Приложение МААМ

Конспект занимательного урока по русскому языку в 4 классе «Как появились фамилии на Руси»

Куроцапова Надежда Николаевна
Конспект занимательного урока по русскому языку в 4 классе «Как появились фамилии на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шаховская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Как появились фамилии на Руси»

Занимательный урок по русскому языку

в 4а классе.

Провела:

Куроцапова Надежда Николаевна

(учитель начальных классов)

05.02.2020г.

Как появились фамилии на Руси.

Публикация «Конспект занимательного урока по русскому языку в 4 классе „Как появились фамилии на Руси“» размещена в разделах

Цель – повышение уровня воспитанности младших школьников через историю происхождения и значения фамилии каждого человека, приобщение к культурным традициям; пробудить интерес к поисковой работе, к осознанию своего места в мире людей, формировать высокие духовные чувства детей.

Образовательная цель - формирование у обучающихся умения строить интересные устные высказывания, развивать и совершенствовать речь.

Практическая цель – приобретение младшими школьниками навыков выполнения творческих видов деятельности, бесценного опыта общения друг с другом, учителем, развитие умения самостоятельно работать.

Воспитательная цель – воспитывать познавательный интерес детей, творчески активную личность, способную принимать самостоятельные решения.

Задачи:

Просветительская – расширить круг знаний учащихся, познакомить с историей возникновения фамилий, углубить интерес к истории и традициям собственной семьи.

Ориентирующая – выработка у детей системы ценностей: приоритет семьи в современном обществе, культурных и духовных ценностей. Корректирующая – выработка у младших подростков в процессе подготовки и проведения классного часа практического опыта.

Формирующая – формирование у детей потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, строить отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

Форма проведения: час общения.

Воспитательные технологии:

1. Технология совместного творческого воспитания; её основная цель – развитие общественного сознания личности.

2. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания; её основные цели - осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа; внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу; внутреннее сравнение «Я – позиции» и общественно значимой нормы; рефлексия всего события; обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами.

Оборудование: запись на доске эпиграфа: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…», компьютер, карточки с заданиями, памятки - советы для изучения родословной, альбомные листы, цветные карандаши, выставка книг, сочинения «Наша фамилия».

Подготовительная работа:

Подбирается аудиозапись.

Подбор литературы.

Готовятся карточки с заданиями.

Выполнение творческих заданий с родителями: «Семейный герб», «Генеалогическое древо моей семьи», сочинения «Наша фамилия».

Готовятся памятки.

План мероприятия:

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

2. Определение темы и цели занятия.

3. Рассказ учителя «Из истории возникновения фамилий».

4. Работа в группах.

5. Решение проблемной ситуации.

6. Рефлексия.

Ход мероприятия:

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

На доске слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

А. С. Пушкин

2. Определение темы и цели занятия.

- В народе говорят, что самый сладкий звук для человека – звучание его имени.

- А что чаще всего мы коверкаем у своих одноклассников? (Фамилию.)

- Попробуйте определить тему нашего классного часа. (Тема, цель.)

3. Рассказ учителя «Как появились фамилии на Руси»».

- Само слово «фамилия» вошло в русский язык относительно поздно. В русском языке мы иногда употребляем это слово с тем же значением: фамильные реликвии, фамильные драгоценности, фамильное серебро, т. е. издавна находившиеся во владении данной семьи. В выражении «не позорь нашу фамилию» подразумевается не только семья, но и семейное имя.

- Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в свидетельствах о рождении, паспортах. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для каждого из нас. В России только в XIX веке слово «фамилия» приобрело свое значение. С тех пор прошло много лет. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников и знакомых. Порой мы удивляемся, слыша фамилии своих знакомых, почему они такие? А ответить нам может наука антропонимика, которая дает возможность человеку узнать, о предке, который дал нам фамилию.

4. Работа в группах.

- У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время. Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии нередко отражали названия их вотчинных владений: Тверской, Вяземский, Коломенский. Несколько позже появляются фамилии дворян.

- Так как же появились российские фамилии?

- Фамилии могли :

* дать по имени отца (Иванов, Яковлев);

* напоминать о том, кто из предков, чем занимался (Гончаров, Овсянников);

* быть образованы от названия местности, откуда родом был один из предков (Москвитин, Мещеряков);

* напоминать о том, каким по счету в семье родился ребенок (Третьяков, Шестаков);

* быть связаны с животными (Сорокин, Зайцев).

- Разделимся на группы. Каждая группа должна придумать по 3 фамилии по заданной теме. (Дети вытягивают задания.)

