Сарафанова Екатерина Игоревна
Мастер-класс для педагогов «Изготовлению макета водяного колеса (турбины) для проведения экспериментов с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по
«Изготовлению макета водяного колеса (турбины) для проведения эксперимента с водой».
Подготовила:
Сарафанова Екатерина Игоревна
2025 г.
Цель: Реализация регионального компонента в дошкольных образовательных организациях через опытно-экспериментальную деятельности детей.
Задачи:
1. Дать рекомендации к последовательности проведения экспериментирования в процессе НОД с использованием регионального компонента;
2. Научить педагогов изготавливать макет водяного колеса и провести с его помощью опыт с водой для демонстрации выработки электроэнергии на ГЭС с целью дальнейшего применения полученных знаний в своей работе;
3. Научить педагогов подводить итог мастер-класса.
Оборудование: круг из пенопласта или пенополистирола размером 6,5 см, 4 одноразовые ложки, пластиковая бутылка пятилитровая (с отрезанным горлышком, и 2-мя отверстиями для шпажки, шпажка с острым концом, бутылка литровая с водой, карандаш, нитки, ручка, презентация.
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть.
1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Сарафанова Екатерина Игоревна я являюсь воспитателем детей группы раннего возраста в МДОУ «Детский сад №14». Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс по «Изготовлению макета водяного колеса (турбины) для проведения экспериментов с водой».
2. Основная часть.
Внедрение модели регионального компонента позволила мне проводить занятия не только согласно планированию, но и использовать каждую возможность ежедневно формировать у детей любовь и знания о своей малой родине в процессе игр, организованной деятельности с детьми, прогулок, проектной деятельности, виртуальных экскурсий, праздников, развлечений и досугов, разнообразных акций, проведение экспериментов и т. д.
Моя тема по самообразованию связана с опытно-экспериментальной деятельностью, поэтому я хочу продемонстрировать как можно реализовать модель регионального компонента через эту форму работы. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
3. Практическая часть.
2 слайд. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
Многие вещи дети не могут увидеть в реальной жизни и понаблюдать за ними. Но познавательно-исследовательская деятельность и, в частности, экспериментирование дает нам такую возможность.
И сегодня, уважаемые коллеги, я хочу научить вас изготавливать макет водяного колеса, который поможет в процессе проведенного опыта с водой объяснить детям работу гидроэлектростанции, а в частности ее турбины за счет которой вырабатывается электроэнергия.
Откуда и как в наших домах появляется электричество? (что электричество вырабатывается на электростанциях и они бывают разными 3 слайд (тепловые, атомные, солнечные, ветряные, гидроэлектростанции).
Как вырабатывается электроэнергия на гидроэлектростанции?
4 слайд. Электроэнергия вырабатывается на гидроэлектростанции за счет потока воды, которая находится в водохранилище и при открытии затвора поступает в трубы и раскручивает турбины, которые вращаясь с помощью напора воды запускают генератор, который вырабатывает электроэнергию. И продемонстрируем детям наглядно схему выработки электроэнергии на ГЭС.
Давайте проверим действительно ли напор воды способен раскрутить турбины? Давайте мы с вами попробуем изготовить водяное колесо (турбину) и проверим в действии. Разделитесь на группы по 2-3 человека.
Для опыта нам понадобится: пенопласт или пенополистирол, шпажка, 4 одноразовые ложки, пластиковая бутылка пятилитровая, бутылка литровая с водой, груз (в виде карандаша или ручки, нитки. На этом этапе проводим с детьми беседу о правилах поведения во время данного опыта.
5 слайд. Пластиковые ложки надо надрезала под небольшим углом. Из пенополистирола вырезала круг диаметром 5 см. 6 слайд. Давайте вставим 4 ложки в пенопласт на одинаковом расстоянии. Чаши ложек должны быть расположены в одном направлении, как показано на рисунке. Ложки нужно вставить так, чтобы видна была только их чаша.
7 слайд. На пенополистироле наметьте центр и вставьте в него шпажку. Отверстие должно быть плотным и держать шпажку. Убедитесь, что шпажка надежно закреплена в колесе, потому что, если она слишком ослаблена, колесо не будет вращаться. Шпажку отложите в сторону.
8 слайд. Протолкните шпажку вместе с колесом через отверстия в пластиковой бутылке. Обратите внимание, что отверстия не должны плотно прилегать к шпажке иначе она не будет крутиться.
9 слайд. Медленно лейте воду из литровой бутылки на ложки, чтобы повернуть колесо. Поэкспериментируйте, заставляя колесо вращаться быстрее или медленнее, наливая больше или меньше количество воды на ложки, чтобы изменить скорость. А сейчас давайте сформулируем вывод к нашему опыту по следующим вопросам: Что делали? Делали макет водяного колеса. На что похоже в ГЭС сделанное нами водяное колесо? На турбину. Что произошло с колесом, когда мы лили на него воду? Колесо вращалось. Как изменяли скорость вращения колеса? Лили воду быстрее или медленнее. Что доказали? Доказали, что напор воды способен раскрутить водяное колесо, а также турбины на ГЭС во время этого процесса и вырабатывается электроэнергия.
10 слайд. Проверьте опыт со своими детьми (если останется время проверить опыт с педагогами). Привяжите к шпажке на водяном колесе нитку. На нитку привяжите небольшой груз, например, карандаш. Выдвинете с детьми гипотезу: что произойдет с карандашом и ниткой, если лить воду на водяное колесо? Проведите этот опыт. А после сделайте вывод (нитка во время этого опыта будет закручиваться вместе с карандашом в том направлении, в котором вы будете лить воду).
4. Заключительная часть.
Уважаемые коллеги! Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что представленный мастер-класс поможет вам придумывать интересные и увлекательные задания и занятия для детей по экспериментированию, которые будут способствовать развитию познавательного интереса детей. Спасибо что нашли время и посетили данный семинар! 11 слайд. Спасибо за внимание!