Богданова Наталья Алексеевна
Консультация в старшей группе «Зачем учить детей мечтать»
▼ Скачать + Заказать документы
Детям характерно фантазировать. У них пока еще нет шаблонов, страха, что "не получится", "не смогу", "это невозможно". Авторами большинства великих открытий являются именно мечтатели.
Настоящие детские мечты — без границ. Им не мешают миллионы световых лет, отсутствие денег, законы химии и физики, неверие в свои способности, нормы поведения и прочие «правильности» с «разумностями».
У многих взрослых уже есть опыт и железобетонное понимание: «Это нереально, потому что есть 100500 причин и я лучше знаю!», делая это неосознанно и из «добрых» побуждений. Часто используются фразы: «Ты не сможешь… Ты на это не способна! Хватит строить воздушные замки — это пустое!»
Публикация «Консультация в старшей группе „Зачем учить детей мечтать“» размещена в разделах
С такой заложенной программой с детства очень трудно стать счастливым, успешным. Иногда от большой любви, иногда просто от непонимания мы сами отнимаем у ребенка веру в себя, мешаем его свободе. Печально, но потом дети вырастают во взрослых, которые разучились мечтать.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА МЕЧТЫ?
Развивает и тренирует и воображение, творческий потенциал. Для любой профессии, в разных сферах жизни это качество очень пригодится в будущем.
В процессе мечтаний малыш уже поворачивает на дорогу, ведущую к призванию, обретения смысла жизни, без долгих поисков. Как для молодых людей, так и постарше, бывают проблемы с выяснением предназначения. Они толком не понимают, чего хотят на самом деле, к чему лежит душа. И меняют массу профессий, мест работы и жительства, не чувствуя удовлетворения ни в чем.
Если есть мечта, то вырисовываются и цели. Человек ставит перед собой задачи и находит способы для их достижения. Жизнь переходит из разряда пустоты и бессмысленности – в осознанную деятельность. Просто мечтать – очень мало. Крайне ценны: активность, предприимчивость, способность к действиям. Важно, что у человека сформируются такие полезные качества. А вот станет ли ребенок крупным бизнесменом или популярным артистом, это – не главное.
Тот, кто не боится мечтать, не живет зажатым в тоннеле стереотипов. Он умеет нестандартно, креативно мыслить. Не оглядывается бесконечно на мнение окружающих, не старается быть как все. Это помогает нащупывать новые подходы, методы, идти нехожеными дорожками.
СЕМЕЙНЫЕ “МЕЧТАТЕЛЬНЫЕ ПОСИДЕЛКИ”
А вы замечали, что детские мечты быстрее исполняются? Да, у них еще нет «рамок». Но есть и небольшой секрет — скорость мысли у детей в разы больше, чем у взрослого. Именно поэтому все, что искренне желает маленький человечек, притягивается со скоростью света.
Можно в семье завести традицию “мечтательные посиделки”, когда вы будете решать, например о том, как здорово хотите провести следующий год. Дайте ребенку возможность помечтать, пофантазировать, чтобы он помог в этой затее и с удовольствием “поволшебничал”. Подобные “мечтательные посиделки” — это эффективно и весело!
КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Многим знакомы подобные фразы родителей: «Мне не хватало этого в детстве, так хоть у тебя будет. У меня не получилось стать моделью, из тебя точно толк выйдет…»
Девочку отдают на балет потому, что мама видела себя балериной.
Мальчик мечтал стать водителем, ездить по разным городам, странам. Но папа командир военной части и такого для сына, конечно, не допустит…
Так и разбиваются детские мечты, как хрупкое стекло. И уже взрослые люди не могут осознать: «Что пошло не так, что не дает покоя?», забывшие про желания или забросивших их в дальний уголок памяти.
Дорогие родители, в семье потомственных медиков может родиться тот, что хочет петь на сцене или освоить другую профессию. Не отбирайте у детей их личную мечту!
Не произносите:
o Это невозможно
o Не будет никогда
o Мы не можем себе это позволить
o У тебя не получится
o Забудь про глупые фантазии
o Лучше синица в руках.
