Татьяна Шагаева
Приобщение детей третьего года жизни к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей третьего года жизни естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений.
Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, стихи, потешки. И это закономерно. Литературным миниатюрам присуще ритмичность, четкость выразительность. Они передают народный опыт, мудрость обладают огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос- ответ, богатой мелодикой звучания. Многие авторские стихотворения и народные песенки (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. («Наши уточки с утра», «Заяц Егорка»- русские народные песенки. Воспитатель используя стихотворения может играть с желающими детьми (по очереди, например воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.
Публикация «Приобщение детей третьего года жизни к художественной литературе» размещена в разделах
Детей в течении года знакомят с русскими народными и авторскими сказками отечественных и зарубежных писателей (Л. Толстой, К. Чуковский, В. Бианки, В. Сутеев, Д. Биссет, С Капутикян) и д. р Сказки короткие лучше рассказывать детям два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку педагог обеспечивает их активность во время слушания : помогает выполнять имитационные движения, используя наглядные пособия разнообразные.
Лучший эффект достигается, если педагог сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра. Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не нарушает плавности изложения и не занимает много времени. Использование наглядных материалов на занятии активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. Воспитатель после первого рассказывания помогает детям вспомнить содержание сказки, параллельно планируя задания, которые позволяют им сменить позу, выполнить упражнение двигательное (показать как тянули репку; попрыгать как лягушка, и т. п). Если проводится предварительная подготовка восприятие некоторых сказок проходит намного успешнее.
Целесообразно заканчивать занятия с фигурками настольного театра самостоятельной игрой детей, рассматривание иллюстраций в ходе которой дети вспоминают слова принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы инсценирования и драматизации.