Светлана Александровна Мажова
«Учим детей играть». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, когда вырастут.
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам.
Публикация «„Учим детей играть“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Игра — основной вид деятельности для ребенка дошкольного возраста, ведь почти весь день напролет малыш играет, переставляет игрушки, выдумывает сюжеты. Но навык самостоятельной игры нужно развивать у ребенка также, как и умение кушать самостоятельно или ходить на горшок.
Некоторые родители ошибочно полагают, что дети могут играть часами в одиночестве и это врожденное умение. Иногда встречаются такие самостоятельные дети, но это скорее исключение из правил. Потому что среднестатистический ребенок не умеет сам себя занять и развлечь.
С детьми нужно беседовать, объяснять, и просто играть. Ведь внимание младших дошкольников неустойчивое. Они очень быстро теряют интерес к процессу игры. Что могут сделать родители, чтобы этот интерес создать и поддержать? Игре, как и многим другим видам деятельности, ребенка надо учить. Малыш, умеющий играть, будет с удовольствием строить домики из простых кубиков и кирпичиков. Другой, наоборот, из множества дорогих игрушек не сможет выбрать ту, что вызовет у него интерес и желание начать игру самостоятельно.
Безусловно, на начальном этапе родителям необходимо играть вместе с ребенком. Это требует времени, так как придется оставить все свои домашние дела, а это не всегда просто. У родителей должно быть желание взаимодействовать вместе со своим ребенком – строить дома, укладывать куклу спать, лечить мишку, возить на грузовике кирпичики. Любое действие родителя должно подробно рассказывать ребенку — что, как и зачем он делает. «Сейчас мы стелем для Маши простынку, теперь кладем подушку, мягкую и красивую. Машу укладываем вот так, на бочок и укрываем его одеялом. Спи, Маша, а мы тебе споем песенку».
Все это надо делать эмоционально, выражая свое настроение голосом, жестами. В следующий раз предлагаем ребенку самому уложить куклу Катю в красивую кроватку и спеть ей песенку. Совсем скоро ребенок сам, без просьбы родителей, будет укладывать свои игрушки спать и петь им колыбельные. Начинать лучше с небольших игровых эпизодов, чтобы ребенок не устал и не заскучал. Например — построить гараж, полечить мишке лапку, накрыть на стол для куклы и ее гостей. Хорошо, если у малыша будет организована своя игровая зона или игровой уголок в комнате для его самостоятельной игры. Родителям необходимо позаботиться о безопасности в этой зоне.
Очень тщательно выбирайте игрушки. Приобретая игрушку, следует обращать внимание на то, для какого возраста предназначено данное изделие. Например, ребенку, который еще не пошел в школу, нужен простой конструктор, в котором мало деталей и они более крупные, чем для представителя старшей возрастной группы.
На сегодняшний день существует широкий выбор развивающих игр и игрушек, которые вызывают у детей интерес. Но и мотивация родителей будет играть важную роль для создания игровой ситуации «Ты построил красивую башню. Она такая высокая. А ты можешь построить еще выше? Тогда мы сможем на ее верхушку прикрепить флаг».
Если игрушек накопилось слишком много, то можно часть из них сложить в коробку и убрать на некоторое время. Когда ребенок соскучится, он снова будет играть с ними как с новыми. Тогда можно убрать другие, с которыми он в данное время совсем не играет, или потерял к ним интерес.
Важно часто хвалить малыша и поощрять его самостоятельность. «Ты такой заботливый и внимательный доктор! У тебя все больные зверята поправились так быстро, потому что ты правильно их лечил…». «Твой гараж из кубиков такой большой и красивый, ты сам его построил? Какой ты молодец! Давай поставим в него самую современную машину…».
Во время игр с ребенком не нужно захватывать инициативу, отказываясь от предложенных малышом идей. Не высмеивайте его неловкие попытки что-то придумать или неправильное использование предметов, не так как принято. Наблюдайте, участвуйте, когда это необходимо, но дайте свободу малышу проявить свою фантазию. Через некоторое время с такими играми, мы можете начать на время уходить из игры. Подгадайте момент, когда малыш увлечется игрушками, и скажите, что пойдете на кухню за водой и сейчас вернетесь. Подождите за дверью пару минут, потом вернитесь. Постепенно увеличивайте период отсутствия, но не слишком затягивайте — ориентируйтесь на поведение ребенка. Если он спокойно воспринимает ваш уход, можно задержаться подольше, если отвлекается от игры или идет за вами — возвращайтесь.
Играя вместе с ребенком и обучая его игре, у родителей есть замечательная возможность соприкоснуться с его миром и стать ближе. Поэтому, специалисты рекомендуют играть с детьми чаще, откладывая дела и забывая о своих собственных проблемах хотя бы ненадолго.