По возможности оберегайте от подобного своих чад. Старайтесь не использовать в речи подобные фразы: «Не достойна; работа должна кормить и не бывает в удовольствие; не будешь богатым; не сможешь”
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Начните с того, что побуждайте ребенка мечтать. Задавайте вопросы: «Кем бы ты хотел быть, какое твое заветное желание?» Пускай малыш задумывается об этом.
Если дочь или сын вам ответят, что хотел бы знать, о чем думает котенок или понимать речь животных, не спешите смеяться или разуверять. Может быть именно в эту минуту кто-то уже изобрел такое приспособление или ваше дитя и станет в будущем тем «кулибиным».
ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы мечтатель не остался пустым «витателем» в облаках. Должны быть определенные шаги, и задача взрослых донести это детям. Когда они поделились с вами мечтой, поддержите их, дайте практические советы.
Например, ребенок рассказал, что желает стать президентом или звездой сцены. Не высмеивайте его, не рубите идею на корню. Разве родителям дано право отмерить предел возможностей детей? Еще никто не появился на свет, умея сразу говорить, читать, управлять самолетом или страной, но этому учатся.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Почитайте вместе про известных актеров, политиков, что помогло им достичь успеха. Какими качествами и навыками должен обладать глава государства, запишитесь в соответствующий кружок.
Сможет осилить свое желание ребенок или нет – это конкретно его льгота и выбор, все в его власти. Обязанность старших – в поддержке. Мечта может меняться с течением времени, это нормально. Прочувствовал, что значит стоять на сцене и не понравилось? Отлично, избежали неверного направления и пойдем другим путем.
Главное – культивировать в детях навык мечтать, не страшиться невероятных желаний, идти вперед. С юного возраста дети будут понимать, что многое зависит от них самих, определенных качеств, умений. Надо брать ответственность на себя и двигаться к мечте, ставить цели, преодолевать препятствия. Формируется активная жизненная позиция.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Вечерами, в свободную минуту, по дороге в детский сад или школу, в нудной очереди в поликлинике – развивайте в детях воображение с помощью следующих вариантов игр.
o Волшебная палочка
Представьте, что у вас есть волшебная палочка, она может оживлять или изменять вещи, события. Что расскажет вам стол, стул, зубная щетка? Как им живется, что нравится и не нравится?
Что будет, когда муравьишка превратится в огромного слона? Или бабушка станет маленькой девочкой?
o Волшебный предмет
Перечислите сказочные предметы, которые известны: шапка-невидимка, ковер-самолет, скатерть-самобранка и т. д. Как бы вы их использовали? Какая вещь незаменима? Какие еще есть волшебные предметы? Какие еще не придумали?
o Превращения в животного
Пусть ребенок изобразит того животного, в кого он якобы превратился: в котенка, щенка, медведя, рыбку. И пусть помяукает, полает, порычит, а вы попробуйте разгадать. Этот способ вдобавок поднимает настроение. Если дети злятся, чем-то недовольны, то будут показывать агрессивного хищника. Предложив ему изобразить миролюбивое животное, изменится и состояние малыша.
o Взгляд и мысли вещи
Взгляните на мир глазами любого предмета, не важно – живого или неживого. Что думает цветок, растущий на окне? Кто самый счастливый: ложка или тарелка, платье или шапочка, окно или дверь? Что они любят и не любят, на что надеются.
o Поиграйте в игру притяжения событий
Расскажите детям о силе мысли, что реально притянуть в жизнь о чем по-настоящему мечтаешь. Научите визуализировать: сделайте вместе коллаж из картинок, нарисуйте нужное событие, расскажите как представлять будущее в красках.
Нет границ для мечты, особенно – детской. Способности надо развивать, мыслями – управлять, находить ресурсы, разрабатывать план действий, начинания детей – усиливать, укреплять их веру в себя, давать практические подсказки. Помогайте воображать, чтобы он нашел свою роль, реализовался и был счастливым.