любовь балябо
Занимательные опыты и эксперименты с детьми ЗПР для активизации познавательного интереса
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Балябо Любовь Анатольевна, воспитатель МДОАУ № 9 «детского сада «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области».
Аннотация. В данной статье содержится практический опыт работы по исследовательской деятельности с детьми с ЗПР на два года. Применяя метод проблемного обучения, удалось реализовать задачу повышения познавательного интереса у детей с ЗПР.
Адресат. Материалы будут интересны воспитателям и коррекционным педагогам, при решении задачи повышения познавательного интереса у детей с ЗПР.
Публикация «Занимательные опыты и эксперименты с детьми ЗПР для активизации познавательного интереса» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Прежде чем провести любой эксперимент, я подготавливала необходимый материал, который как бы случайно обнаруживался детьми, заинтересовывал их. Если же дети оставляли его без внимания, я сама находила и вопросами пробуждала интерес. Скажу сразу – задача не из лёгких. Если ребёнка не заинтересовала тема эксперимента, он не будет в нем участвовать. Как правило, этих детей привлекает больше манипуляция с предметами, необходимыми для эксперимента. И поэтому в большинстве случаев, приготовленные материалы вызывали интерес детей и привлекали их участие в опытах больше, чем сам вопрос познания. Так, например, подкинутые мною цветные льдинки не вызвали интереса о том, как они здесь появились и каково их происхождение, хотя до этого им была прочитана сказка «Снежная королева». Зато они с интересом начали выкладывать узоры. Я предложила забрать их в группу и поиграть в тепле. Дети отказались и аргументировали тем, что в тепле льдинки растают. Перед очередной прогулкой я предложила им приготовить понравившиеся цветные льдинки и поиграть, но это не вызвало интереса и моя затея не осуществилась. Тогда я на следующий день внесла и поставила на стол предметы и материал для приготовления цветных льдинок. Необычный набор вызвал интерес, и мы с увлечением начали определять, что можно со всем этим сделать. Вода и краски – что можно сделать сними? Подумав, дети предложили окрасить воду. Потом решили её смешать – получился грязный некрасивый цвет, интерес стал угасать. Тогда я напомнила о цветных льдинках и далее, действуя по алгоритму, используя схемы подсказки мы с детьми провели этот опыт.
К сожалению низкий познавательный интерес не вызывает вопросов у детей с ЗПР. Их слабо волнуют природные явления и правила социальных отношений. Поэтому эти вопросы часто задаём детям мы, предлагая задуматься или проявить интерес. Как, например, можно сделать маленький гром или радугу. Поставленный иначе вопрос - «почему гремит гром и после дождя появляется радуга» часто не вызывает отклика в душе ребёнка и, поэтому исхожу из данности и сама привлекаю внимание детей к познанию мира.
Перечень экспериментов, вызвавших интерес детей.
Вода
.
Первый год обучения 5-6 лет жизни.
1. Изготовление цветных льдинок.
Цель: заинтересовать процессом превращения воды в лед, формировать устойчивый интерес, развивать наблюдательность.
Материал: стаканчики на каждого ребенка, краска, кисточки, формочки, веревочки.
В ходе опыта предлагаю подумать, что можно со всеми этими предметами предпринять.
2. Взаимодействие воды и снега.
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее тает снег, чем на воздухе. Если в воду положить снег или лед, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен, снег, тарелочки, совочки.
Взрослый утверждает, что может удержать в руках вот сколько (показать руками) воды и не пролить. Предлагает это сделать детям. Затем сам демонстрирует с комком снега. Дети оспаривают, что это не вода, а снег. Опускаем снег в теплую воду и наблюдаем таяние. Измеряем уровень воды. Делаем вывод: в теплой воде снег быстро растаял и стал водой. Значит снег – это твердая вода. Далее наблюдаем таяние в теплой и холодной воде. Рассматриваем осадки после снега. Раскладываем комки снега около батареи, на подоконнике, на столе, у двери. Почему разный период таяния? Вывод: температура воздуха различная.
Воздух.
1. Надувание прозрачного шара.
Цель: обнаружить воздух.
Материал: емкость с водой (таз, воронка, прозрачный шарик, банка, свеча.