- Как видите, ребята, плохих фамилий нет! Поэтому не нужно судить людей по их фамилиям, не нужно относиться к человеку с насмешкой только за то, что он носит, например, фамилию Индюков или Перебейнос.

- “Корни” – это жизнь предков, семейные традиции, память о славных делах предков, гордость за свою фамилию.

5. Решение проблемной ситуации.

- О чем мы сегодня говорим?

- Назовите свою фамилию.

- Как вы думаете, к какой группе подойдёт она? (Рассуждения детей.)

- А теперь прочитаем сочинения «Наша фамилия».

-А знаете ли вы историю своей семьи, свою родословную?

Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева означал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили 150-200 лет назад, а в виде ветвей (снизу доверху) изображали их детей, внуков, правнуков; то есть все поколения этой семьи от самых старших, до самых младших.

-А теперь постарайтесь заполнить таблицу своей родословной (по схеме).

Я сам

(фамилия, имя, отчество ребёнка)

Мама

(фамилия, имя, отчество) Папа

(фамилия, имя, отчество)

Бабушка (фамилия, имя, отчество) Дедушка (фамилия, имя, отчество) Бабушка (фамилия, имя, отчество) Дедушка (фамилия, имя, отчество)

Прабабушка Прадедушка Прабабушка Прадедушка Прабабушка Прадедушка Прабабушка Праде-

-У каждого из вас есть советы по составлению родословной. Воспользуйтесь ими.

Советы

начинающему

изучать

свою

родословную.

Совет первый.

С первого шага в изучении родословной постарайся понять всю важность и

серьезность данной работы. Запасись терпением, так как работа эта бесконечна.

Совет второй.

Заведи несколько папок для бумаг, куда ты будешь складывать копии писем, документов, заметки, фотографии. По возможности используй технические средства (фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон).

Совет третий.

При заполнении родословного древа старайся, чтобы каждая веточка была заполнена полностью, т. е. содержала фамилию, имя, отчество.

Совет четвертый.

Ты, наверное, часто сожалеешь, что кто-то из твоих предков не оставил после себя записок, воспоминаний. Чтобы через десятилетия не огорчить своих внуков, немедленно начинай вести дневник. О чём? О самом важном в твоей жизни, обо всём, что тебя волнует. Пиши только правду, даже если она тебе неприятна.

Совет пятый.

Помимо документов, фотографий многое из истории рода может рассказать фамилия. Изучи происхождение своей фамилии.

Совет шестой.

В скором времени ты убедишься, что история твоего рода сродни истории

нашего Отечества. Более того, знание истории страны поможет тебе в поисках фактов из истории твоей семьи. Постарайся побывать в районном музее, на родине твоих родственников, полистай подшивку старых газет в библиотеке. Найди информацию о своих родителях, бабушках и дедушках, прадедушках и прабабушках.

Совет седьмой.

Собирай все, что сможешь найти о своем роде, не деля на важное и неважное. Это ты сможешь определить только через несколько лет. Не бросай эту важную работу, и тогда родовое древо вашей семьи будет вечнозеленым с мощными корнями и пышной кроной.

- Фамилия = семья (слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья»). Значит, каждый, кто говорит о своей семье, говорит о своей фамилии. А это говорит о том, что каждый дорожит и гордится своей фамилией так же, как своей семьей. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не только та семья, у которой было много материальных ценностей, но и та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда.

- Попробуйте нарисовать герб вашего рода.

6. Рефлексия.

- Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужую фамилию и уж никак не уродует ее нарочно. Наверное, не все понимают это. Иначе не звучали бы в нашей жизни прозвища.

- А ведь класс – это тоже своего рода семья. В Толковом словаре С. И. Ожегова увидим, что семья – это группа людей, живущих вместе. Пусть у нас разные фамилии, но большую часть времени мы проводим вместе в нашем доме – классе.

Фамилий, каких только нету:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьезных!

Фамилий немало есть вкусных.

Фамилий, каких только нету:

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Ведь это - моя фамилия,

Ведь это - моя реликвия.

Ведь это - моя семья,

Ведь это - истинный я!

- Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

- Ребята, не важно, какая у вас фамилия – красивая или не очень, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку».

- Спасибо вам!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занимательного урока по русскому языку в 4 классе «Как появились фамилии на Руси»
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 10:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занимательного урока по русскому языку в 4 классе «Как появились фамилии на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Куроцапова Надежда Николаевна (УИ 2072000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД