Наталья Пугалова
Занимательная геометрия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1.
Маленькие дети усваивают законы геометрии, впервые потянувшись за игрушкой и сделав первые шаги. Но дальше происходит практически чудо: представления о конкретных длинах и формах переносятся на абстрактные фигуры — круги, треугольники, квад-раты.
Дети усваивают элементарные представления о геометрии еще до школы. Эти знания не зависят от культурного контекста и воспита-ния: русский ребенок, китаец и дитя с берегов Амазонки одинаково хорошо умеют отличать, к примеру, большой треугольник от ма-ленького.
Публикация «Занимательная геометрия для старших дошкольников» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ре-бенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов рабо-тающих с дошкольниками - развить у детей интерес к самому про-цессу познания.
Чтобы ребёнок лучше усвоилматематические понятия и мог при-менить полученные знания на практике необходимо проводить процесс обучения в интересной, увлекательной форме.
Формирование у дошкольников геометрических представлений немыслимо без использования занимательных игр, заданий, раз-влечений. Когда дети играют в игры с математическим содержа-нием они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что занимательные задания с геометрическим со-держанием имеют больше возможностей формировать новые знания, помогают лучше ориентироваться в таких понятиях, как форма, фигура и в окружающем их геометрическом пространстве.
Слайд №2 «Высказывание»
В последнее время психологами и педагогами осуществлялась по-пытка более глубоко проникнуть в процесс развития геометриче-ского мышления у дошкольников, раскрыть и выяснить его специ-фику.
В педагогических исследованиях выяснялись возможности развития у детей представлений о величине, установления взаимосвязей между счетом и измерением, развитие у детей сенсорных процессов и способностей. В этой области занимались такие учёные, как
Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Л. А. Левинова,
А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер и др.
М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации.
П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных мате-матических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке.
Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны изучать математику в процессе игр и за-нимательных заданий.
Слайд №3 «Актуальность»
Актуальность данной темы вижу в том, что формирование геомет-рических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться, так, чтобы обучение давало не только непосредст-венно практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют да-леко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью занимательных игр, упражнений с математическим содержанием.
Слайд №4 «Цель»
Цель данной работы - это использование занимательных игр и уп-ражнений для лучшего развития геометрических и других матема-тических способностей детей, потому что занимательная геометрия поможет ребёнку чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой форме, разовьёт математические и умственные способности детей.
Слайд №5 «Задачи»
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении занимательных игр и упражнений ставлю пред собой задачу развивать наряду с геомет-рическими представлениями и творческие способности детей на-правленные на умственное развитие в целом.
Для решения поставленных задач была проведена следующая рабо-та:
Создана соответствующая развивающая среда (в группе создан игровой сенсорный уголок, где расположены занимательные математические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития геометрических представлений);
Разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме;
Составлена картотека занимательных упражнений со счётными палочками; подобрана художественная литература с мате-матическим содержанием.
Слайд №6 «Условия»
При подборе и проведении занимательных игр и упражнений я учитывала следующие условия: игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического мате-риала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Слайд №7 Используемые технологии»
Свою работу строю с учё том государственных федеральных обра-зовательных стандартов и опираюсь на следующие технологии:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного об-разования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М-Мозаика- Синтез 2014г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для слабовидящих детей) под ред. Л. И. Плаксиной Москва «Город» 1999г.
Михайлова З. Занимательные игры и упражнения математиче-ского содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. –1984. –№8.
Теории и технологии математического развития детей дошко-льного возраста 3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр,
М. Н. Полякова, А. М. Вербенец Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1973
Слайд №8 «Методы и приёмы обучения»
При работе с детьми я использую следующие методы и приё мы:
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
Использование дидактического материала.
Стимулирование детей к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий.
Поощрение стремления детей к самостоятельности.
Оценка деятельности ребенка не только по конечному ре-зультату, но и по процессу его достижения.
Занимательные игры и задачи даются тогда, когда дети усвоили знания о форме и не только правильно называют ее, но и умеют воспроизводить, преобразовывать, видеть геометрическую основу окружающих предметов.
Слайд №9 «Виды задач занимательной геометрии»
В настоящее время в связи с совершенствованием воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обу-чения, причем таких, которые способствовали бы выявлению по-тенциальных возможностей каждого ребенка. Одним из таких средств является занимательная математика, которая помогает под-готовить детей к школьному обучению, в частности в области фор-мирования геометрических представлений. По развивающему воз-действию на детей можно выделить следующие основные виды за-дач:
Занимательные вопросы, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являю-щиеся приемом активизации умственной деятельности. Для решения задачи, ответа на вопрос требуется установление свя-зей, отношений между объектами и явлениями.
Задачи – головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек:например составить 3 разных квадрата из 10 палочек; составить квадрат и 2 разных четырехугольника (прямоугольника) из 10 палочек и т. д. В других аналогичных задачах осуществляется преобразование, видоизменение данной фигуры путем перекладывания или уменьшения количества палочек ее составляющих.
Группа игр на составление (моделирование) плоских и объем-ных изображений объектов. («Головоломка Пифагора», «Тан-грам», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) Они способствуют развитию образного и логического мышления.
Наглядные логические задачи: от самых простых, на заполне-ние пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков от-личия, до более сложных – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
В процессе решения этих задач у детей формируется умение срав-нивать, обобщать, делать выводы. Так, для ответа на вопрос логи-ческой задачи: необходимо проанализировать, сравнить фигуры, выделить общие признаки, свойственные всем фигурам одной и другой группы, а затем – признак отличия, указать правильность или ошибочность ответа.
Слайд №10 «Дидактические игры»
Сейчас я хочу представить вашему вниманию ряд занимательных игр и упражнений.
