Ирина Лекомцева
Задержка психического развития: учимся, развиваясь
▼ Скачать + Заказать документы
В детские сады и школы всё чаще приходят дети, отстающие в развитии от своих сверстников. Наблюдения за детьми и изучение истории их развития позволяют поставить диагноз: Задержка психического развития (ЗПР). Часто это понятие звучит как пожизненный приговор, но это далеко не так.
ЗПР – это нарушение темпа психического развития ребенка. Медицина и психология определили нормы, согласно которым человек на разных этапах развития должен овладеть определенным багажом социальных и интеллектуальных навыков, освоить ведущие виды деятельности, соответствовать по уровню развития психических процессов. Дети с ЗПР проходят свой путь развития медленнее своих сверстников, не соответствуя общепризнанной возрастной периодизации.
Публикация «Задержка психического развития: учимся, развиваясь» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, в начальные классы приходят дети с характерными чертами дошкольников. Такие дети не способны включиться в учебную деятельность, т. к. у них преобладают игровые интересы.
Причины ЗПР
• генетически обусловленный замедленный темп развития;
• соматическая недостаточность: хронические заболевания и инфекции; врожденные пороки физического развития (например, сердца, глубокие аллергические реакции, детские неврозы, астения;
• неблагоприятные условия воспитания, оказывающее травмирующее действие на развитие психики;
• очаговые поражения центральной нервной системы, не вызывающий стойкого нарушения познавательной деятельности в следствии: асфиксии, интоксикации, родовым и послеродовых травм, недоношенность.
В зависимости от причин ЗПР, различные виды задержек по-разному подвергаются коррекции. Самой стойкой является ЗПР церебрально-органического происхождения, в основе которой поражения ЦНС. Статистика показывает наибольшую распространенность именно этого типа ЗПР вследствие родовых травм или осложненной беременности.
Характерные особенности детей с ЗПР
Несмотря на различие в этиологии задержек, дети с ЗПР имеют типичные психические особенности :
1. Несоответствие интеллектуальных способностей ребенка календарному возрасту. Диагностика готовности ребенка к школе позволяет выявление целого ряда показателей готовности: интеллектуальную, мотивационную. Ребенок с ЗПР не соответствует этим показателям по всем или абсолютному большинству параметров.
2. Особое состояние нервной системы: утомляемость, головные боли от напряженной деятельности.
3. Слабая устойчивость внимания, легкая отвлекаемость, низкая работоспособность.
4. Недостаточный уровень развития восприятия : трудности в узнавании предметов, типизация окружающего (дети не понимают функции предметов непривычной формы, неспособность к абстракции).
5. Слабая продуктивность произвольной памяти: трудность запоминания и маленький объем.
6. Низкая познавательная активность.
7. Несформированность основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, обобщения.
8. Нарушение и недоразвитие речи, включая дислалию.
9. Характерные особенности поведения:
• добродушие, податливость, послушность;
• медлительность в новых действиях;
• старательность в исполнении обязанностей (например, полить цветы);
• аккуратность в обращении с вещами;
• способность длительное время слушать, но оставаться пассивными.
Особенности обучения детей с ЗПР
Для детей с ЗПР существуют специальные коррекционные школы седьмого виды, классы компенсирующего обучения в массовых школах, где происходит обучение по специальным программам.
Практика демонстрирует случаи перехода детей из специфических условий обучения в массовые классы и школы по окончании начального этапа обучения. Дети с ЗПР часто учатся в обычных классах.
Несмотря на место обучения, все дети с ЗПР нуждаются в особых условиях обучения:
1. Осуществление индивидуального подхода как на уроках, так и во внеурочное время.
2. Профилактика утомления путем чередования различных видов деятельности.
3. Использование общеразвивающих методов и приемов.
4. Обогащение знаний детей об окружающем мире.
5. Специальные коррекционные и подготовительные занятия.
6. Замедленный темп изучения учебного материала.
7. Многократное повторение важных положений и понятий;
8. Порционность нового учебного материала.
9. Активная работа по развитию и коррекции речи.
Задержка психического развития – это временное явление. Разница в развитии очевидна в детском возрасте, но не так заметна во взрослом. При условии правильной коррекции ЗПР, дети в будущем осваивают определенные виды профессиональной деятельности и вписываются в социум.
На этапе начальной школы очень важно вселить в детей веру в собственные силы, поощряя малейшие успехи детей в познавательной деятельности. Обучение детей с ЗПР лучше доверить специалистам в области коррекционного образования. Но преодолеть задержку психического развития можно только при постоянных коррекционных воздействиях и в урочное и внеурочное время. Доверить психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение детей с ЗПР нужно только специалистам: психологам, и дефектологам.