ирина храмова
Занятие-диалог по развитию речи «Умники и умницы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
- Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
- Развивающие :
- Формировать представление о фантазии.
- Развивать образное представление, эмоциональную сферу детей.
Публикация «Занятие-диалог по развитию речи „Умники и умницы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Развивать фонетический слух.
-Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль.
- Воспитывать у детей отзывчивость и интерес к родному языку.
Методические приемы: игровой момент, словесные игры, вопрос-ответ, уточнение, поощрение, оценка результатов.
Предварительная работа: словесные игры с детьми «Скажи наоборот», «Исправь ошибку», «Дополни предложение», «Какой звук повторяется в словах», «Скажи ласково», «Назови одним словом»; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики к занятию.
Материалы и оборудование: цветные карточки с заданиями.
Ход ООД
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Оно у нас пройдет в форме диалога. Поиграем с вами в игру, которая называется «Умники и умницы».
Для игры необходимо разделиться на две команды и выбрать капитанов команд. С правой стороны – команда 1, капитан – Артем. С левой стороны – команда 2, капитан – Владик.
Посмотрите, на столе разложены разноцветные карточки с заданиями. Сначала задание выполняет команда 1, затем команда 2. За правильное выполнение задания капитаны команд получают фишку. В конце игры мы с вами сосчитаем количество фишек команды 1 и команды 2. Команда победителя – набравшая большее количество фишек, получит медаль «Самый - умный».
Разминка:
1. Сколько дней в недели? Семь
2. Какой сегодня день, если вчера была среда? Четверг
3. А какой по счёту четверг? Четвёртый
4. А среда? Третий
5. Сколько времён года? Четыре
6. Какое сейчас время года? Весна
7. За каким временем года идёт весна? За зимой
8. Ка называется домик для листочка? Почка
Задание 1. – Какой звук повторяется в словах?
К. 1 - рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость. - Р.
К. 2 - липа, лед, лист, олень, леска, телега, поляна. – Л.
Задание 2. – Скажи наоборот.
К. 1 – большой - маленький, легкий - тяжелый, идет - стоит, сильный - слабый, открыть - закрыть, пришел - ушел.
К. 2 – грустный - веселый, громко - тихо, длинный - короткий, чистый - грязный, узкий - широкий, жарко - холодно.
Задание 3. – Назови, одним словом.
К. 1 – береза, липа, рябина, тополь, ель. Деревья.
К. 2 - кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка. Головной убор.
К. 1 - март, январь, июнь, сентябрь. Месяца.
К. 2 - весна, осень, зима, лето. Времена года.
К. 1 – диван, стол, шкаф, стул, кровать. Мебель.
К. 2 – бабочка, комар, шмель, паук, муха. Насекомые.
Задание 4. – Назови ласково.
К. 1 – солнце, лук, цветок, зонт, барсук, шапка.
К. 2 – ручей, жук, книга, листок, кот, туча.
Задание 5. – Исправь ошибку.
К. 1 – Коза принесла корм девочке. – Девочка принесла корм козе.
К. 2 – Мяч играет с Дашей. – Даша играет с мячом.
К. 1 – Дорога идет по машине. - Машина едет по дороге.
К. 2 – Саша разбил стеклом мяч. - Саша разбил стекло мячом.
К. 1 – Мама несет сумку в капусте. - Мама несет капусту в сумке.
К. 2 – Картинка рисует Олю фломастером. - Оля рисует картинку фломастером.
Задание 6. –Игра «Продолжи предложение, найди причину».
К. 1 - Весной птицы строят гнезда, потому что…
К. 2 - Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…
К. 1 - Дятла можно назвать лесным доктором, потому что…
К. 2 - Все люди любят слушать соловья, потому что…
Физкультминутка «Деревья».
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.
Задание 7. Это задание для капитанов. Игра «Какое слово спрятано?»
Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с вами, ребята, проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим.
1 команда: КИ - НО
2 команда: ШИ – НА.
Задание 8. «Угадай сказку».
К. 1 - «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка
К. 2 – «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич
Задание 9. «Что лишнее?»
Воспитатель: Я буду называть несколько слов, а вам на слух нужно определить лишнее слово и объяснить почему.
К. 1 - Март, май, тарелка, сентябрь.
К. 2 - Кастрюля, сковорода, яблоко, чайник
К. 1 - Ромашка, тюльпан, самолет, ландыш.
К. 2 - Кактус, дуб, береза, осина.
К. 1 - Четверг, январь, суббота, понедельник.
К. 2 - Вишня, клубника, арбуз, банан.
Воспитатель: молодцы, справились с заданием.
Наша игра «Умники и умницы» подошла к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. (Капитаны команд вместе с воспитателем считают количество фишек. Победители награждаются медалями «Самый-умный»)