Усова Татьяна
Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и пр. Создание необходимых условий для полноценного развития всех сторон психики приобретает в этот возрастной период особое значение. Чтобы создать эти условия необходимо, прежде всего, знать закономерности психического развития ребёнка в раннем возрасте.
Публикация «Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие» размещена в разделах
Первый год жизни – период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребёнка. В 3-4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно не так, как в 9-10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития-первое и второе полугодия жизни.
В первом полугодии (от 1до 6 месяцев) ведущей деятельностью младенца является непосредственно- эмоциональное (ситуативно – личностное) общение с взрослым, в результате которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка.
Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребёнок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки.
При благоприятных условиях воспитания на 2-3 неделе жизни ребёнок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением. В конце
первого месяца малыш уже может установить контакт с взрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на его обращения улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.
В течение 4-5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все увереннее отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии.
С 3 месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голос и т. д. Эти проявления складываются в целостную структуру
поведения, получившую название «комплекс оживления». Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия жизни (от2 до 6 месяцев).
Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем удовлетворением его физиологических нужд, не проявляя при этом любви, ласки, отзывчивости, сроки появления общения у ребёнка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Такой младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Всё это ведёт к задержке и искажению дальнейшего хода развития. При благоприятных условиях общения создаются возможности для разностороннего психического развития ребёнка : познавательного, эмоционального, предречевого развития.
Для полноценного психического развития ребёнка в первом полугодии его жизни помимо общения с взрослым необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению.
Познавательная активность ребёнка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в поле его зрения, стремлении познакомиться с ним всеми доступными средствами: зрительными, оральными (с помощью рта, мануальными (с помощью рук,а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.
В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребёнок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве.
С помощью рта младенец также получает много информации : дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесённому ко рту, любят сосать соску, кулачки, пелёнку.
При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребёнка, совместном с взрослым их восприятии) в 2-3 месяца к обследованию подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пелёнке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребёнок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам он может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает. С
момента целенаправленного хватания предмета начинается развитие предметно – манипулятивной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе.
Таким образом, показателями благополучного психического развития ребёнка в первом полугодии жизни будут высокий уровень развития общения ребёнка с взрослым и появление познавательной активности малыша по отношению к предметам.
Во втором полугодии жизни средоточием интересов ребёнка становится предметное окружение во всем его многообразии. Младенец познает окружающий мир предметов активно действуя с ними. Он пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться, будь то игрушка. Картина на стене, телефон, кастрюля, книга или мамины украшения.
Ребёнок активно использует ориентировочные действия (трогает руками, берёт их в руки, в рот, царапает, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, совершает простые манипуляции с предметом (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т. д.).Такие действия называются неспецифическими, так как ребёнок проделывает их с любыми предметом, независимо от его физических свойств и функций.
Постепенно младенец научается действовать двумя и более предметами, пользуясь обеими руками, соотносить свои действия с их физическими свойствами и функциями. Ребёнок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку, растягивает резинку, верёвку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в неё мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов. Эти действия называются специфическими.
К концу первого года младенец начинает осваивать специфические действия с бытовыми предметами (ложка, чашка, расчёска). Данными действиями ребёнок не может овладеть самостоятельно. Только при взаимодействии с взрослым ребёнок может получать образцы культурных действий – есть ложкой. Причёсывать расчёской куклу., баюкать её, поить из чашки и т. д.
Самостоятельно совершая разнообразные действия с предметами, ребёнок знакомится с их различными свойствами, постигает причинно – следственные связи между своими действиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком – слышит звук, выпускает из рук ложку – она падает и звенит, мнет или рвёт бумагу – она шуршит и изменяет форму). Так в процессе предметно – манипулятивной деятельности развиваются познавательные процессы и расширяются представления ребёнка о мире вещей.
Взрослый по – прежнему является неиссякаемым источником внешних впечатлений для младенца. Но теперь в центре внимания находятся предметы в руках взрослого и его действия с ними. Ребёнок с интересом наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним, пытается подражать, побуждает взрослого приблизить недоступные предметы, повторить понравившееся действие. Содержанием общения становятся предметные действия.
Стремление ребёнка к совместной с взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Использование взрослым речи в ходе совместных действий обостряет у ребёнка необходимость в её понимании и активном овладении словом.
На протяжении второго полугодия жизни понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребёнок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др., совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребёнка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т. д.). Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых
(радуется при похвале, чуть позже – огорчается при порицаниях).
К концу года ребёнок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого, против ограничения активности и свободы перемещения, отстаивает своё право на выбор игрушек, действий с ними. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности, ярко заявляющей о себе в период «кризиса первого года жизни».
Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия воспитания, не вступают в ситуативно – деловое общение с ребёнком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то в последствии
ребёнок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого : не пытается действовать по образцу взрослого, не ждёт от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Неудовлетворённость
ребёнка в ситуативно – деловом общении в конце первого года жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).
