Виолетта Шаршова
Консультация по речевому развитию «Учим детей пересказывать»
▼ Скачать +Заказ
Одна из важнейших задач детского сада – развитие у детей связной монологической речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков. Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связанно с умственным, нравственным и эстетическим развитием.
Публикация «Консультация по речевому развитию „Учим детей пересказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
В основе рассказа повествования лежит непосредственное или опосредованное восприятие окружающей жизни. Для обучения детей построению повествовательных текстов в детском саду широко используются сюжетные картинки, а также литературные произведения и личный опыт детей. Рассказы-повествования детей дошкольного возраста отличаются нарушениями последовательности и полноты.
Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли и не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.
Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего и пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя» [1, с. 245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказ литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественный опыт детей.
Пересказ – это передача своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения [3]. Роль пересказа высоко оценивалась К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Л. М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ, который необходимо воспроизвести своими словами. прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.
Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному. При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структур, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализоваться только в том случае, если пересказу систематически обучать. Существуют различные виды пересказа : подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.
Констатирующий эксперимент проводился для определения исходной позиции исследования, получения базовых данных для разработки проекта технологии по обучению старших дошкольников пересказу литературных произведений. Целью экспериментального исследования было изучение уровня сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста пересказывать литературные произведения. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития умения пересказывать литературные произведения у старших дошкольников.