Предлагаю детям оглянуться вокруг и поймать невидимку. Дети не понимают. Тогда предлагаю рассмотреть среду обитания рыб в аквариуме. Выясняем, что рыб окружает вода. Нас тоже что-то окружает. Но что? Попробуем обнаружить этого невидимку. Рассматриваем все предметы. Надеваем шарик на узкую часть воронки и не наклоняя медленно погружаем широкую часть воронки в таз с водой. Надувается шарик воздушный. Дети думают, что в нем вода. Тогда я осторожно наклоняю воронку, не вынимая из воды, шарик сух. Повторяю опыт еще раз, привожу пример с надувным воздушным шариком, добиваясь правильной версии. В подтверждение того, что воздух повсюду, провожу опыт с горящими свечами. Предупреждаю о мерах безопасности. Объясняю, что огонь горит, только если есть «пища» для него - воздух. Одну зажигаю в подсвечнике на столе, а другую горящую ставлю под банку. Выясняем, почему последняя свеча быстро потухла не догорев. В нашей комнате много воздуха, а в банке мало, он там кончился и свеча потухла. Воздух невидим, прозрачен, но он есть. Рыбы живут в водном океане, а мы в воздушном океане.
2. Может ли растение дышать?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин, лупа.
Дышат ли растения так же, как мы? Дети выдвигают версии. Мы определяем, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух поступает внутрь и выходит наружу. Вдыхаем и выдыхаем через трубочку. Затее отверстие замазываем вазелином. Пытаемся дышать – не получается, вазелин не пропускает воздух. Растения дышат через листики. Выдвигаем гипотезу, что в них есть очень маленькие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазываем у двух листьев одну сторону листа вазелином (верхнюю и нижнюю). Ежедневно, в течение недели наблюдаем. Делаем вывод: листья дышат нижней стороной, потому что тот листочек, который был смазан вазелином с нижней стороны, погиб.
Человек.
1. Носарий.
Цель: познакомиться с функцией носа, его строением.
Материал: рисунки (контурные) профилей с разной формой носа («орлиный», «пуговкой», «курносый» и др., схематичное изображение носа.
Взрослый загадывает детям загадку про нос и обсуждает значение выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Рассматривают сначала рисунки, затем в зеркало форму своего носа. Взрослый предлагает детям в своей семье, дома определить, «чей нос» у каждого («мамин», «папин», «бабушкин» и т. п.). Выясняют, для чего нужен нос (для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи); что было бы, если не было бы носа. Для ответов делают опыты:
определяют, что лежит в коробочке, не глядя, зажав нос, а затем вдыхая носом (лимон). Делают вывод о том, что при вдохе ртом запах не ощущается (чтобы ощутить запах, нужно сделать несколько вдохов носом).
зажав нос, рассказывают стихотворение (взрослый обращает внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться);
делают несколько глубоких вдохов ртом, носом. Выясняют, когда горло больше чувствует холод (при вдохе ртом: когда дышишь ртом, можно застудить горло; при прохождении через нос воздух и в горло попадает уже тёплым).
Дети определяют, как нос выполняет свою работу. Рассматривают схематичное изображение носа, взрослый объясняет его строение: внутри носа имеются два канала – носовая полость, которая переходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом и ушами. Внутри носа также есть ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос (например, при насморке) забит слизью или немного опухла оболочка носа, запахи не ощущаются. Уточняют, что для носа полезно (регулярно освобождать его от содержимого и т. д.); что для носа вредно (нельзя засовывать в него инородные предметы).
Теплота.
Как согреть руки.
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла).
Материал: варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Предлагаю детям на прогулке надеть на одну руку тонкую на другую толстую рукавицы. Через время выяснить, что чувствуют руки (одной тепло другой холодно). Далее предлагаю похлопать в ладоши, потереть, и выяснить ощущения – и в тонкой и в толстой варежке им тепло. Затем натираем обратной стороной варежки щеку и сравниваем ощущения с другой, не тронутой щекой (щеке с начало стало тепло, а потом жарко). Потом предлагается бег вокруг здания детского сада и что почувствовали после. Стало жарко. Делаем вывод вместе.
Зачем деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель: выявить защитные свойства одежды
Материал: иллюстрации, открытки «С Новым Годом!», мех, подставка, емкости для снеговых фигур.
Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, как одеты персонажи. Выясняют, какими они бывают на празднике (им жарко, но они приходят в шубах); где живут дед Мороз Снегурочка (где холодно). Им там комфортно. Предлагаем вылепить этих персонажей из снега, внести их в помещение, закутать одну в «шубу» (мех, другую – оставить открытой. После 10 – 15 минутного наблюдения выясняем, что п открытая фигура начала таять (в помещении тепло, снег в тепле тает). Затем раскрываем вторую фигуру и выясняем, почему она осталась как была («шуба» защитила снег от тепла комнаты). Почему же дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах? (они спасаются от тепла).
Звук.
Почему всё звучит?
Цель: понять причину возникновения звука: колебание предметов.
Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Предлагаю выяснить, могут ли предметы звучать. Дети получают ответ из опытов: рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, она не издаёт звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);
Рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подергать, сделать так, чтобы она дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким - нибудь предметом);
Лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в неё легко, не сжимая, держа пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется).
Откуда берется голос.
Цель: понять причину возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: линейка с натянутой нитью, схема строения органов речи.
Предлагаю детям пошептаться – посекретничать. Повторить вслух, выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Прижать руку к горлу и произносить слова то шепотом, то вслух. Что чувствовала рука, когда говорили громко (дрожание); когда шепотом (дрожания нет). Рассказать о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми нитями, для того, чтобы сказать слово нужно, чтобы ниточки задрожали). Далее проводим опыт с натянутой нитью на линейку: извлекаем из неё тонкий тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громким (дернуть посильнее – звук усилится). Далее поясняем, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
Растения.
Как увидеть движение воды через корешки.
Цель: доказать, что корни растений всасывают воду, уточнить функцию корней растений,
Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Рассматриваем и уточняем функцию корешков (укреплять почву, чтобы она не рассыпалась в пыль, и брать влагу из почвы). А что ещё могут брать корешки из земли? Предположения обсуждаем. Рассматриваем пищевой краситель – «питание», добавляем в воду, размешиваем. Предполагаем, что произойдет, если корешки поставить в цветную воду? Зарисовать растение через время. Подумать, что будет, если в воду попадут вредные вещества?. Почему нельзя сливать отходы производства в реки, в землю?
Живой кусочек.
Цель: установить, что в корнеплодах есть питательные вещества для роста растений.
Материал: плоская ёмкость, корнеплоды (морковь, редька, свекла).
Рассматриваем корнеплоды. Пробуем их на вкус. Напоминаю, в них много питательных веществ (минералов, витаминов) полезных для человеческого организма. А полезны ли они и для роста и развития растений? Такие ли в них питательные вещества, как и в хорошей почве, используемой для выращиваний полезных культур? Чтобы это понять проведем эксперимент: обрежем корнеплод до половины, поместим в плоскую ёмкость с водой, поставим в тёплое, светлое место. Наблюдаем, замеряем рост зелени пока не начнётся увядание. Рассматриваем корнеплод: он стал вялым, мягким, невкусным, в нем мало жидкости – все питательные вещества и жидкость потрачены на рост зелени.
Второй год обучения
(6 – 7 лет жизни).
Вода.
Откуда берётся вода.
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: ёмкость с горячей водой, охлажденная стеклянная крышка.
Накрываем ёмкость с горячей водой холодной крышкой. Перед этим на ощупь пробуем, как холодна крышка. Через прозрачную крышку наблюдаем появление капель воды на внутренней стороне крышки. Дети высказывают предположения, приходим к выводу, что это частицы воды поднялись вверх, они не смогли улетучиться из ёмкости, так как им помешала крышка, и они осели на ней. Повторяем опыт с тёплой крышкой, капель нет. Делаем вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Фильтрование воды.
Цель: познакомиться со способами и процессом очистки воды.
Материал: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Мутим воду крахмалом. Пить нельзя. Как почистить? Вместе с детьми выясняем, как сделать разные очистительные устройства – фильтры (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше чистит.
Воздух.
Вертушка.
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение ветра).
Материал: бумага, ножницы, палочки декоративный гвоздик.
Рассматриваем вертушку. Объясняю, что это ветряная игрушка.. Обсуждаем вместе с детьми: почему вертушка крутиться только там, где дует ветер: (ветер ударяет в лопасти, которые повёрнуты к нему под углом, и этим вызывает движение). Предлагаю детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Затем организуем игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
Парусные гонки.
