человек?» (обратить внимание на схожесть и отличие человека с другими людьми).
Педагог начинает рассказ: Я – человек и похожа на всех людей, т. к. у меня, как у всех, есть руки, ноги, туловище и голова. У меня есть кисти рук, пальцы, на пальцах рук и ног – ногти. На голове – светло – русые короткие волосы, а у кого - то длинные и темные. Глаза у меня серо – голубые, а у кого – то зеленые, карие или серые. Люди бывают высокие и маленькие, худые и полные. Каждый человек похож на всех, и не похож.
Руки и ноги у меня сгибаются и это очень удобно. Подвижность и гибкость тела обеспечивают суставы – подвижные соединения костей, что позволяет человеку делать руками и ногами множество различных движений.
Провести с детьми игры – упражнения:
«Кто быстрей пробежит до стула на прямых ногах?» (пингвин).
«Возьми стакан со стола прямой рукой и, не сгибая руки выпей воду».
«Нарисуй картинку, вложив карандаш в пальцы ног».
У человека несколько суставов : плечевые, локтевые, лучезапястные, коленные, голеностопные, тазобедренные.
Давайте посмотрим, что у нас внутри. Потрогайте себя, друг друга. Что вы чувствуете? Человек мягкий или твердый? Даже в тех местах, где он кажется мягким, если хорошо нажать, можно почувствовать твердость – это кости. Внутри каждого человека более 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Зачем скелет человеку? Он помогает нам «держать» тело и внутренние органы (легкие, сердце). Скелет защищает их от ударов. Только благодаря скелету наше тело сохраняет форму. Кости человека очень прочные, но при резком ударе, неудачном прыжке, падении они могут сломаться. Рассмотреть вместе с детьми изображение на картинке скелета человека и мальчика сломавшего руку.
Для формирования крепких костей, необходимо употреблять полезную и богатую витаминами пищу (молочные продукты, море продукты). Необходимо с детских лет следить за осанкой, правильно сидеть и передвигаться. Неправильная осанка может привести к серьезным нарушениям внутренних органов человека, а также к искривлению позвоночника.
Ноги человека служат для него опорой и передвижением (провести игру – упражнение и физминутку).
Ножки, ножки, ножки
Бежали по дорожке.
Бежали по лужочкам,
Прыгали по кочкам.
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок – вот!
Физминутка.
В путь идем мы спозаранку, Перейти его нам надо.
Не забудьте про осанку, Пойдём по брёвн6ышку «гуськом»
Мы походим на носках И ноги в речку окунём,
А потом на пятках. А потом пройдём мы боком
Впереди овраг с преградой, И ещё разок с прискоком.
Руки человека выполняют множество различных движений. Держать, застёгивать, носить, писать, рисовать, стирать, готовить. Чтобы руки были ловкими, а движения с предметами точными и умелыми нам помогают пальчиковые гимнастики (провести с детьми пальчиковую гимнастику).
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять –
В домик спрятались опять.
Провести игру «Кто быстрее закрутит катушку с ниткой?»
Провести игру «Умеют ли руки разговаривать?» - педагог показывает движения руками, а дети отгадывают, что эти движения обозначают. «Тихо», «Поцелуй», «Привет», «Пока», «Не шали», «Отойди в сторону», «Давай быстрей», «Болят зубы», «Болит голова» и др.).
Голова человека соединяется с туловищем при помощи шеи, которая обеспечивает ей подвижность. Провести с детьми гимнастику для шей «Пень». На болоте стоит пень
Шевелиться ему лень
Шея не ворочается
А повернуться хочется!
На голове у человека есть помощники : глаза, уши, нос и рот. Глаза помогают нам узнавать то, что нас окружает. Уши слышат речь людей, распознают звуки дождя, ветра, шелест листвы, пение птиц. Нос может уловить запах духов, аромат хлеба, дым костра. Поэтому, мы с вами должны любить своих помощников и оберегать их от грязи, болезней и полученных травм.
Глаза – орган зрения человека, которые нуждаются в бережном отношении, при использовании в работе острых предметов, бытовой химии, при чтении книг и работе за столом. Провести с детьми словесную игру «Что могут делать глаза?» Глаза могут закрываться, открываться, моргать и подмигивать. Также могут смотреть, читать, хлопать, болеть, уставать и плакать.
Нос – орган обоняния человека, с помощью носа мы можем различать запахи, а самое главное дышать. Провести игру «Узнай по запаху». Предложить детям закрытыми глазами узнать по запаху лук, чеснок, огурец, мыло и помидор. Также предложить им определить по запаху фрукты: яблоко, лимон, апельсин.
Уши – орган слуха человека. Уши необходимо беречь от громкой музыки, крика. Не вставлять в уши посторонние предметы. Необходимо носить головной убор в холодное время года. Провести игру «Что вы слышите?» Педагог за ширмой выполняет разные действия (рвет бумагу, чиркает карандашом, листает книгу, гремит погремушкой, а дети пытаются определить на слух.
Рот – включает в себя губы, ротовую полость, зубы и язык. За всеми этими органами необходимо ухаживать: чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером, полоскать рот после еды, смазывать в холодное время губы гигиенической помадой, чтобы не трескались. Провести с детьми игру «Узнай на вкус». Педагог предлагает узнать по вкусу лук, хлеб, огурец, конфету и т. д.
В конце занятия педагог обращает внимание детей на то, что предметы в коробке закончились. Но рассказывать о человеке можно очень много и долго, а это будет на следующих занятиях.
Литература
1. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия [Текст] / Л. Е. Воробьева. – М. : Просвещение, 1992. – 256 с.
2. Школьник, Ю. К. Человек. Полная энциклопедия [Текст] / Ю. К. Школьник. – М. : Изд-во Эксмо, 2004. – 256 с.