Татьяна Тукиш
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
Тукиш Татьяна Федоровна
Воспитание звуковой культуры речи – это важное направление в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь. Чтобы достичь успехов, работу нужно начинать как можно раньше.
Публикация «Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни» размещена в разделах
У детей третьего года жизни имеются огромные возможности в усвоении звуковой стороны речи. Ориентировочные показатели развития речи детей третьего года жизни следующие : к концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных л, р.
Нередки случаи, когда трехлетние дети овладевают правильным произношением всех звуков. В настоящее время большинство детей усваивают и правильно произносят звуки значительно позже (к пяти и даже к шести годам). Такое неравномерное усвоение звуков обусловлено прежде всего индивидуальными особенностями развития речи ребенка. Немаловажную роль в овладении речью (и звукопроизношением в частности) играет окружающая речевая среда.
Прежде чем определить задачи, рассмотрим состояние звуковой стороны речи у детей третьего года жизни.
Подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) в этом возрасте у ребенка значительно улучшается, совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Но имеется и ярко выражено несовершенство звуковой стороны речи : дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения звуками, например: шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда звуками тъ, дь. Нередко отмечается замена твердых согласных звуков мягкими. Такая замена обнаруживается лишь в определенной группе звуков т, д, с, з и т. д. (т. е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произношении губно-губных (п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных, хотя они, как отмечает В. И. Бельтюков, в процессе становления звуков появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Некоторые дети заменяют звук ы звуком и, звук х звуком к. Отмечаются и другие индивидуальные особенности в произношении звуков.
На третьем году жизни у детей такие сложности как : затруднения в произнесении многосложных слов:
- не могут сохранить слоговую структуру слова,
- переставляют слоги,
- заменяют и опускают отдельные звуки.
При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-двусложных словах. Многие дети произносят слова недостаточно отчетливо и внятно.
Дети этого возраста часто имеют укороченный, слабый выдох, многие говорят недостаточно громко.
Практика показывает, что работа по воспитанию звуковой культуры речи детей третьего года жизни ведется разрозненно, без всякой системы, и направлена чаще всего на решение отдельных вопросов данного раздела: учить отчетливо и внятно произносить слова, отдельные звуки, развивать голосовой аппарат. Узкий подход к воспитанию звуковой культуры речи у детей третьего года жизни в некоторой степени обусловлен еще и неоправданным ограничением задач, которые ставит Программа.
В рассматриваемом возрасте имеется необходимость работы над звукопроизношением, в частности, для закрепления правильного произношения воспитателю следует планировать игры и упражнения со звукоподражанием.
Основная задача воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни - это обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, а также отчетливому и внятному произнесению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ) и звуков л, р.
На третьем году жизни дети не только неправильно произносят звуки, но и нередко имеют общую смягченность речи (за счет мягкого произнесения некоторых твердых согласных звуков, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают многосложные слова (опускают звуки, слоги, не всегда могут правильно повторить вслед за воспитателем трехсложные и более длинные слова.
На занятиях, в играх, в повседневном общении воспитатель приучает детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. При общей смягченности речи обращает внимание на правильность произнесения твердых согласных.
Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно—слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, необходимо прежде всего научить их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия — важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Еще И. М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой, не менее важной за-дачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детей слухового восприятия.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Дети не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо или, наоборот, громко, а то и кричат, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развить у них голосовой аппарат- это следующая задача, которая стоит перед воспитателем.
На третьем году жизни дети начинают пользоваться фразами, состоящими из 3 – 4 и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, следует учить детей пользоваться умеренным темпом, т. е. говорить не торопясь. Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что слова можно произносить и быстро и медленно. Ускорение и замедление речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности. Монотонная речь обедняет высказывание, в то время как «игра» темпа обогащает устную речь, делает ее ярче, красочнее.
Приучая детей менять силу голоса, темп речи, воспитатель тем самым готовит их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.
Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Для произношения ряда звуков (в, ф, с, з и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года жизни выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Продолжительности выдоха у детей данного возраста не превышает 1,5—2 сек. (при свободном выдохе на ватку, при произнесении гласного звука). Поэтому детям трудно произносить некоторые фрикативные звуки (с, з).
Развитие речевого дыхания на данном возрастном этапе сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго и плавно производить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят выдох и через нос).
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни – это усвоение, закрепление правильного произношения звуков, выработка отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, развитие слухового восприятия, укрепление артикуляционного и голосового аппарата.