Цель: уметь видеть возможности преобразования предметов, использовать полученные знания (сила ветра, движение воздуха, возможности магнита, участвовать в коллективном труде.
Материал: пробки, канцелярские скрепки, соломка, тонкая бумага.
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением парусной регаты. Предлагаю устроить парусные гонки. Рассказываю алгоритм постройки парусника: скрепку и соломинку воткнуть в пробку с противоположных боков, на соломинку прикрепить парус из тонкой бумаги на скотч. Возникает проблема: как заставить парус двигаться? Вспоминаем о силе ветра. Дуем. Возникает ещё одна проблема: парусники двигаются не в том направлении. Оказывается, что мало применить силу ветра, нужно её правильно направить. Подсказываю, что в конструкции имеется металлическая скрепка, а что может двигать металл? Конечно магнит. Используем под дном таза магниты.
Растения.
Запасливые растения.
Цель: выяснить, почему растения в пустыни (где мало воды) не гибнут от засухи, в отличие от тропических растений.
Материал: два растения – алоэ и вьюнок, деревянные бруски и паралоновые губки, бумага, два поддона с водой.
Рассматриваем растения и по листьям определяем, где произрастает. Почему листья и стебли пустынных растений, сочные объёмные, а растения тропиков имеют древовидную структуру (стебли, листья тонкие, как бумажные. Сравниваем растения пустыни по структуре с паралоновой губкой, а тропические, с деревянными брусками и бумагой. В одну ёмкость с водой кладём губки, рядом ставим алоэ. Во вторую - бруски с бумагой, рядом ставим вьюнок. Оставляем на 5 минут и выясняем, почему в первом поддоне воды не осталось? Губка впитала воду, а бруски и бумага только намокли. Предположение, где дольше сохраниться вода, проверяем высыханием (1 – 2 часа).
Звук
.Как быстрее.
Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (через твердые предметы жидкость).
Материал: бечёвка, клейкая лента, ватный тампон.
Прикрепляем бечёвку (60 см.) к столу натягиваем и отпускаем. Наблюдаем, как она дрожит, колеблется, издавая тихий звук, который по воздуху доходит до уха. Теперь предлагаю послушать звук, долетающий до уха не по воздуху, а по бечёвке. Наматываем ее на палец, закрываем одно ухо ватным тампоном, в другое вставляем палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягиваем и отпускаем. Звук стал громче, попадает сразу в ухо. Вывод – звук, передающийся по твердой верёвке громче, а по воздуху слабее.
Почему комар пищит, шмель жужжит.
Цель: вывить причины происхождения высоких и низких звуков (частота звука).
Материал: пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев.
Предлагаю провести пластмассовой пластиной по зубьям расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Обращаю внимание детей на частоту зубьев и их размер. Выясняем, что у расчёсок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с мелкими частыми зубьями звук высокий тонкий и более тихий. Рассматриваем рисунки комара и шмеля, определяем их размеры. Затем имитируем звуки ими издаваемые – комар тихий, тонкий, шмель – низкий громкий. Комар маленький, крыльями машет часто, быстро; шмель машет реже, он больше – звук ниже громче.
Свет.
Разведчики.
Цель: понимать, как многократно можно отражать свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его быть не может.
Материал: зеркала.
Рассказываю историю о детях, которые решили порадовать свою заболевшую подругу, и в её комнату пустили кусочек солнечный света, хотя комната девочки находилась на теневой стороне. Предлагаю показать, что придумали дети, используя схему многократного отражения, а затем закончить этот рассказ.
Радуга на стене.
Цель: познакомить с механизмом образования цвета как расположением и отражением лучей цвета.
Материал: гранёное стёклышко (деталь от хрустальной люстры).
Рассматриваем отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Рассматриваем сам многогранник. На схеме показываю путь отражающегося от стенок многогранника луча.
Электричество.
Как увидеть «молнию»?
Цель: выявить, что гроза - проявление электричества в природе.
Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Сложенные друг на друга кусочки ткани натираем воздушным шаром. Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяем ткань. Выясняем, что при натирании ткань набрала электрические заряды, при разъединении электричество проявилось.
Почему лампочка светит?
Цель: понимать принцип работы электроприбора.
Материал: батарейка для фонарика (4,5 В, тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги, сложенная способом оригами.