Для игры «Фигуры», например, нужны обручи двух цветов и гео-метрические фигуры. На полу расположить обручи так, чтобы одна часть, средняя, была общей для двух других и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали фигуры. Поможем их найти и вернуть домой. В жёлтом замке живут круги, в красном замке – квадраты, а остальные фигуры живут и в жёлтом и красном замке. Разложите фигуры по домам».
Эту же игру можно и провести за столом, нарисовав круги на бумаге.
Слайд №11
Или, следующая игровая ситуация: «Овальчик рассыпал фигурки разной формы. Поможем ему навести порядок, уберём круглые фи-гуры в синие коробки, квадратные вкрасные коробки, треугольные в зелёные и т. д.» Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сорти-ровка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.
В этих играх дети учатся составлять и объединять множества из разных элементов, устанавливать взаимосвязи между ними, груп-пировать предметы по качественным признакам.
Слайд №12
Для развития пространственного мышления можно предложить де-тям хорошо известную игру «На что похожа фигура?».
Попросите ребенка с помощью трафаретной линейки с геометриче-скими фигурами нарисовать любую фигуру, а потом «превратить» эту фигуру в какой-то предмет, дорисовав определённые элементы. Например, круги превращаются в снеговика или кошку, треуголь-ники — в ёлочку, квадраты и прямоугольники — в машину.
В подобных заданиях дети не только закрепляют знания о геомет-рических фигурах, развивают умения анализировать форму и соот-носить её с реальными предметами, но так же развивают фантазию, творческое воображение, можно предложить им преобразовать фи-гуру в предмет которого нет на свете, или в вымышленного сказоч-ного героя.
Слайд №13 «Закономерность». «Геометрическое лото»
В старшем дошкольном возрасте с целью развития мышления ис-пользуют различные виды логических задач и упражнений. Это за-дачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фи-гур, на поиск закономерностей, лежащей в основе выбора фигуры.
Выложите цепочку из фигур. Пусть ребёнок построит точно такую же цепочку.
Далее выложите цепочку из разных фигур, нарушив закономерность. Попросите ребенка найти ошибку и исправить её.
Для этих же целей можно использовать карточки – схемы с изо-бражением животных составленных из геометрических фигур. Дети ищут убежавшего животного и возвращают его домой.
Слайд №14 «Пазлы»
Из плотного картона вырежьте крупные геометрические фигуры разного цвета. Разрежьте их на части. Пусть ваши фигуры будут необычными: с ручками, ножками, глазками. Можно собирать и иг-рать.
Такие игры развивают целостное восприятие предмета, умения со-ставлять целое из частей.
Слайд №15
«Геометрический планшет» М. Монтессори или по- другому игра «Геоконт»
Игра дает возможность для:
1. практически неограниченного силуэтного конструирования на плоскости;
2. учит работать с координатной сеткой;
3. тренирует мелкую моторику кисти и пальцев рук;
4. развивают воображение и логику.
Слайд №16
Что нужно:
-деревянная доска,
-кнопки,
-канцелярские резинки.
Как делать?
На доске нужно разметить карандашом сетку. Сначала наметить углы, далее сделать отступы примерно по полтора сантиметра (или просто разметить на равные квадраты). Количество зависит от раз-мера доски. У вас получатся вертикальные и горизонтальные линии или квадраты.
Теперь, в точки нужно вбить кнопки (некоторые вбивают гвоздики или вкручивают шурупы). При помощи разноцветных резинок можно строить на планшете разные фигуры, зацепив резинку за кнопку (гвоздик) и, растянув её до следующей кнопки, сделать фи-гуру.
Слайд №17
В работе с планшетом я использую карточки, на которых изображены геометрические фигуры, предметы. Дети воссоздают изображения глядя на них или придумывают свои – это развивает фанта-зию, воображение, а так же мелкую моторику рук.
Слайд №18 «Игры с палочками»
Удовлетворить естественные потребности детей в познании и изу-чении окружающего мира, их неуёмную любознательность помогут игры – исследования, такие как игры со счётными палочками.
Предложите детям составить из палочек, какою либо геометриче-скую фигуру, потом превратить её в другую например: превратить домик в флажок и т. д. Можно предложить детям карточки – схемы, на которых изображены предметы, дети строят по ним, потом ви-доизменяют конструкцию по заданию педагога и самостоятельно проверяют результат. Этот приём с самопроверкой очень важен, так дети учатся самоконтролю, развивают внимание. Такие игры вклю-чаю не только практический поиск, но и умение рассуждать о путях решения, развивают логику, внимание, умение действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Слайд №19 «Геометрия в стихах»
Устное народное творчество и произведения детских писателей по-может быстрее и легче усваивать программу по развитию геомет-рических представлений, следовательно, целесообразно включать его в занятия и в индивидуальную работу с детьми.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, под-мечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служитьисходным материалом для знакомства с не-которыми геометрическими понятиями
Например:
Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
(куб)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.
(квадраты)
Особенно эффективно использование загадок на закрепление прой-денного материала, где дети должны найти и показать или напеча-тать (математический диктант) геометрическую фигуру.
Устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике и в частности геометрии. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только геометрические представления, но и приобщит детей к активной умственной дея-тельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.
Слайд №20 «Итог»
Таким образом, в игровой занимательной форме прививая ребёнку знания из области геометрия, вы научите его выполнять различные действия, разовьёте память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, вы получите ощущение радости, откроете в нём новые удивительные черты характера, вызовите у него желание учиться, познать новое.
Слайд №21
Своё выступление я хочу закончить словами Паскаля: «Среди разных разумов – при других равных условиях – преимущество имеет тот, кто знает геометрию. Этот предмет настолько серьёзен, что по-лезно не упустить случая, сделать его немного занимательнее».