Второй год жизни – новый этап в психическом развитии ребёнка. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, в процессе которой ребёнок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Ребёнка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуёмном стремлении исследовать всё, что он видит, в сосредоточенности на действии с предметами. Предметная деятельность протекает как в форме самостоятельных действий с предметами, так и в совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым.
В процессе общения с взрослым ребёнок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных моментов малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расчёской и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками ребёнок начинает отражать доступными для себя способами часто наблюдаемые действия взрослых.
На втором году жизни взрослый выступает для ребёнка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребёнок постоянно обращается к взрослому с просьбами дать какой-то предмет, помочь собрать или разобрать игрушку, завести машинку, вместе поиграть в мячик и т. д. Взрослый является для ребёнка образцом действий, и малыш активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый «читает книжку», «разговаривает по телефону» и т. д.
Маленький ребёнок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценку своих действий. Похвала вызывает радость,
стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребёнка, иногда даже ведёт к
прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
В этот период появляется повышенный интерес ребёнка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остаётся понимание ребёнком речи взрослых. Если малыш адекватно откликается на инициативу взрослого, выполняет его просьбы и инструкции, лепечет, можно с уверенностью ожидать скорого появления активной речи.
Активная речь, как правило, появляется в 1.5 года. Дети, произносившие до этого отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. На смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. Произношение звуков и слов пока ещё несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года жизни артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые он наблюдал или видел на картинках. Он обращается с просьбами, задаёт вопросы, рассказывает о чём-либо.
Под влиянием взрослого ребёнок всё чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребёнка – процессуальная игра.
В этот же период складывается общение малыша со сверстниками.
Таким образом, сфера жизнедеятельности ребёнка обогащается всё новыми видами деятельности, но на протяжении всего раннего возраста решающее значение имеют его общение с взрослым и предметная деятельность.
На третьем году жизни ведущая форма общение ребёнка с взрослым остаётся прежней – ситуативно – деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. В то же время в этом возрасте в общении ребёнка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с развитием речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что общение становится не только предметно – действенным, но и речевым. Дети чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь. Развитие
активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем
психического развития ребёнка. Речь в этом возрасте включена в общение, она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты. Для малыша становится значимым не только само действие, но и результат (например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником). Появление у ребёнка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно- практической деятельности, но и личности в целом.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребёнку огромное удовольствие, даёт чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребёнок начинает повторять «Я сам»- и ограничить участие взрослых в своих делах.
Во второй половине раннего детства происходит отчётливая дифференциация предметной деятельности ребё нка : интенсивно развивается такой её особый вид, как процессуальная игра. В её основе лежит зарождающаяся потребность ребёнка подражать тем действиям взрослого, которые он наблюдает в повседневной жизни. Эта потребность реализуется в играх с сюжетными игрушками. В этом возрасте малыш чаще всего отображает в игре ситуации, в которых он действует как мама, папа, врач и т. д. А игрушечный персонаж персонифицирует самого малыша, например, он кормит или купает куклу как бабушка, лечит медвежонка как доктор.
Процессуальная игра вносит особый вклад в психическое развитие ребёнка раннего
возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В игре создаются условия для развития наглядно – образного мышления, воображения, закладываются основы творчества и предпосылки становления будущей сюжетно – ролевой игры.
На третьем году жизни активно развивается новая сфера коммуникативной деятельности ребёнка – его общение со сверстниками. В этот период между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально – практическая игра, которая становится основным содержанием взаимодействия со сверстниками на протяжении третьего года жизни. Это общение разворачивается преимущественно без предметов и строится на обмене разнообразными забавными движениями : дети прыгают, бегают, кувыркаются, весело кричат, обнимаются и пр. В то же время предметное взаимодействие между детьми в этом возрасте часто вызывает негативные переживания из-за неумения малышей делиться игрушками и играть вместе. Но организация взрослым совместных игр детей с предметами позволяет уже в раннем
возрасте налаживать успешное предметное взаимодействие между малышами.
Общение со сверстниками на третьем году жизни вносит существенный вклад в их социально – эмоциональное развитие : расширяет их коммуникативный опыт, обогащает новыми переживаниями эмоциональную сферу, способствует развитию самопознания через сравнение себя с партнёром.
Благодаря быстрым темпам развития ребёнка в период раннего детства
незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормы могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности для коррекции отклонений за счёт большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребёнка чрезвычайно важно.
Таким образом, знания о закономерностях психического развития детей раннего позволяют вовремя заметить возможные отклонения в развитии ребёнка или, наоборот, его особые способности в какой- то сфере, при необходимости помочь ему справиться с трудностями, обратиться за помощью к специалисту.