Рассматриваем игрушку и пробуем понять, почему глаза её светятся. Предлагаем разгадать «секрет». Рассматриваем источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют её на ощупь. Выясняют, что является источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри накаляется и начинает светить, и становится горячей. Также действую и все другие электроприборы – чайник, утюг, батарея.
Теплота.
Самодельный термометр.
Цель: познакомить, что при нагревании, воздух расширяется, а при охлаждении сужается и по этому принципу работает термометр.
Материал: емкость, размером 50 – 100мл, резиновая пробка, пустой стержень от шариковой ручки, цветная вода.
Взрослый читает или придумывает сам историю о том, как заболел один мальчик, а ставить градусник не захотел. Тогда его друзья придумали, как развеселить и заодно измерить температуру капризуле. Они сделали свой термометр и предложили попробовать его в действии. Хотите узнать, как можно сделать самим градусник? Возьмем маленькую баночку, закроем её резиновой пробкой с дырочкой, наберём в стержень капельку цветной воды и вставим его в дырочку в пробке – градусник готов. Предлагаю детям нагреть в руках баночку. Мы увидели, как капелька поползла вверх и выпрыгнула из стержня совсем. Почему она выскочила? Значит, что-то её вытолкнуло. Что у нас в баночке? Ничего, кроме воздуха. Значит её вытолкнул воздух. А что это он стал выталкивать капельку? Воздух стал нагреваться от тепла рук, нагревшись, он расширился (его стало много) и потеснил капельку. Набираю ещё капельку воды и вставляю в пробку. Капелька держится наверху и не опускается. Как её опустить? Воздух не даёт опуститься. Надо воздух сделать меньше, чтобы капельке было место больше. Как? Воздух надо остудить. Подуем на баночку. Подули – капелька опустилась. Как поднять? Нагреть. Ставим баночку под мышку ребёнку, как градусник и наблюдаем, как капелька ползёт сначала быстро, а потом всё медленнее и останавливается – отмечаем маркером. Так как ребёнок не болеет, это нормальная температура. Измеряем температуру у других детей и сравниваем. У всех капелька останавливалась приблизительно в одном месте, чуть выше или ниже отметки на стержне.
Как не обжечься?
Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.
Материал: горячая вода, ёмкости одинакового размера из разного материала (металл, пластмасс, керамика, дерево).
Рассматриваем ёмкости с водой, определяем температуру - горячая, потому что идет пар. Взрослый предлагает подумать и ответить, какими должны быть ёмкости, если из них идет пар (они должны нагреться от воды и быть горячими на ощупь). Дети проверяют предположения и определяют, что самая горячая на ощупь – металлическая, потом керамическая, за ней пластмассовая и деревянная.
Природные зоны.
Почему летом в Арктике солнце не заходит?
Цель: выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике.
Материал: глобус, макет «солнце – земля», термометр, мерная линейка, свеча.
Взрослый знакомит детей с годовым движением Земли: она проходит один оборот вокруг Солнца (данное знакомство лучше проводить зимой в вечернее время суток). Дети вспоминают, как на Земле день сменяет ночь (смена дня и ночи происходит из – за вращения Земли вокруг своей оси). Находят на глобусе Антарктику, обозначают её на макете белым контуром. В затемнённом помещении зажигают свечу, которая имитирует Солнце. Дети под руководством взрослого демонстрируют действия макета: ставят Землю в положение «лето на Южном полюсе», отмечают, что степень освещённости полюса зависит от удалённости Земли от Солнца. Определяют, какое сейчас время года в Арктике (зима, в Антарктике (лето). Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечают изменение освещённости её частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце.
Где самое жаркое лето?
Цель: определить, где самое жаркое место на планете.
Материал: макет «Солнце – Земля».
Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете годовое вращение Земли вокруг Солнца, определяют в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставят условные значки. Доказывают, что самое жаркое место в районе экватора.
Эти опыты помогли ввести детей с ЗПР в мир невидимый и загадочный. Помогли разбудить в них познавательный интерес. Активизировать поисковую деятельность и систематизировать знания об окружающем мире. Понять и осознать взаимопроникновение явлений, веществ и предметов. Учебные умения заметно повысились в своем качестве. Дети стали их применять самостоятельно. Конечно, высоких результатов добиться нам не удалось. Да мы и не стремились к ним. Самое главное, что дети стали более активны в своем познании и коммуникабельны.