Папки-передвижки

Консультация по речевому развитию «Учим детей пересказывать»

Виолетта Шаршова
Консультация по речевому развитию «Учим детей пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из важнейших задач детского сада – развитие у детей связной монологической речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков. Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связанно с умственным, нравственным и эстетическим развитием.

Публикация «Консультация по речевому развитию „Учим детей пересказывать“» размещена в разделах

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

В основе рассказа повествования лежит непосредственное или опосредованное восприятие окружающей жизни. Для обучения детей построению повествовательных текстов в детском саду широко используются сюжетные картинки, а также литературные произведения и личный опыт детей. Рассказы-повествования детей дошкольного возраста отличаются нарушениями последовательности и полноты.

Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли и не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего и пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя» [1, с. 245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказ литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественный опыт детей.

Пересказ – это передача своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения [3]. Роль пересказа высоко оценивалась К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Л. М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ, который необходимо воспроизвести своими словами. прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному. При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структур, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализоваться только в том случае, если пересказу систематически обучать. Существуют различные виды пересказа : подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.

Констатирующий эксперимент проводился для определения исходной позиции исследования, получения базовых данных для разработки проекта технологии по обучению старших дошкольников пересказу литературных произведений. Целью экспериментального исследования было изучение уровня сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста пересказывать литературные произведения. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития умения пересказывать литературные произведения у старших дошкольников.

Публикации по теме:

«Учим детей играть». Консультация для родителей«Учим детей играть». Консультация для родителей Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, когда вырастут. Роль игры в становлении и развитии.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Консультация для родителей «Учим детей любить книгу»Консультация для родителей «Учим детей любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.

Консультация для родителей «Учим детей разделять мусор»Консультация для родителей «Учим детей разделять мусор» 5 июня – Всемирный день окружающей среды. Загрязнение окружающей среды – это одна из основных экологических проблем современности.

Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» Консультация для родителей "Учим детей видеть прекрасное в природе" в средней группе. Ребенок пришел в большой мир окружающий его. Мы должны.

Консультация для родителей «Учим детей любить животных»Консультация для родителей «Учим детей любить животных» Животные обычно привлекают внимание детей своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а так же животных,.

Консультация «Мы учим дни недели»Консультация «Мы учим дни недели» Консультация «Мы учим дни недели» Вот и нашим малышам подошло время для осваивания более обширных знаний: времена года, месяцы, дни недели,.

Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…»Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.

Рекомендации для родителей «Учите детей пересказывать» Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по речевому развитию «Учим детей пересказывать»
Опубликовано: 11 октября 2023 в 17:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по речевому развитию «Учим детей пересказывать»» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Шаршова (УИ 589368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД